Военно-морской кортик Владимира Путина

Двое суток премьер-министр России провел на Дальнем Востоке. Двое суток напряженной работы. Насыщенный график встреч. Перелеты. Посещение предприятий военно-промышленного комплекса. Совещания. Казалось бы, все как обычно. Обычная ознакомительная поездка по регионам. Рутинная работа по подготовке страны к зиме. Банальные, даже где-то затертые слова о выходе страны из экономического пике, о необходимости помощи армии и ВПК. Все так. Однако, если рассматривать визит Владимира Путина на восток страны через призму предстоящих летом следующего года президентских выборов, из беспорядочной мозаики выстраивается вполне четкий образ. Образ зрелого политика, начавшего свою избирательную кампанию.

2 нояб. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №685 от 2 нояб. 1999

Двое суток премьер-министр России провел на Дальнем Востоке. Двое суток напряженной работы. Насыщенный график встреч. Перелеты. Посещение предприятий военно-промышленного комплекса. Совещания. Казалось бы, все как обычно. Обычная ознакомительная поездка по регионам. Рутинная работа по подготовке страны к зиме. Банальные, даже где-то затертые слова о выходе страны из экономического пике, о необходимости помощи армии и ВПК. Все так. Однако, если рассматривать визит Владимира Путина на восток страны через призму предстоящих летом следующего года президентских выборов, из беспорядочной мозаики выстраивается вполне четкий образ. Образ зрелого политика, начавшего свою избирательную кампанию.

После Леонида Брежнева ни один руководитель государства не был на корабле ТОФ больше получаса

Заявления Владимира Путина, график его встреч, перечень тех объектов, которым премьер уделил первоочередное внимание, говорят прежде всего о том, что на Дальний Восток глава правительства ехал с вполне определенной целью. И эта цель, никак публично не обозначенная, выглядит вполне очевидной, если принять во внимание, что Путин прибыл в регион, имеющий стратегическое значение. Регион, где армия, флот, предприятия военно-промышленного комплекса составляют основную движущую социальную силу. Регион, где жесткая позиция Путина понятна всем. Регион, откуда премьер, опираясь на армию, флот и ВПК, может начать свое восхождение к президентскому креслу.

Военно-промышленный комплекс как локомотив социального прогресса?

На региональном совещании глав краев и областей Дальнего Востока глава правительства России помимо рабочих обсуждений ситуации с северным завозом и необходимости реструктуризации задолженностей регионов Дальнего Востока сделал ряд крайне сильных заявлений, идущих во многом в разрез с тем, о чем говорила власть последние 10 лет. Владимир Путин, и это стало неожиданностью для многих, заявил о том, что вытянуть страну из кризиса может только военно-промышленный комплекс. И в Хабаровске, и во Владивостоке Путин называл оборонную промышленность не иначе, как "тем локомотивом, который потянет за собой все сектора российской экономики".

Заявление в высшей степени необычное. И в такой же степени знаковое. На протяжении более 10 последних лет правительство, не стесняясь в выражениях, именовала ВПК не иначе как гирей, тянущей ко дну всю российскую экономику. И вдруг такой поворот. Из "гири" военно-промышленный комплекс превратился в последнюю надежду России. Кадровый, интеллектуальный, научный и производственный потенциал оборонки позволит России, по мнению Путина, занять достойное место в ряду передовых государств XXI века. Но только в том случае, если, цитирую, "использовать этот потенциал по-хозяйски, а не так, как это делается у нас".

Что на деле означает это заявление? Будем надеяться, что пришло правительство, которое осознало, что практически 90 процентов предприятий, доставшихся в наследство от советской власти, - это предприятия, так или иначе работавшие на оборонку. При этом предприятия, глубоко интегрированные во все сферы экономики. И перестроить их на выпуск кастрюль - заранее проигрышный шаг.

Мировой опыт показывает, что большинство зарубежных промышленных гигантов - это как раз те самые предприятия оборонного комплекса. Мало кто знает, что выпускающий пассажирские самолеты концерн "Боинг" в первую очередь производит крылатые ракеты. Как и знаменитый "Локхид". И что научный, интеллектуальный и кадровый потенциал оборонки работает в конечном счете на все гражданские отрасли.

