Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Третьего не дано

Длительное время среди приморских политиков идет дискуссия: одни считают, что экономическая ситуация стабилизируется, падение производства прекратилось, другие - что продолжается развал экономики. Так что же на самом деле происходит с нашей экономикой? На этот вопрос отвечает доктор экономических наук, профессор, ректор Дальневосточной государственной академии экономики и управления Виктор Белкин:

Длительное время среди приморских политиков идет дискуссия: одни считают, что экономическая ситуация стабилизируется, падение производства прекратилось, другие - что продолжается развал экономики. Так что же на самом деле происходит с нашей экономикой? На этот вопрос отвечает доктор экономических наук, профессор, ректор Дальневосточной государственной академии экономики и управления Виктор Белкин:

- Такая дискуссия идет не только на краевом, но и на общероссийском уровне. Там взгляды тоже разнятся. Между тем в экономике сегодня происходят структурные сдвиги. Снижение объемов производства в промышленности сопровождается значительным ростом доходов и занятости в сфере торговли, обслуживания, теневом секторе. В последние годы значительно активизировался и туристический бизнес, который может потянуть за собой строительство дорог, гостиниц, развитие сферы услуг.

Правда, никто эти процессы не анализирует, и статистики такой нет. Многое происходящее сегодня мешает понять присущий нам прямолинейный тип мышления. Мы ведь все время оглядываемся на Запад и слепо его копируем. Там начинают фабрики развивать - мы следом, там идет кооперация, акционирование - мы это заимствуем. У них все прекрасно развивается. У нас результаты плачевные. Потому что там это явление вызревало веками. А когда оно быстро и искусственно переносится на другую почву, оно не работает или плохо работает. Вот, например, за рубежом сочетают прибрежный и океанический лов. В России же сначала построили огромные суда и плавбазы и двинулись в океан. А прибрежный лов забыли. Сейчас пытаемся, наоборот, сделать ставку на него, потому что крупный флот развалился, его же тяжело поддерживать. Но малый быстро создать не можем. Потому что это целая история, очень сложная технологическая цепочка. И так во всем.

Экономика предполагает воспроизводство - жизни человека, материальных ресурсов, окружающей среды и т. д. В нормальном обществе нормы права должны весь механизм воспроизводства четко описать и зафиксировать. В нашем же понятия воспроизводства никогда не было, да и сейчас нет. Мы что-то создаем, что-то силой перераспределяем. Это было в плановой системе, и сейчас в принципе ничего не изменилось. Какие-то плоды от этой экономики имеем. Часть из них позитивные, часть негативные.

Когда начала ломаться плановая экономика, стали уменьшаться объемы производства, большинство решило, что это плохо. Если мерить примитивными мерками: было много, стало мало - плохо. Но с другой стороны, была ли та структура оптимальной, нацеленной на человека, экономичной с точки зрения технологии двадцатого века? Нет, конечно. Поэтому в том, что такая структура рушится, на мой взгляд, колоссальный плюс. Вот мы на Дальнем Востоке потребляли добытую рыбу в основном в виде консервов. Но в мире ведь консервы гражданским населением практически не потребляются. Их используют как стратегический запас, так как они хранятся несколько лет. В консервах, пролежавших год - два, сплошные токсины. А вот пресервы - это более мягкая обработка рыбы, морепродуктов, даров тайги. Без сильных окислителей, копчения, канцерогенов, консервантов. В Приморье стали выпускать эту продукцию. Она, конечно, немного дороже, но она другого качества. Так хорошо или плохо, что на Дальнем Востоке меньше стали выпускать консервов? Для здоровья человека хорошо. Или взять автомобили. Кто поездил на японском, пусть даже подержанном, вряд ли захочет пересесть на “Москвич” и “Жигули”. Если не получаются у нас хорошие автомобили, зачем их производить? То же самое можно сказать и в отношении телевидеоаппаратуры. А вот танки, самолеты, пушки, ракеты, подводные лодки, спутники мы можем делать лучше других. Этот товар в мире очень дорогой и главное - наукоемкий. Нам, конечно, не надо было бросать его производство, не надо было осуществлять непродуманную конверсию, тем более в таком виде, как мы провели ее. Это была ошибка.

