Во сне летаем чаще, чем наяву

Более чем в три раза возросла стоимость авиационного керосина с начала нынешнего года. Воздушные компании теперь вынуждены покупать его на различных нефтеперерабатывающих заводах или предприятиях госрезерва по цене от 5 500 до 7 000 рублей за тонну. Плюс к этому расходы на транспортировку до аэропортов. Тем самым топливная составляющая в стоимости билета увеличилась с 23 до 36 процентов.

17 нояб. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №691 от 17 нояб. 1999

Более чем в три раза возросла стоимость авиационного керосина с начала нынешнего года. Воздушные компании теперь вынуждены покупать его на различных нефтеперерабатывающих заводах или предприятиях госрезерва по цене от 5 500 до 7 000 рублей за тонну. Плюс к этому расходы на транспортировку до аэропортов. Тем самым топливная составляющая в стоимости билета увеличилась с 23 до 36 процентов.

Авиаперевозчики в свою очередь были также вынуждены поднять тарифы на перевозку пассажиров и грузов. Хотя и не так значительно, как это сделали нефтяники. На разных направлениях от 10 до 60 процентов. Естественно, стало значительно меньше людей, которые теперь добираются самолетами до места назначения. Однако это еще полбеды.

Главная проблема заключается в том, что в нашей стране с ее неисчерпаемыми кладовыми углеводородов в число дефицита попал авиационный керосин (так же, как и высокооктановый бензин, дизельное топливо, мазут). Все это вывозится за рубеж, поскольку стоимость нефтепродуктов на внешнем рынке значительно выше. Воздушные компании даже при наличии “живых” денег не могут найти стратегическое топливо и обеспечить себя им в необходимом объеме. “В” еще в середине лета предупреждал потенциальных пассажиров о возможных сбоях в регулярных рейсах ряда авиапредприятий.

К сожалению, так оно и вышло. Осенью кризис усилился, и многим еще памятны возникшие сложности с вылетом в Москву и Сибирь. Были вынуждены временно прекратить полеты “Красноярские авиалинии”, и только 9 ноября они восстановили график движения своих лайнеров на Дальний Восток. Задерживались маршруты у “Домодедовских авиалиний”, у них уменьшается количество перевозимых пассажиров. А ведь это мощные структуры с большим парком машин, собственными аэропортами, профессиональными кадрами и инфраструктурой. Они в значительной мере закрывают потребность перевозок на востоке России. Пока в Приморье функцию заправщика брала на себя компания “Владивосток Авиа”, у коллег с запада проблем особых не возникало. Однако из-за всеобщего кризиса каждый перевозчик теперь вынужден самостоятельно решать эти проблемы. К примеру, в районы Крайнего Севера в счет федеральных дотаций целенаправленно поставляется топливо танкерами в период летней навигации. А уже авиакомпании спокойно закупают там горюче-смазочные материалы для своих самолетов. На материке ситуация в корне иная. Поэтому некоторые предприятия и оказались в столь затруднительном положении. Они вынуждены или отказываться от полетов, или взвинчивать цены на билеты, из-за чего сразу падает пассажиропоток.

Сейчас каждый пытается самостоятельно наполнить баки горючим. Так, “Аэрофлот - международные авиалинии” всегда пополнял свои запасы на Дальнем Востоке самостоятельно. Это обходилось им дешевле, чем работать через агентскую компанию. Дело дошло до абсурда - “Аэрофлот” вынужден часть необходимого керосина приобретать за рубежом, дабы не подорвать многолетнюю репутацию и не потерять постоянных клиентов.

В этой ситуации значительно предпочтительнее выглядят шансы “Владивосток Авиа”. Наша родная компания всегда самостоятельно решала вопросы обеспечения топливом, поэтому возникший кризис не поставил ее руководство в тупик. Сказались хорошо налаженные связи с объединением “Ангарскнефтесинтез”. Конечно, ближе располагаются нефтеперерабатывающие заводы Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Но у них очень незначительные мощности. Поэтому и приходится завозить продукцию из Прибайкалья. А если и там случается дефицит сырой нефти и потому выстраивается очередь покупателей, то присутствие в Ангарске представителей “Владивосток Авиа” позволяет решить проблему в пользу приморских авиаторов.

Тем не менее нынешней осенью и у “Владивосток Авиа” стали заканчиваться запасы керосина. Это произошло из-за того, что другие компании старательно вычерпывали топливо в Приморье, не только не заботясь о пополнении складов ГСМ, но даже не рассчитываясь за него своевременно.

И тогда руководство “Владивосток Авиа” было вынуждено через председателя краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям Константина Толстошеина обратиться за помощью к губернатору Приморья Евгению Наздратенко. Только благодаря его вмешательству удалось избежать срыва. Правительство выделило тысячу тонн дефицитного сырья на заправку самолетов “Владивосток Авиа”, “Аэрофлота” и “Домодедовских авиалиний”. Топливо поступило из местных хранилищ государственного резерва. Самолеты полетели дальше, теперь необходимо решить проблемы компенсации, ведь госрезервы нельзя держать оголенными.

А пока что в компании “Владивосток Авиа” думают еще об одной трудности. После установления новых цен на керосин рейсы в европейскую часть России стали нерентабельными. Наиболее убыточны полеты в Краснодар, и скорее всего придется на зиму отказываться от этого направления. А вот рейсы в Москву и Екатеринбург придется выполнять, даже несмотря на их видимый убыток.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"