Другое, не менее важное заявление премьера также наделало много шума. Впервые за многие годы глава правительства страны заговорил о необходимости разработки долгосрочной общенациональной стратегии экономического и социального развития России. При этом было объявлено, что уже в самое ближайшее время будет подготовлена и озвучена подобная программа - стратегия развития страны до 2010 года. Означает ли это, что Путин пришел во власть всерьез и надолго?

...И вечный бой. Покой нам только снится

Премьер пробыл в Приморье чуть более 18 часов. Ровно две трети времени пребывания во Владивостоке Путин провел на борту флагмана Тихоокеанского флота - гвардейского крейсера "Варяг", куда он отправился прямо из аэропорта.

На "Варяге" же провел ночь и всю первую половину дня 28 октября. Специалисты утверждают, что за последние 30 лет лишь одно высшее государственное лицо уделило столько времени Тихоокеанскому флоту - в апреле 1978 года на двое суток на крейсере "Адмирал Сенявин" в море выходил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. После Брежнева все премьеры и президенты ограничивались лишь 30-минутными экскурсиями по палубам кораблей, подчас даже не желая встречаться с экипажами.

Владимир Путин же не только наблюдал за пусками ракет, но и вздремнул пару часов во флагманской каюте крейсера. При этом, что из разряда комического, и здесь найти уединения и покоя премьеру не удалось. Во флагманской каюте, где почивал Владимир Владимирович, забыли выключить динамик боевой корабельной трансляции "Каштан", и премьеру всю ночь пришлось вслушиваться в исходящие с мостика и боевого информационного центра команды. Словом, нормально поспать Путину на "Варяге" не дали.

Впрочем, подобного рода неудобства были с лихвой компенсированы ратным искусством военных моряков. Очевидцы рассказывали, что когда премьер наблюдал за ракетными стрельбами, отражением условного нападения авиации, поиском и условным уничтожением подводной лодки "противника", глаза его горели неподдельной мальчишеской радостью. И гордостью за силу отечественного оружия.

Здесь же, на мостике “Варяга”, Владимир Путин в торжественной обстановке вручил главкому ВМФ России адмиралу Владимиру Куроедову орден “За заслуги перед Отечеством” 3-й степени.

На “Варяг” премьер приехал не с пустыми руками. Экипажу здесь же, в кают-компании, был вручен широкоформатный телевизор класса “домашний кинотеатр”. Специалисты говорят, самой дорогой модели из тех, что продаются в России. Владимир Владимирович был в этот день щедр - более десятка наиболее отличившихся матросов и офицеров флагмана ТОФ получили из рук премьера ценные подарки.

“Военное строительство” Владимира Путина

Во владивостокском Доме офицеров флота выступивший перед офицерами премьер сказал, по сути, то, что военные давно мечтали услышать.

Премьер говорил о сильной армии. О необходимости отказаться от наплевательского отношения к нуждам и чаяниям вооруженных сил. О том, что именно армия должна играть основополагающую роль в обществе. О том, что эффективное отстаивание наших национальных интересов на международной арене, надежное обеспечение безопасности страны в мирной жизни невозможно без существенного усиления внимания к интересам армии и флота, военно-промышленного комплекса.

Дружными аплодисментами было встречено заявление Путина о том, что правительство начало работу по восстановлению и укреплению военной мощи государства, приведению ее в соответствие с возникшими в последние годы геополитическими реалиями. С одобрением была воспринята мысль премьера о необходимости выработки новой военной политики Российской Федерации, о необходимости строительства таких вооруженных сил, которые одним своим наличием могли бы решать стратегические задачи укрепления авторитета России в мировом сообществе.

При этом в отличие от ритуальных заклинаний о необходимости сильной армии, которые регулярно несутся с телеэкранов, Путин готов подкрепить слова конкретными делами. В частности, вполне определенным образом можно трактовать предусмотренное проектом бюджета 2000 года увеличение расходов на оборону. По сравнению с годом нынешним в 2000 году планируется выделить средств на нужды вооруженных сил в полтора раза больше - свыше 146 миллиардов рублей по сравнению с 93 миллиардами в прошлом году. Существенно, по словам премьера, увеличатся ассигнования на закупки вооружений и военной техники. На эти цели планируется выделить свыше 26 миллиардов рублей. Увеличатся и расходы на оборону, проходящие по другим статьям бюджета, в том числе по разделу “социальная политика”.

