Сергей Шойгу: Хотел бы, чтоб о нашем министерстве забыли

В рамках рабочей поездки по стране сегодня во Владивосток прибыл бессменный руководитель МЧС России Сергей Шойгу. А накануне отъезда из Москвы он дал эксклюзивное интервью корреспонденту “В”

29 окт. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №684 от 29 окт. 1999

В рамках рабочей поездки по стране сегодня во Владивосток прибыл бессменный руководитель МЧС России Сергей Шойгу. А накануне отъезда из Москвы он дал эксклюзивное интервью корреспонденту “В”

- Одной из главных целей вашей поездки является подготовка к зиме и северный завоз. Не получится ли так, что вы “бьете по хвостам”? Обе эти проблемы можно спокойно решать в течение года. Может, вам имеет смысл более активно заниматься ими повседневно, а не вступать в игру в предкризисный период? Тем более если премьеры меняются, а вы стабильный член кабинета...

- Вопросы регулярного обеспечения Дальнего Востока и Сибири продуктами питания и топливом находятся не в ведении МЧС России. Эти проблемы в рабочем порядке решают Минсельхозпрод, министерство топлива и энергетики и другие ведомства. Наше министерство подключается только в случае кризисной ситуации - и нам, естественно, приходится “бить по хвостам”.

Тем не менее мы стараемся весь год следить за развитием ситуации с подготовкой к зиме и северным завозом. Несколько раз в год собирается межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Последнее заседание прошло 26 октября в МЧС России, на нем рассматривался ключевой вопрос подготовки к зиме - вопрос “О ходе подготовки теплоэнергетического и котельного оборудования к работе в зимний период 1999-2000 годов”. Кстати, хочу отметить, что в этом году вопрос завоза топлива и продуктов решен гораздо лучше, чем в прошлом году, в то время как состояние инженерных коммуникаций значительно ухудшилось. Вообще же контроль за подготовкой к зиме и завозом имеет смысл осуществлять на местах, чем я и собираюсь заняться в ходе поездки по регионам Дальнего Востока и Сибири. Кроме того, еще одна цель моей поездки проверить готовность региональных подразделений единой государственной системы предупреждения и действий к чрезвычайным ситуациям. Впрочем, такие проверки я провожу ежегодно, так что этот год не исключение, а правило.

- Насколько адекватная информация поступает в Москву, в правительство о реальной ситуации на местах? Вопрос не случаен: некоторые принимаемые центром решения, и в частности попытка продлить арктическую навигацию, говорят о полном незнании специфики жизни отдельных регионов.

- Скорее всего информация поступает достаточно полная. Но мне кажется, что конкретные вопросы, в том числе и вопрос продления навигации, должна решать власть на местах. Ей, как понятно, виднее. Мы же должны подключаться и подключаемся только тогда, когда местные органы управления с ситуацией не справляются и требуется срочная помощь. Мы реагируем только по распоряжению правительства, которое, если того требует ситуация, может быть принято в течение часа.

- Наш регион - активная сейсмическая зона, но придание ему в целом и Приморью, в частности, такого статуса официально приведет к резкому удорожанию любого строительства. А здесь с этим и так не густо. Где выход? Оставить все как есть и строить карточные домики, которые рухнут, как Нефтегорск? Или принимать принципиальные правительственные решения, на которые априори не хватит никакого бюджета?

- Зоны сейсмического риска не объявляются. Существует механизм стандартов инженерных сооружений и жилых домов с учетом сейсмических рисков, который принимается Госкомитетом по архитектуре и строительству. МЧС оценивает риски, определяет их степень, исходя из научных методик, созданных Академией наук. Этих стандартов обязательно надо придерживаться. Более того, в нашем научно-исследовательском институте по проблемам ГО и ЧС сейчас разрабатывается специальный паспорт безопасности зданий. Мы считаем, что гораздо выгоднее затратить средства на научные разработки, способные предотвратить чрезвычайную ситуацию. Печальный опыт показывает, что ликвидация ЧС всегда обходится дороже ее предупреждения.

- Еще о сейсмической ситуации. Недавно наши корреспонденты были на Камчатке. Там вас называют “человеком, который пугает”. За последние годы вы не раз предсказывали возможность сильного землетрясения на полуострове. Однако пока все обходится. Не боитесь ли вы в этой связи обвинений в выколачивании бюджетных денег или желании напомнить о себе?

