Битва с ветряными мельницами,

В последнее время много пишется и говорится о так называемой нетрадиционной энергетике. Впрочем, термин этот очень спорный и по сути неверный, поскольку нет ничего более традиционного для человека, чем использование энергии ветра, воды или солнца. Между тем именно “нетрадиционная энергетика” устремлена в будущее, и в первую очередь потому, что она более экологична. А экология сейчас - очень современное (если не сказать - модное) понятие. Выходит так, что все новое - это хорошо забытое старое. Порой очень хорошо забытое...

3 нояб. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №686 от 3 нояб. 1999

В последнее время много пишется и говорится о так называемой нетрадиционной энергетике. Впрочем, термин этот очень спорный и по сути неверный, поскольку нет ничего более традиционного для человека, чем использование энергии ветра, воды или солнца. Между тем именно “нетрадиционная энергетика” устремлена в будущее, и в первую очередь потому, что она более экологична. А экология сейчас - очень современное (если не сказать - модное) понятие. Выходит так, что все новое - это хорошо забытое старое. Порой очень хорошо забытое...

или Традиции нетрадиционной энергетики

Теория: “Мы рождены, чтоб сказку сделать...”

На крыше Института проблем морских технологий ДВО РАН, что на улице Суханова, высятся довольно странные сооружения - словно иллюстрации к роману о будущем. Это - солнечные водонагревательные установки, спроектированные в лаборатории нетрадиционной энергетики ИПМТ. Она родилась в 1983 году в Тихоокеанском океанологическом институте ДВО РАН - тогда там начала работать группа “нетрадиционных энергетиков” под руководством А. Ильина. Полтора десятка лет он отдал изучению энергетики океана, еще столько же занимался проблемами использования энергии солнца, ветра, биогаза и прочих “нетрадиционных” ее источников. Солнечные энергоустановки ИПМТ уже восемь лет работают на благо потребителя. Установлены они не только на крыше самого института, но и в Артеме, в Партизанске, у многих владивостокских фирм и даже в личных коттеджах наиболее “продвинутых” их обладателей. В Уссурийске фирма “Примагропромэнерго” по разработкам лаборатории серийно выпускает солнечные водонагреватели для сельских районов.

Теоретическая основа здесь такая. Мощность излучения солнца оценивается в один киловатт на квадратный метр, с учетом потерь и преобразования КПД установки составляет примерно 70 процентов. Чем больше площадь установки, тем больше энергии она дает. Теплоносителем обычно является вода, единственный ее недостаток - зимой замерзает. Поэтому применяется двухконтурная система - в первый заливается тосол, во второй - вода. Такие нагреватели работают круглый год. У любого частного дома площадь крыши может обеспечить потребности его обитателей в тепле и горячей воде на 30-40 процентов. Для многоквартирных зданий дело обстоит посложнее. В обычной 9-этажке за счет солнца возможно, например, снабжение всего дома горячей водой. Если обратиться к зарубежному опыту, то в Израиле законодательство требует, чтобы ни один проект нового жилого дома не принимался без солнечных батарей. В результате там 65 процентов горячей воды и отопления получают непосредственно за счет солнечной энергии.

Что же касается наших реалий... Подсчитано, что Приморский край за счет использования солнечного излучения может получать в год около семи миллионов киловатт электроэнергии и примерно столько же - тепловой. При этом установленные энергомощности в крае составляют два миллиона киловатт, а потребляется чуть более миллиона. Так что потенциал использования Солнца понятен без особых рассуждений. Казалось бы, ученым и карты в руки - только работай. Правда, доктор технических наук А. Ильин, много сил отдавший этим разработкам, недавно уехал из Приморья. Сейчас лабораторией нетрадиционной энергетики руководит О. Ковалев, тоже доктор технических наук, профессор - он вместе с А. Ильиным в 1991 году разрабатывал и устанавливал самую первую солнечную нагревательную установку на шахте в Партизанске. Олег Петрович не скрывает, что главная проблема - слабое финансирование перспективных разработок.

Правда, “Примагропромэнерго” получает поддержку краевых властей через программу развития нетрадиционной энергетики. А Н. Супрунов, руководящий уссурийской фирмой, помогает лаборатории - все-таки у него производство “раскручено”, хотя уровень продаж солнечных водонагревателей оставляет желать лучшего. От государства, то есть через бюджетное финансирование ИПМТ, приходят крохи, которых явно не хватает. Однако О. Ковалев имеет такое суждение: “Если ничего не делать - ничего и не будет. Ездили бы мы сейчас на телегах и ходили бы в шкурах. Поэтому мы продолжаем работать и надеяться на будущее”. Такую надежду можно увидеть и в уже упомянутой программе по развитию нетрадиционной энергетики в крае, принятой постановлением губернатора № 25 от 26 января 1998 года. А вообще-то в ИПМТ еще под руководством А. Ильина был выполнен проект под названием “Развитие топливно-энергетического комплекса Приморского края на основе нетрадиционных источников энергии”. Кстати, за границей, где довольно широко применяются отдельные виды “нетрадиционных” энергоустановок, нет примера решения энергетических проблем целого региона на основе этих источников. Так что ученые из ИПМТ в таком деле первые.