Вместе с тем есть другая сторона проблемы. мы завозим импортные автомобили, телевизоры, продукты питания, но при этом лишаем работы своего товаропроизводителя. Поэтому государство должно регулировать, что производить у себя, а что завозить из-за рубежа. Нужно находить оптимальный баланс, потому что экономика не может быть чрезмерно открытой. А посчитать, насколько она должна быть открытой и насколько закрытой, чтоб дать нашим людям работу, заработную плату, обеспечить отчисления в бюджет, должны экономисты. Это уже счетная задача.

- На ваш взгляд, насколько оптимально сбалансирована экономика в Приморье?

- Мне много приходится ездить по стране, бывал в разных странах мира и могу сказать, что Приморский край, по крайней мере юг его, к числу “забитых” не относится, более того, по деловой активности занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Это можно видеть и по тому, как люди одеваются, по количеству автомобилей у населения. А сколько появляется новых витрин! Люди открывают магазины, насыщают их товарами, тротуары перед ними делают. Строят дома, дачи, коттеджи - посмотрите, как активно ведется индивидуальное строительство. Если бы приморцы беднели, откуда бы все это появилось? Опять же банки в Приморье работают, в отличие от других российских краев и областей, где один-два сохранились, остальные давно банкроты.

На прошлой неделе в Приморье отмечался юбилей - 100-летие высшего образования. На празднование прибыли первый заместитель министра образования России Василий Максимилианович Жураковский и заместитель министра Александр Михайлович Кондаков. Их приятно удивило, что в этот тяжелейший для всей страны период вузы Приморья, одни из немногих в стране, не только выживают, но и активно развиваются. Они видят в этом заслугу губернатора края Евгения Ивановича Наздратенко и департамента по профессиональному образованию, науке, информации и связям с общественностью администрации края.

Да, Приморский край выглядит гораздо лучше большинства других регионов России, хотя стартовые условия у него были гораздо хуже, чем, например, в Иркутской области, где киловатт/час в десятки раз дешевле. А железнодорожные тарифы у нас в три-четыре раза превосходят порой стоимость самого товара.

- Если судить по количеству автомобилей, магазинов, товаров в них, люди не беднеют. Но приобрести товары в тех магазинах может далеко не каждый.

- Это проблема, с одной стороны, государства, с другой - самих людей. Потому что вопрос богатства и бедности - это вопрос активности человека. Одни давно уже осознали, что от государства ничего не надо ждать, и зарабатывают на жизнь кто честным, кто нечестным путем, но обеспечивают себя. А те, кто остался сидеть и ждать, до сих пор ждут да власть обсуждают. Бесспорно, сто процентов населения не могут быть активными. Государство должно заботиться о стариках, детях, инвалидах. Но это возможно, если собираются налоги.

А у нас в стране, по разным оценкам, от 40 до 60 процентов валового внутреннего продукта находится в теневом обороте. Население пытается любыми способами уйти от оплаты налогов из-за неразумного поведения государства в области налогообложения. (Кстати, когда статистика говорит, что производство “упало”, надо иметь в виду, что еще по крайней мере половина его находится в тени, а значит, не учитывается.) В Южной Корее, например, предприниматель платит государству 10 процентов, остальные 90 идет на развитие его бизнеса. У нас же на налоги забирается 90, а то и все 100 процентов дохода. Кто будет работать в таком правовом поле?

Поэтому в тени сегодня происходят многие процессы. Добыча той же рыбы, леса и сбыт их за рубеж. Или вот мы говорили, что огромное количество коттеджей, кирпичных домов появилось по всей стране. Само по себе это нормальное явление - люди наконец стали строить добротные дома. Но большинство их числится как незавершенное строительство, с них не платится налог на недвижимость, хотя люди в них живут уже годами. К тому же в этих домах работают по два-три человека обслуживающего персонала, тоже никем не учтенные.

А раз налоги не собираются, у государства нет возможности поддерживать ту группу людей, которая не может обойтись без его помощи. В результате появились сверхбогатые люди и сверхбедные.

- Когда дифференциация усиливается, в обществе растет социальное напряжение...

- Чтобы этого не произошло, нужна устойчивая политическая система. Кто же делает реформы, как мы? На такой огромной территории махом разрушили политическую оболочку государства, идеологическую, правовую и экономическую, то есть основные институты государства. В результате - множество партий, появившихся вместо коммунистической, но реальной силы не имеет ни одна. Идеологии нет никакой. Нормы права есть, но они не действуют. Экономика ушла в тень.

