Приморский интеллект с привкусом уссурийского бальзама

С 13 по 15 октября в г. Тояма (Япония) состоялась международная выставка-ярмарка стран АТР “Экспо NEAR-21” (экономическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии). Ее организатором выступила префектура Тояма при содействии общеяпонской ассоциации развития внешней торговли IETRO.

22 окт. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №680 от 22 окт. 1999

С 13 по 15 октября в г. Тояма (Япония) состоялась международная выставка-ярмарка стран АТР “Экспо NEAR-21” (экономическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии). Ее организатором выступила префектура Тояма при содействии общеяпонской ассоциации развития внешней торговли IETRO.

По лестнице российской мечты шагаем в Японию XXI века

На выставке были представлены товары более 200 компаний пяти стран-участниц - России, Южной Кореи, Вьетнама, Китая, Монголии. В российскую делегацию входили производители Приморского, Хабаровского краев, Сахалинской, Камчатской, Магаданской областей, республики Саха. Cамой солидной стала приморская команда - 50 компаний, которые активно производят свои товары в Дальневосточном регионе, 15 из них выставляли продукцию на стендах международной выставки-ярмарки.

Церемония открытия проходила в торжественной обстановке. С японской стороны присутствовали губернатор префектуры Тояма Ютака Накаоки, мэр города Фукуока, председатель ассоциации торгово-промышленных обществ префектуры Тояма господин Исидзава, другие официальные лица. Российскую делегацию возглавлял Валентин Дубинин, первый вице-губернатор администрации Приморского края. В своей приветственной речи он сказал, что в августе этого года исполнилось семь лет со дня подписания соглашения о дружбе и сотрудничестве между Приморским краем и префектурой Тояма. С тех пор искренние, добрососедские отношения связывают наши регионы. И чем интенсивнее станет диалог, чем глубже контакты, тем динамичнее будет развиваться обмен в различных областях - экономике, культуре, экологии, спорте.

Господин Накаоки отметил, что, внимательно изучая те процессы, которые сегодня происходят в России, японцы готовы содействовать экономическим преобразованиям в нашем обществе. С этой целью они проводят различные семинары, обмен информацией. Такова и задача выставки “Экспо NEAR-21”.

В свете софитов, в блице вспышек - открытие выставки проходило при большом стечении прессы, как газетных репортеров, так и телевизионных операторов и журналистов - поток посетителей вместе с официальными лицами шумно заполнял выставочный зал. Цепко и внимательно губернатор префектуры Тояма изучал стенды с продукцией Приморского края. Казалось, ни одна деталь не ускользала от его взгляда. Несколько официальных реплик, вопросов, и вдруг на его беспристрастном лице появляется легкая улыбка:

- Какие у вас красивые девушки в России... Есть даже похожие на Анну Каренину.

Не могу утверждать точно, но казалось, что в этот момент он смотрел на Ирину Морозову, заместителя генерального директора по рекламе и маркетингу ОАО "Уссурийский бальзам". Новоявленная Анна Каренина действительно интересно смотрелась в интерьере продукции своего предприятия. Имея уже немалый опыт участия в международных выставках, организаторы столь искусно оформили свой стенд в фольклорном стиле, что он выглядел самым привлекательным. Реплика вызвала оживление и одобрение.

Авторское отступление по поводу и без. Для нас это вполне обыденное явление - активное участие женщин в бизнесе. Мы даже перестали муссировать тему в прессе, как перестали видеть, насколько хороши наши женщины. "Антонина Нежданова" на своем борту собрала яркое созвездие бизнес-woman, среди них Татьяна Баллула, генеральный директор ОАО "Владивостокская фармацевтическая фабрика", Елена Деревянко, главный художник ОАО "Владивостокский фарфоровый завод", Орыся Бондаренко, генеральный директор издательства "Уссури", Татьяна Васенкова, заместитель директора по маркетингу ОАО "Владхлеб", Галина Макогон, генеральный директор компании "Бизнес Интур Сервис".

В разговоре с Андреем Колмогоровым, директором компании "Азия Бизнес Консультант", членом оргкомитета международной выставки мы затронули тему участия женщин в бизнесе. Оказывается, Япония в этом отношении страна явно отсталая.

Международная ярмарка в этом регионе, по мнению господина Колмогорова, вызывает значительный интерес со стороны японцев. Тояма выбрана именно потому, что губернатор префектуры является председателем ассоциации, объединяющей 16 префектур, расположенных на побережье Японского моря. Именно этот регион в ХХI веке жители Страны восходящего солнца намерены сделать центром экономического сотрудничества. Надо самим открываться для обмена, менять психологию - такова позиция губернатора Тоямы, которого на наш русский манер вполне можно назвать в этом отношении "продвинутым". Его позиция подкрепляется конкретными действиями, тому свидетельство - организованная выставка, когда обмен происходит, как говорят японцы, "на уровне корней и травы".

Российская делегация, как считают эксперты, выглядела весьма выигрышно по сравнению с другими зарубежными странами-участницами. Если корейские, китайские, монгольские предприятия в основном представили продукцию пищевой, легкой промышленности, то наши российские - ряд технологических изобретений, которые воплощены в конкретных товарах.

