Наша полиция «нал» бережет

В краевом управлении налоговой полиции наконец-то закончился период “начальственной неопределенности”. Приказом директора федеральной службы Вячеслава Солтаганова начальником управления назначен полковник Александр Ролик, бывший до этого первым заместителем начальника УФСНП. После того, как по “делу милиционеров” был отстранен от должности бывший руководитель Александр Бондаренко, его обязанности попеременно исполняли два заместителя, и обезличивающая приставка “и. о.”, несомненно, сказывалась на результатах работы.

20 окт. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №678 от 20 окт. 1999

В краевом управлении налоговой полиции наконец-то закончился период “начальственной неопределенности”. Приказом директора федеральной службы Вячеслава Солтаганова начальником управления назначен полковник Александр Ролик, бывший до этого первым заместителем начальника УФСНП. После того, как по “делу милиционеров” был отстранен от должности бывший руководитель Александр Бондаренко, его обязанности попеременно исполняли два заместителя, и обезличивающая приставка “и. о.”, несомненно, сказывалась на результатах работы.

Незаконные денежные потоки под колпаком у Ролика

- Можно ли в этой связи ждать перемен? - с этого вопроса и началась наша беседа с новым шефом Приморского управления ФСНП.

- Во-первых, я бы не стал столь категорично утверждать, что показатели управления зависят только от того, стоит перед фамилией начальника приставка “и. о.” или не стоит. Костяк управления составляют те же люди, которые начинали историю налоговой полиции в крае. Руководителями после Бондаренко назначались его заместители, которые тоже не с луны свалились. Например, ваш покорный слуга в налоговой полиции края уже более семи лет, начинал начальником оперативного отдела. Другое дело, что кадровая неопределенность, некая двусмысленность положения как-то принижали статус управления, создавали у ряда налогоплательщиков иллюзию определенной безнаказанности.

И тем не менее наши позиции все эти годы были довольно прочными. Для примера можно сослаться на цифры. За девять месяцев управлением и его подразделениями на местах возбуждено 90 уголовных дел, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Завершено производство 53 уголовных дел, 14 из них направлены прокурору и в суд с обвинительными заключениями. За различные преступления осуждены четыре человека. По оконченным производством уголовным делам возмещено государству более 13 миллионов рублей причиненного ущерба.

В целом же в результате оперативно-служебной деятельности за девять месяцев текущего года всеми службами управления обеспечено поступление в бюджеты разных уровней более 858 миллионов рублей. Эта цифра сложилась за счет погашения ущерба по актам налоговых проверок, уголовным делам, административной практики и взыскания недоимок с предприятий-должников. То есть реально каждый сотрудник налоговой полиции внес в казну государства около двух миллионов рублей, что в 11 раз больше, чем в прошлом году.

- Какие направления работы считаются сегодня приоритетными?

- Борьба с налоговыми преступлениями в сферах добычи и реализации рыбы и морепродуктов, нефте- и лесобизнеса, производства и оборота алкогольной продукции, предпринимательской деятельности, операций в кредитно-финансовой сфере, топливно-энергетическом комплексе, на предприятиях транспорта и связи.

Для иллюстрации сказанного сошлюсь на результаты нашей работы в такой наиболее “житейской” области, как производство и оборот спиртного. С начала года управлением проведены проверки всех находящихся в крае предприятий-производителей и 16 предприятий, занимающихся оптовой реализацией. Установлены многочисленные нарушения, связанные с отсутствием товарно-транспортных документов, оборотом алкогольной продукции без акцизных и специальных марок. Выявлено и ликвидировано 13 подпольных цехов по розливу фальсифицированного горячительного. По материалам проверок возбуждено четыре уголовных дела, составлено 170 протоколов об административных правонарушениях, наложено штрафных санкций на сумму свыше двух миллионов рублей, изъято из незаконного оборота около двух тысяч декалитров алкоголя общей стоимостью 2,3 млн. рублей.

- Александр Иванович, в последнее время в приморских СМИ появились объявления налоговой полиции о приеме на работу в УФСНП оперативных и следственных работников. С чем это связано? С линией на ужесточение налоговой политики или с какой-то переориентацией в деятельности вашего ведомства?