Бурным восторгом встретили собравшиеся слова премьера о том, что развитие военно-морского флота в военной политике государства должно играть приоритетную роль. “Модернизация этого одного из дорогостоящих видов вооруженных сил, - говорил Путин, - требует много времени и значительных капиталовложений. Тем не менее правительство готово сделать максимум возможного в рамках имеющихся у государства резервов. По поручению правительства разрабатывается единая кораблестроительная программа до 2010 года. Правительство заинтересовано в более инициативном и творческом участии в этой работе представителей всех флотов. Несмотря на переживаемый страной экономический кризис, продолжаются строительство и сдача новых кораблей. Уже практически готовы БПК “Адмирал Чабаненко”, готовится к сдаче ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 677, противолодочный корабль на воздушной подушке “Сивуч”. Усилено внимание к ремонту кораблей. Правительство дало поручение соответствующим министерствам и ведомствам представить свои предложения по ряду конкретных вопросов, включая меры государственной поддержки предприятий, участвующих в создании и поддержании морских сил ядерного сдерживания”.

А слова премьера о сильной России, которая невозможна без сильной армии и флота, вообще легли бальзамом на истерзанные души офицерства. А посему, когда премьер поцеловал подаренный ему офицерский кортик, зал стоя приветствовал Путина, в котором увидел свою надежду и опору.

Опора на штыки?

Роль армии как гаранта безопасности в стране будет возрастать. Мы должны всегда держать порох сухим. Вот, по сути, весь смысл речи Путина.

Ничем иным - ни “достижениями” в экономике, ни страхом перед возвращением в коммунистическую тиранию - общество уже не пронять. Идея же сильной России, сильной армии понятна всем. И, наверное, каждый готов подписаться под любым из этих лозунгов.

Да, Путин разыгрывает армейскую карту. Да, Путин говорит то, что ждет общество - об усилении государственного регулирования в отдельных отраслях, о жестком государственном контроле. Но об этом говорят все соискатели президентского кресла.

Но если у коммунистов есть только слова, сотрясающие лишь залы заседаний Государственной думы, у Примакова - лишь соответствующая репутация, то за Путиным стоят прежде всего реальные дела. И это в первую очередь Северный Кавказ. Если, опираясь на штыки, он сможет покончить с Чечней, которая считается национальной болью и национальным позором россиян, рейтинг премьера взлетит на небывалые высоты. Козырем Путина будут и конкретные шаги, направленные на укрепление армии, создание мощных вооруженных сил и возрождение военно-промышленного комплекса. А эти шаги очевидны уже сейчас - это увеличение ассигнований на содержание армии, перевооружение, приоритеты в создании принципиально новых образцов вооружений, поддержка предприятий ВПК, прежде всего работающих на ядерный щит страны, увеличение зарплаты военнослужащих, принятая программа строительства военно-морского флота. И если хотя бы десятая часть из декларированного, пусть даже в рамках предвыборной кампании, но будет выполнена, Путин сможет войти в историю неким позитивным политиком.

* * *

И все же положение небезнадежно. Занявшись недавно по-настоящему проблемами военно-промышленного комплекса, правительство убедилось, что его интеллектуальный, технологический и производственный потенциал остается высоким. По многим направлениям Россия сохраняет вполне конкурентоспособные позиции.

Необходимо остановить процесс нашего отставания от экономически развитых стран мира, найти свой путь, который позволит России занять достойное место в ряду передовых государств XXI века. Однако, когда я однажды поинтересовался перечнем вопросов, рассматривавшихся на заседаниях правительства в последние два-три года, то увидел практически полное отсутствие внимания к проблемам стратегического характера. Может быть, в значительной мере этим и объясняется то, что правительству приходится из года в год обсуждать примерно одни и те же вопросы, работать в режиме аварийной команды, а не на перспективу.

Из выступления В. Путина на совещании межрегиональной ассоциации “Дальний Восток – Забайкалье” в Хабаровске 26 октября 1999 г.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток", Сергей Козлов (фото), специально для "В"