Разумеется, в лаборатории занимаются не только солнечной энергетикой. Например, хорошо известно, как велик, научно выражаясь, ветроэнергетический потенциал нашего края. Значит, надо ставить ветроэлектростанции (ВЭС) - вроде бы вывод однозначный. Правда, применение ветродвигателей имеет значительные ограничения - в основном из-за шума и вибрации. Например, их можно располагать лишь в двух-трех километрах от жилья. К тому же удовольствие это довольно дорогое - более 3000 долларов за 1 киловатт установленной мощности. Тем не менее в Хабаровском крае уже имеется 70 небольших ветроэлектростанций местного производства. Конечно, надо знать, где ставить и как. Иначе получится, как на автозаправке возле площади Баляева, где несколько лет назад с большой помпой была запущена ВЭС. А теперь она не работает, поскольку при ее установке были не выдержаны многие требования: рядом проходит пешеходная тропа, неподалеку находятся жилые здания и ЛЭП, а сама ВЭС поставлена в области “ветровой тени” от сопки. По мнению ученых, здесь был проявлен непрофессионализм.

Практика: “Мы не можем ждать милостей от природы...”

Вообще-то “нетрадиционная” энергетика, хоть и ходила всегда в падчерицах у традиционной, своими успехами может похвастать. Еще в

30-х годах отечественная промышленность освоила производство разнообразных ветроустановок с механическим приводом - водоподъемных, метеорологических и так далее. Были они мощностью в 3-4 киловатта и серийно выпускались лет эдак тридцать. Кстати, СССР тогда имел приоритет в разработке лопастных ветродвигателей. Теперь их производят во многих странах мира - в Голландии, Дании, Германии, США, Канаде. А у нас это дело начинает развиваться как бы снова... Я хорошо помню, как в 50-60-х годах на маяке близ Малой Кемы (это в Тернейском районе) стоял огромный ветряк, страшно гудящий при сильном ветре. От него заряжались аккумуляторы, которые подавали ток на лампы маяка. Потом протянули линию от местной электростанции, и ветряк стал не нужен. А теперь бы не помешал - при нынешних перебоях с горючим на наших “северах”. Что же мешает развитию сети ветроэлектростанций в Приморье? Наверное, в первую очередь их высокая стоимость.

Да и солнечные водонагревательные установки доступными не назовешь: те, что производятся уссурийским “Примагропромэнерго”, продаются по 6-7 тысяч рублей за один квадратный метр площади. При этом один “квадрат” дает примерно 0,7 киловатта мощности. Правда, аналогичные установки импортного производства почти в два раза дороже. Предназначены все эти чудеса науки и техники в основном для сельских районов, а там и так лишних денег нет. Значит, тупик? Хотя энтузиасты этого нужного дела веры в будущее своих разработок не теряют. Так, в Красноармейском районе подготовили выставку, на которой представлены мини-ГЭС. Организовало показ новой техники все то же “Примагропромэнерго”, которое сейчас ведет переговоры с предприятиями Санкт-Петербурга, надеясь получить от них техническую документацию на изготовление этих экологически чистых и экономически выгодных энергоисточников. Видимо, две мини-ГЭС в ближайшее время появятся в Тернейском районе - работы по их проектированию уже ведутся.

Нужда в подобных автономных энергоустановках есть. Поэтому, не требуя советов от науки и не надеясь на них, а вспомнив прочитанные в детстве книжки, современные Кулибины и Черепановы взялись за инструменты. С помощью воображения, смекалки и какой-то матери начали они мастерить водяные колеса и воздушные пропеллеры самых разных типов. И что интересно - все это практически функционирует! А почему бы таким механизмам и не работать, если они на протяжении нескольких веков надежно трудились на благо человечества? Громадное восьмилопастное колесо не первый год крутится над одним из домов в районе Рудной Пристани - его прекрасно видно с трассы.

По всему Приморью можно заприметить самодельные экологически чистые энергоустановки, работающие от ветра и воды (волновых еще не встречал, хотя не исключаю, что и они есть). С одной стороны, все это напоминает возвращение в прошлое, а с другой... Есть у меня знакомые фермеры, которые поставили себе самодельный ветряк и с тех пор в ус не дуют. У них и дармовой свет есть, и холодильник морозит, а в хороший ветер еще и приемник с телевизором “пашут”. Излишне добавлять, что столбы к ним никто тянуть не будет, а купить дизель-генератор финансы не позволяют. А в одном дальнем селе Тернейского района, практически уже не существующем, оставшиеся жители сварили из подручных материалов гидротурбину, присоединили к ней зубчатыми передачами электромотор и теперь имеют свою собственную лампочку Ильича.

Скоро население - я уверен! - научится клепать самодельные солнечные батареи из консервных банок и бутылочного стекла. Причем работать они будут, поскольку людям нужны - существует востребованность, если выражаться умно. Да, у них будут очень малый КПД и небольшая мощность, но это дело наживное. “Почему подобные дешевые и надежные системы не выходят из наших научных институтов и лабораторий?” - такой детский вопрос я задал О. Ковалеву. Олег Петрович даже несколько обиделся, но пояснил: без соответствующих субсидий производство у нас - весьма затратная штука, да и продаются готовые установки по цене, многократно превышающей себестоимость. Все остальное, что мне высказали специалисты, я уже изложил выше. Больше добавить нечего...

Эпилог: “Сказки нашего королевства”

Заключение здесь очень простое: не стыкуется у нас наука с реальной жизнью, и виновны в этом вовсе не ученые. Они, получая свои крохи, вполне успешно трудятся, но граждане не в состоянии приобретать результат их разработок из-за... В общем, понятно, почему. Наверное, свести их вместе, помочь и тем, и другим - все-таки забота властей. Будем надеяться, что лучшее еще ожидает нас. В Приморье загудят мощные ВЭС, освещающие самые глухие уголки, энергия горных рек тоже превратится в электричество, появятся волновые и приливные электростанции, тепло будет получаться даже из мусора, а о строительстве АЭС все и думать забудут. Так что все написанное мною - присказка. Сказка будет впереди...

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, специально для "В"