Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Без зарплаты морским волком взвоешь

Кто виноват в том, что морякам не выдают зарплату? Кому это выгодно? Давайте вместе попытаемся разобраться в этом вопросе, уважаемые труженики моря и их семьи

Кто виноват в том, что морякам не выдают зарплату? Кому это выгодно? Давайте вместе попытаемся разобраться в этом вопросе, уважаемые труженики моря и их семьи

Невыплата заработанного даже одному экипажу сопряжена с нанесением ущерба в крупных размерах - в том числе государству

Ну, что касается вопроса о том, кому это выгодно, тут все понятно. Это выгодно тому, кто покупает дармовую рабочую силу моряков. Кто это? Их фамилии у всех на слуху. Это новоявленные собственники-судовладельцы. Да понять-то их можно! Вы сходите на базар, накупите...(пардон) наберите полную кошелку продуктов... раз, другой, третий и не платите ни разу. Выгодно? Конечно! А спустя некоторое время объявите себя банкротом, да еще и адрес смените, а то и на Кипр умотайте, и все, порядочек.

Ведь вас никто ни ругать, ни искать из властей не будет. Так, слегка пожурят вслед и руками разведут перед продавцом-жалобщиком: мол, нет у нас власти и полномочий их, каналий, приструнить - пробелы в законодательстве большие. А там судись, не судись - поезд (то бишь обидчик) уже ушел. Обиженные шуметь начинают? Тогда подсунут им в качестве мальчика для битья какого-нибудь простоватенького правдолюбца-думца. Пусть, мол, потреплется перед моряками, поищет выход из положения.

А то и на Кипр уезжать не стоит. Можно прикинуться такими несчастными, рыночной экономикой обделенными и попроситься опять под крылышко государственное вместе со всеми своими долгами (и зарплатными в том числе), но без нажитого лично состояния. Пусть, мол, теперь государство, то есть опять же вы сами, ими обманутые, сброситесь и рассчитаетесь с долгами, в том числе и с теми, что причитаются вам. Выгодно? Еще как! Да и оправдание имеется: выгода - двигатель рыночной экономики, ничего, мол, не поделаешь! Если кто и виноват, так это наши политики - такие законы понапринимали, которые только способствуют этому беспределу. Но так ли это на самом деле? А если взять, да и покопаться в этих самых законах? Что там написано?

Трудовой кодекс, принятый политиками, в своих статьях трактует следующее: “Заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Выплата заработной платы работникам производится в месте выполнения ими работы”. Ст. 96, 97 КЗоТ. Это - положения российского законодательства. Далее. В лицензии на предпринимательскую деятельность существует пункт, который обязывает предпринимателя соблюдать российское законодательство. Следовательно, невыполнение условий лицензирования лишает предпринимателя права заниматься какой бы то ни было предпринимательской деятельностью. В данном случае невыплата (систематически, в течение многих месяцев, а то и лет) заработной платы совершенно очевидно должна повлечь за собой лишение государственными органами этого предпринимателя лицензии на занятие предпринимательской деятельностью. Но это еще далеко не все.

Уголовный кодекс, принятый нашими политиками, устанавливает следующее: “Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования (то есть при условии, когда не выполняется пункт об обязательном выполнении российского законодательства), если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается:

- штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода за период от трех месяцев до пяти, либо

- обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо

- арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо

- лишением свободы на срок до трех лет”. Ст. 171 Уголовного кодекса.

Кто будет спорить с тем, что невыплата зарплаты значительному количеству судоэкипажей или даже одному экипажу сопряжена с нанесением ущерба им в очень крупных размерах, исчисляемых в сотнях тысяч долларов? При этом наносится ущерб и государству. Так как не выплачиваются соответствующие налоги с заработной платы. В то же время, используя незаконно присвоенный - бесплатный наемный труд, предприниматель извлекает при этом доход в очень крупных размерах.

Никто не станет отрицать тот факт, что невыплата зарплаты - это и обман, и присвоение чужого имущества, и нанесение серьезного ущерба работнику, и извлечение выгоды. Следовательно, предприниматели, виновные в “мошенничестве”, то есть в приобретении права на чужое имущество путем обмана (ст. 159 УК) и в причинении имущественного ущерба путем обмана (ст. 165 УК), по закону должны привлекаться к уголовной ответственности. Так в чем же дело? Почему эти нормы не действуют? Что, политики не продумали, как принято сейчас говорить, механизма исполнения этих норм? Отнюдь нет. Есть такой механизм.