- Скорее всего - второе. До недавнего времени работа налоговой полиции рассматривалась как бы сопутствующей деятельности министерства по налогам и сборам. Соответственно и показатели строились от результатов собираемости налогов. Но мы-то правоохранительный орган. Основной задачей, определенной для ФСНП законом “О федеральных органах налоговой полиции”, является выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. А до недавнего времени не существовало четких границ деятельности нашего ведомства и налоговой инспекции. Практически мы занимались одним и тем же. У нас даже отчеты были почти одинаковые - проверено столько-то фирм, доначислена в бюджет такая-то сумма. Самое смешное, что поскольку отчетов было два, сумма тоже должна была увеличиться вдвое. А этого, естественно, не было, поскольку речь шла об одних и тех же фирмах и проверках. Сейчас приоритеты меняются, становятся более обозначенными. Очень точно определил наши функции директор ФСНП Вячеслав Солтаганов, заявивший, что “задачей министерства по налогам и сборам является воспитание, обучение налогоплательщиков, предупреждение правонарушений, ФСНП же - это злая собака, которая вынюхивает, находит и больно кусает. Но уже провинившегося перед законом...” Так что последние оргштатные мероприятия направлены исключительно на более полное использование мощного потенциала налоговой полиции.

- Александр Иванович, в последнее время в печати начали усиленно муссироваться слухи о некоем “спецзаказе” для налоговой полиции в свете предстоящих выборов в Федеральное собрание и местные органы власти. Дескать, есть целевая установка не только на “отстрел” неугодных кандидатов в депутаты, но и на аккумулирование средств для предвыборной агитации в пользу “угодных людей”. Насколько верны эти слухи?

- Чушь полная. Налоговая полиция стояла и стоит вне политики. Но есть определенные моменты, мимо которых мы не можем проходить именно как правоохранительный орган.

Естественно, в сфере наших интересов остаются вопросы соответствия между теми денежными средствами, которые официально отпущены на предвыборную кампанию, и теми, которые реально используются кандидатами, вопросы происхождения этих денег, законности доходов и так далее.

Основания для такой работы есть. Общество небезосновательно обеспокоено тем, что во власть пытаются проникнуть люди, чье прошлое да и настоящее вызывает, мягко говоря, справедливые опасения.

Вспомните хотя бы лидерский список партии Жириновского. Ранее судимый “генерал Дима” (в миру Якубовский), ныне подследственный “алюминиевый король” Анатолий Быков... И странным было бы для налоговой полиции остаться в стороне от такой “политики”. Да, действительно, к нам в управление поступило указание, в соответствии с которым на основании представления Центризбиркома, а также в соответствии со статьями 45-46 федерального закона “О выборах депутатов в Государственную думу” и постановлением правительства РФ мы проводим работу по сбору информации о фактических доходах и имуществе кандидатов в народные избранники. На основании правительственного распоряжения мы обязаны также направлять своих представителей в избирательные комиссии.

Если это политика, то можете считать меня членом любой политической партии. Но я считаю себя представителем только одной партии - государства, интересы которого и обязана выражать любая государственная структура. В том числе, разумеется, и налоговая полиция.

- Александр Иванович, еще один вопрос, который является актуальным в последние дни. Принимает ли участие управление налоговой полиции в операции “Вихрь-антитеррор”?

- В обязательном порядке. При этом необходимо подчеркнуть, что за всякой преступной деятельностью - в том числе и террористической - стоят немалые деньги. Зарабатываемые, кстати, разными способами и прежде всего незаконными. Поэтому во взаимодействии с органами внутренних дел, ФСБ мы взяли под контроль деятельность коммерческих структур, опекаемых выходцами из Чечни, отслеживаем законность их денежных операций. С нашей стороны опека осуществляется, смею заверить, очень плотная. В отношении таких коммерческих структур и физических лиц за последние два месяца нами возбуждено и расследуется пять уголовных дел, в рамках которых приняты меры по перекрытию финансовых потоков, ведущих к бандитам.

Автор: Вел беседу Владимир ФЕДОРОВ, специально для "В"