- Если следовать логике вашего вопроса, то больше всех запуган я - каждое утро мне на стол ложатся прогнозы по всевозможным чрезвычайным ситуациям в стране. Я не пугаю, а предупреждаю. Девиз МЧС так и звучит “Предупреждение. Спасение. Помощь”. Кроме того, предсказываю не я, а наше Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций, которое объединяет 52 научно-исследовательских института. Действительно, уже не первый год наши ученые дают долгосрочный прогноз возможного сильного землетрясения на Камчатке. К сожалению, краткосрочный прогноз для науки пока не доступен. Но, согласитесь: кто предупрежден, тот вооружен. И лучше быть готовым к возможным ударам стихии заранее, чем растеряться в самый ответственный момент. Уже четыре года действует федеральная целевая комплексная программа “Сейсмозащита”. Ее непосредственным заказчиком была администрация Камчатской области, а разработчиками и исполнителями - Госстрой и МЧС России. В рамках этой программы нашим министерством были проведены работы по оценке комплексного сейсмического риска на территории Камчатской области, создана геоинформационная система “Экстремиум”, которая поставлена на оперативное дежурство в Главном управлении по делам ГО и ЧС Камчатки. “Экстремиум” способен не только оперативно оценить обстановку сразу после землетрясения, но и практически мгновенно выдать оптимальный план работ по ликвидации последствий стихийного бедствия. Госстрой, работая по программе “Сейсмозащита”, в свою очередь, пропел сейсмоусиление зданий и сооружений в Петропавловске-Камчатском.

А что касается желания напомнить о себе, так я бы предпочел, чтобы о нашем министерстве забыли хотя бы на короткий срок, да вот обстоятельства не позволяют.

- Вы единственный несменяемый и неснимаемый министр новой русской истории. Есть ли у вас самого какое-то понимание и объяснение этого феномена?

- На пороге нового тысячелетия люди загнали себя в своеобразную ловушку. Климатические изменения, вызванные экологически опасными производствами, новые технологии, множество неоправданных рисков - все это привело к тому, что общество в целом и каждый человек в отдельности стали особенно уязвимы. Поэтому нельзя не задумываться о безопасности людей и их защите. МЧС как раз и занимается реальной практической работой в этой области. Мы ведь не только спасаем. Наши научные разработки в первую очередь направлены на предупреждение рисков. Так что, к сожалению, наши специалисты пока одни из самых востребованных в России.

Что касается меня лично, то мне трудно объяснить свое долголетие в правительстве. Я никогда не был подобострастным, никогда не заглядывал в глаза начальству, мне просто несвойственно это от природы. Те премьер-министры, с которыми приходилось работать, - люди разные по характеру и по крутизне нравов. Но каждый из них был человеком опытным и понимающим суть происходящего, особенно в обстоятельствах чрезвычайных. Они знали - оставлять без своего внимания вопросы, которые решаются в нашем ведомстве, нельзя. Да к тому же, наверное, видели - я изображать работу не умею. Я умею работать.

- Ваше впечатление от последней поездки на Северный Кавказ...

- Начну с того, что главным показателем правильности действий руководства страны по пресечению незаконных действий террористов на территории Чечни являются та поддержка общества и боевой дух армии, которые мы сегодня наблюдаем. А это очень важно.

Но надо понимать, что с наступлением зимы заканчивается летняя кампания военной операции и наступает новый в организационном и военно-политическом плане период. Сегодня необходимо донести до обществ информацию о том, как будет действовать руководство России на новом этапе военной операции в Чечне, как будет добиваться поставленной цели.

Председатель правительства уже однозначно заявил, что политические цели в Чечне не будут решаться силовыми методами. В этом ключевой смысл политики, и я его полностью поддерживаю. Решение этой задачи вижу в укреплении зоны безопасности, в подавлении военных целей, в пресечении перемещений и переформирований бандитских группировок без непосредственного контакта с ними. При этом мы должны создать все условия для выхода мирного населения из блокированных зон. Одновременно с этим следует четко объявить Чечне свои политические требования, предъявляемые террористам. Сначала - выдача бандитов, полное разоружение бандформирований и только потом - переговоры о политическом устройстве и статусе Чечни в составе России.

Со своей стороны мы принимаем серьезные меры по обустройству вынужденных переселенцев в развернутых в Ингушетии палаточным городках, их добровольному расселению в других субъектах Российской Федерации и, где это возможно, к возвращению на места прежнего проживания. Очень сожалею, что вновь страдает мирное население. Но не будет конца горю и страданиям людей, если мы не остановим и не искореним терроризм и бандитизм, исходящие из Чечни.

Автор: Отдел новостей "В"