В соответствии с Кодексом законов о труде и указами президента РФ государственный надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде возложен на государственные надзорные органы в лице Рострудинспекции с наделением их властными полномочиями вплоть до возбуждения уголовного преследования за невыполнение положений законодательства о труде. Не выполняют свои прямые функциональные обязанности чиновники этой мощной государственной структуры? Допускают массовые нарушения трудового законодательства на предприятиях? Продуман политиками и этот вариант. Уголовный кодекс имеет целый раздел, в котором предусмотрена ответственность за преступления со стороны государственных служащих по отношению к интересам госслужбы, призванной обеспечить действенный государственный порядок в стране. Одна из статей этого раздела трактует следующее: “Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан... наказывается:

- штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода за период от одного до двух месяцев, либо

- обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо

- исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо

- арестом на срок до трех месяцев,

- те же деяния, повлекшие за собой смерть человека или иные тяжкие последствия (а такие случаи уже неоднократно имели место за последнее время на судах среди экипажей, брошенных законом на произвол судьбы. - авт.), наказываются лишением свободы на срок до пяти лет”. Ст. 293 УК. Хотя бы один из них понес наказание? Они сошлются на малочисленность службы.

Существует еще одна весьма и весьма действенная государственная надзорная структура за исполнением действующего законодательства, касающаяся моряков и рыбаков: государственная администрация морских и рыбных портов. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания, ст. 76 которого обязывает капитана порта осуществлять контроль над соблюдением российского законодательства о мореплавании и международных договоров, относящихся к торговому мореплаванию, норм, установленных международными конвенциями. А в соответствии с Конвенцией о морском праве (ст. 94), “Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и СОЦИАЛЬНЫХ вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом”. Ни одно судно ни одного судовладельца не пройдет мимо портового надзора. Все карты госчиновникам даны в руки - контролируйте исполнение существующего, в том числе и социального трудового законодательства. Не контролируете? Небрежно относитесь к своим обязанностям? Будьте добры, отвечайте за это по закону. Кто из них понес наказание?

Вы спросите: “А кто же будет привлекать к ответственности этих зарвавшихся недобросовестных чиновников?” Чиновников, которые существуют за счет налогоплательщика, то есть за ваш счет, политики обязаны контролировать и надзирать за их добросовестной деятельностью. В законе “О прокуратуре Российской Федерации” строго установлено: “Прокуратура Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование”. Хотя бы одного чиновника привлекли к ответственности?

Что, казалось бы, еще нужно? Законы есть. В достаточной мере они обеспечивают наши права, а права наши в стране нарушаются самым беспредельным способом. Механизм реализации законных наших требований также детально прописан, но не работает. И куда же бедному моряку или рыбаку податься? Безысходность? Нет.

Во-первых, мы, кажется, выяснили ответ на вопрос: кто виноват? Виноваты государственные органы, призванные по установленному политиками законодательству оберегать и защищать интересы граждан страны - налогоплательщиков, - за чей счет содержатся все эти госструктуры. Между прочим, если трудовой народ не будет получать зарплату, он автоматически перестает быть налогоплательщиком, перестает платить налоги, и этим структурам, по идее, прекращается выплата зарплаты. Если же они после этого будут ее еще получать, то, следовательно, им будет платить кто-то другой. А, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку...

И в заключение надо сказать по нашей проблеме следующее. Великие люди прошлого говорили: “Там, где кончается ЗАКОН, начинается тирания” и еще: “ЗАКОН не имеет глаз, ЗАКОН не имеет рук, ЗАКОН - не более как клочок бумаги, пока общественное мнение не вдохнет жизнь в мертвую букву”. Из этого следует, что ЗАКОН не будет работать, пока мы сами (вместе с депутатами) не настоим на этом. Иначе зачем нам такое государство? Вот там-то, у прокуратуры, и необходимо ставить палатки.

Автор : Олег ВЛАДИМИРСКИЙ, член правления Дальневосточной ассоциации морских капитанов, капитан дальнего плавания, доцент Дальрыбвтуза, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
“Дальэнерго” ищет резервы. В наших карманах

Арбитражный суд Приморья ровно на месяц отложил назначенное на 19 октября разбирательство по иску ОАО “Дальэнерго” к Региональной энергетической комиссии. Акционерное общество считает незаконным решение РЭК о продлении действия энерготарифов, утвержденных еще летом 1997 года, - 35 копеек за киловатт/час для населения и 57 копеек - для промышленности.

Тихоокеанский флот выходит на китов

В Охотском море проведена совместная русско-японская научная экспедиция по визуальному наблюдению за китами. Впервые в такого рода мероприятии на японском научно-исследовательском судне “Сенан-мару-2” в качестве наблюдателей от ВМФ РФ находилась группа офицеров Тихоокеанского флота.

Без зарплаты морским волком взвоешь

Кто виноват в том, что морякам не выдают зарплату? Кому это выгодно? Давайте вместе попытаемся разобраться в этом вопросе, уважаемые труженики моря и их семьи

Из старого парка текут кадры

Из-за стремительного роста цен на топливо автотранспортному предприятию в Фокино пришлось трижды в уходящем году поднимать тарифы на автобусные билеты и перевозку грузов: в марте, августе и октябре. Об этом сообщил в программе Тихоокеанского телевидения директор муниципального АТП Владимир Шкарпеткин.

Таможня отдает добро

Владивостокская, Гродековская и Уссурийская таможни при помощи администрации края и Приморского отделения Всероссийского детского фонда безвозмездно передали в дома-интернаты для ветеранов, различные детские учреждения более чем на 100 тысяч рублей товаров первой необходимости.

Последние номера