За последние десять лет из России, по разным оценкам, было вывезено до 600 млрд. долларов. Все население страны работает сегодня на обслуживание внутреннего и внешнего долга СССР и России, который составляет чуть больше 150 млрд. долларов, полбюджета страны на это уходит ежегодно.

Вообще период перестройки принес много бед России. Сейчас ни для кого не является тайной, что перестройка была привнесена идеологами из США, чтобы ослабить СССР. Потому что Советский Союз был для США тормозом, вынуждая американцев тратить огромные средства на вооружение. Вдобавок полмира за собой вел и не давал США распространять там свое влияние. А пока две крупнейшие державы мира занимались гонкой вооружений, начали экономически подниматься послевоенная Германия, Япония, Китай, Южная Корея и другие страны и вытеснять США сначала с товарных, а потом и с финансовых рынков. В результате у США - постоянно растущий внутренний и внешний долг.

Поэтому их задача была сделать из нашего государства что-то вроде Бразилии - страны, которая хоть и располагается на большой территории, но не имеет ни сильной экономики, ни вооруженных сил, ни ядерного оружия. На рубеже веков США немало сделали для развала СССР, а потом и ослабления России. Еще 10-15 лет такой перестройки - и Россия развалится на отдельные территории. Если, конечно, в ближайшее время в России не установится сильная и разумная власть. Третьего не дано.

Автор : Татьяна СИТНИКОВА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Сражение за рыбу у Южных Курил

Богатый морепродуктами промысловый район Южных Курил всегда был объектом пристального внимания браконьеров всех мастей - как доморощенных, так и иностранных. Японцы подводили под свои набеги в наши воды проблему "северных территорий", российские же "рыбаки" никакими высокими политическими мотивами не прикрывались. Их задача была откровенно проста - хапнуть и убежать. С иностранными браконьерами разбирались пограничники, с местными любителями легкой наживы - органы рыбоохраны. Разные подходы и методы сбережения рыбных богатств, а зачастую и нестыковка действий порождали массу проблем, и в конечном счете страдало дело. Очевидно, правительство России учло этот нюанс, когда в 1998 году передало Федеральной пограничной службе РФ функции охраны биологических ресурсов на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и в открытых морях. Корреспонденты "В", воспользовавшись любезным приглашением начальника ТОРУ ФПС РФ генерал-полковника Павла Тарасенко, отправились в район "боевых" действий - Тихий океан.

Не надо прикрывать экономические ошибки политической шумихой

Рыбная отрасль Приморского края переживает нелегкие времена. Приватизационная кампания фактически привела к простой передаче общенародной собственности в частные руки. Отдельные предприятия края устояли перед жесткими экономическими реалиями “российского капитализма”. Настоящее и будущее таких предприятий, как АО “Находкинская БАМР”, АООТ “Преображенская БТФ”, рыбколхоз “Тихий океан”, АО “Владивостокский рыбокомбинат”, внушают оптимизм. Ряд других предприятий из числа “традиционных” также продолжает противостоять ударам экономических потрясений, и в них не доводят дело до банкротства с громкими конфликтами в коллективах.

Автобусы в движении в сторону пассажиров и развития предприятия

На последнем заседании приморского союза автотранспортников его президентом был избран генеральный директор Владивостокского пассажирского автотранспортного предприятия Валерий МАРИЕНКО. Раньше это предприятие в городе числилось “первым”. Теперь числового порядка нет, поскольку все бывшие государственные структуры развалились. За исключением самого ВПОПАТ. Оно, как и раньше, продолжает перевозить людей в краевом центре. Накануне профессионального праздника - Дня автомобилиста журналист “В” встретился с Валерием Дмитриевичем и попросил его рассказать о проблемах автобусных перевозок.

Третьего не дано

Длительное время среди приморских политиков идет дискуссия: одни считают, что экономическая ситуация стабилизируется, падение производства прекратилось, другие - что продолжается развал экономики. Так что же на самом деле происходит с нашей экономикой? На этот вопрос отвечает доктор экономических наук, профессор, ректор Дальневосточной государственной академии экономики и управления Виктор Белкин:

Это будет удар по рыбакам

На прошедшем заседании Приморского рыбохозяйственного совета был обсужден проект постановления правительства РФ “Об особом порядке осуществления контрольных функций при вывозе отдельных видов живых ресурсов и продукции из них за пределы исключительной экономической зоны РФ”, подготовленный Госкомитетом РФ по рыболовству.

Последние номера