Авторское отступление по поводу и без. После знакомства с выставкой, а главное, после активного общения со многими предпринимателями - членами приморской делегации у меня росло и крепло чувство, давно уже не веданное, - гордость за наших людей.

Интеллектуальная мощь - вот, пожалуй, самая главная "продукция", которая была продемонстрирована приморцами в Японии.

Каждая приморская компания в своем производстве обладает ноу-хау. Так, Институт химии ДВО РАН совместно с "Технопро" представил уникальную разработку - чудо-добавку к автомобильным маслам ФОРУМ. Технология аналогов в мире не имеет. Он уже продается на сверхконсервативном японском рынке.

Секретами технологии деревянного судостроения владеет компания "Дальверфь". Всех привлек прогулочный катер, изготовленный не из пластика, именно такая тенденция просматривается в Японии и Америке, а из натуральной сибирской сосны. Да еще ручной сборки!

С интересом посетители выставки рассматривали продукты питания специального назначения компании "Динкома" - лечебно-профилактического, оздоравливающего.

А если бы товары выставлялись на продажу, то первым, наверное, раскупили бы алкогольный напиток с корнем женьшеня "Бохай" - такую готовность изъявлял каждый японец, рассматривая коллекцию "Уссурийского бальзама".

Авторское отступление по поводу и без. Хоть Ирина Морозова и выразила сомнение, смогут ли японцы полюбить наши алкогольные напитки, но практика показала, что они с удовольствием употребляют водку, наливки и настойки "Уссурийского бальзама". Приглашенные на заключительный вечер, который проходил на теплоходе, некоторые из них "накампаились" вполне успешно. Что касается нашей приморской команды, то мы заслуженно восхваляли напитки "Уссурийского бальзама", торты и пирожные "Владхлеба" и освежающую "Ласточку"!

Выставка помогла многим нашим предпринимателям найти партнеров. Так, Александр Косяченко, генеральный директор ЗАО "Косандра" и Сергей Пилипенко, зам. директора ЗАО "Востокинвестстрой" заинтересовались оборудованием по переработке древесины, которое выставила на своих стендах китайская компания. По сути это мини-завод, который вполне может разместиться в двух 40-футовых контейнерах. Приобретение такого оборудования даст возможность снизить себестоимость строительных работ. Прошли переговоры, и уже в конце октября во Владивостоке будет подписан контракт на предмет покупки оборудования.

"Круглый стол", проведенный Ириной Максутовой, начальником отдела по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации края, а именно на ее плечи легла вся работа по организации выставки с нашей стороны, проходил уже на теплоходе, в рабочей обстановке. С одной стороны, его участники говорили о несомненно полезном опыте, который получили те, кто попал на выставку международного уровня впервые. Это позволило на себя посмотреть со стороны. И уважительно, и критично. Другие, кто уже не раз работал с зарубежными партнерами, укрепили свои связи. Остались довольны работой на выставке представители "Варяга", "Артеммебели", Инструментального завода, "Промакфеса", издательства "Уссури".

Авторское отступление по поводу и без. Орыся Бондаренко, генеральный директор издательства, провела переговоры с давними партнерами и подписала контракт на поставку полиграфических материалов. Господин Тасаи, президент фирмы, которому вручили книгу "И вся Россия за спиной" о губернаторе края Евгении Наздратенко, не задавал недоумевающих вопросов: а кто это? Даже пошутил: мол, губернатор с вами даже тогда, когда его нет рядом.

Еще одно удивительное открытие сделали участники приморской делегации: как они все интересны друг другу, как нужна поддержка, пусть даже моральная, как важно перенимать опыт не только у тех же японцев, но и у своих, приморских производителей. Об этом многие говорили на заключительном вечере. Развеселил всех Александр Косяченко, когда рассказал свой "вещий" сон: "Перед моими глазами - детские личики в окнах. А окна эти от компании "Промакфес". В Японском море - сплошь катера и яхты "Дальверфи". В каждой семье на завтрак - булочки и круассаны "Владхлеба", пьют они "Ласточку", а на ужин у них - наливочка "Уccурийского бальзама", сидят за столом от "Артем-мебели". Все мостовые - из брусчатки фирмы "Захар". Японские детишки учатся русской грамоте по книжкам издательства "Уссури". А живут они в домах, построенных "Косандрой". Происходит это все на отдаленном российском острове под названием Япония".

...Четыре дня работы на международной выставке пролетели как один миг. И все-таки мне краешком глаза удалось посмотреть не выставочную, а живую Японию. Особо вспоминается национальный музей под открытым небом. Лестница с крутыми ступенями, уходящая в небо. Существует поверье: если ее преодолеть без передышки и ударить в колокол, раскачивающийся на ветру, можно смело загадывать любое желание. И оно обязательно сбудется. Бодрой рысцой потрусила я вверх по вертикали. Желания теснили грудь. Но в конце пути осталось одно - дойти бы! Мудрые эти японцы. Жизнь есть неустанное движение вверх. Причем без остановки...

Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, спецкор "В"