Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Экономика, финансы

Школьный шут

Мишка, смуглый, верткий пацаненок, сплошь из острых углов, крепко вцепился в стул, напрягся, будто пришел на прием к стоматологу, а не в центр психологической помощи. По всему было видно, он очень волновался, беседуя с улыбчивой молодой женщиной. Как-то сложится его судьба: парню уже 12 исполнилось, а он... окончил только первый класс.

Мишка, смуглый, верткий пацаненок, сплошь из острых углов, крепко вцепился в стул, напрягся, будто пришел на прием к стоматологу, а не в центр психологической помощи. По всему было видно, он очень волновался, беседуя с улыбчивой молодой женщиной. Как-то сложится его судьба: парню уже 12 исполнилось, а он... окончил только первый класс.

Специалисты опасаются, что второгодников станет еще больше

Когда погонят со школьного двора


- Сынок у меня неплохой, - всхлипывает Татьяна Михайловна, мама, нервно прижимая к груди смятый пакет с документами. - Учиться начинал как все. Почерк у него такой красивый был. Как-то вижу (я работала тогда уборщицей - подъезды мыла) - возвращается мой Мишка в неурочное время, куртка нараспашку, без шапки - из школы выгнали за плохое поведение. И пошло-поехало. Раз учительнице нагрубил, потом другой. В общем, отправили нас на ул. Жигура: справку принести, что, мол, не опасен Мишка для окружающих. Без справки, сказали, в школу не являться.

Пошли мы по указанному адресу, а там как на грех карантин. Потом у меня умер муж, пропал старший сын. Не до школы стало. Да и обезденежели вконец из-за этих несчастий, тетради не на что было купить. Писала я прошлым летом письмо в мэрию, чтобы помогли. К новому году выделили 500 рублей, спасибо.

Сейчас меня отправили в отпуск, сказали - будут сокращать, подрабатываю у китайцев на овощебазе. Платят не много - 30 рублей в день, зато можно что-нибудь поесть домой принести.

Мишка учиться хочет: стыдно, все ребята во дворе в школу ходят, а он чем хуже? У нас и учебники есть за второй класс, почти новые...

Свидетелем этой житейской истории, а вернее сказать - драмы, мне довелось стать в одном из уютных кабинетов городского центра психологической помощи (Океанский пр., 41). Он существует уже шесть лет. И с каждым годом все больше и больше родителей приходят сюда со своими трудными детьми, а значит, с проблемами, переживаниями, отчаяньем.

В центре, где, к слову, вся работа ведется бесплатно, их выслушают, поймут и главное - помогут. Здесь работают специалисты высшей категории, среди них ведущий дефектолог Людмила Авшарова, педагог-психолог Лидия Гладкова и другие. Каждый из них имеет профессиональный стаж, который исчисляется десятилетием и больше. Иначе нельзя - слишком дорога цена ошибки - искалеченное детство, сломанная взрослая жизнь.

Досье “В”. Согласно статистике сегодня в городских школьных списках числится 364 второгодника. Лишь 48 процентов из этого числа вновь сели за школьную парту. В результате проверки, устроенной владивостокскими учителями в первую неделю сентября, на свет божий извлекли еще 132 ребенка, которые вообще нигде не учатся.

Вопрос компенсационного обучения детей, нуждающихся в индивидуальном подходе в связи с состоянием здоровья, стал предметом тревожного разговора на прошедшей недавно научно-практической конференции “Владивостокская школа накануне грядущего века. Реалии и перспективы”.

Дайте справку, что сын не дурак


Татьяна Ростовская, директор центра, психолог, специалист высшей категории:

- Мне бы хотелось сразу определиться в понятиях. Коррекционная педагогика предусматривает обучение детей с задержкой психо-речевого развития. Его называют еще коррекционно-развивающим обучением.

Все мы, взрослые, изначально выстроены на успех нашего ребенка. Если у него что-то не ладится в детском саду, мы объясняем это малолетством, нежеланием, капризом. Но вот наш малыш подрастает и отправляется в первый класс. И здесь неуспех уже становится чем-то неприличным, постыдным.

Младшеклассник не справляется с домашним заданием, вертится или, наоборот, спит на уроках, туго соображает. Его начинают ругать, стыдить и в школе, и дома.

Ребенок в страхе и растерянности. Он сам не понимает, почему он такой. К слову, дети испытывают страх значительно чаще, чем мы, взрослые. В современной психологии выделяется 29 страхов, которые терзают ребячьи души от рождения до 14-15 лет.

Увы, мы не научили детей задавать вопросы и сами не научились отвечать на них. На невежество и жесткие требования взрослых у ребенка срабатывает одна из психологических защит - он начинает рядиться в маску шута. Ему так проще. Но пройдет совсем немного времени, и кого мы увидим: сломленную личность, пораженного неврозом маленького человечка, не способного адекватно воспринимать действительность, замкнутого, излишне агрессивного или, наоборот, заторможенного.

К нам нередко обращаются родители старшеклассников, к сожалению, детям уже практически нельзя помочь - упущено время. Известно, воспитывать можно до 12 лет, и то на собственном примере, а после - начинается самовоспитание.

Наш центр как раз и создан для того, чтобы помочь таким детям и их родителям. Определив в первую очередь оптимальные условия для их обучения, и естественно, развития, можно рассчитывать на успех. Для этих целей существуют так называемые коррекционные классы. Обучение в них идет по обычной общеобразовательной программе, только в более комфортных условиях. В классе не больше 12 человек, помимо учителя с детьми работают психолог, логопед. Такая обстановка помогает ребенку легче адаптироваться к новой роли ученика и научиться в ней проживать свое детство. И глубоко заблуждаются те, кто относит такие классы к разряду “ущербных”, “дефективных”. В школе № 14, например, родителям настолько понравилась эта система, что они очень хотели бы сохранить коррекционный класс до окончания школы. Увы, пока такой практики нет, и “щадящее” обучение заканчивается на начальном этапе.

Тем не менее городская образовательная политика в этом направлении становится все более заметной. Только в этом году во Владивостоке открылись 13 новых коррекционных классов, всего их 33. Большинство находятся в Первомайском, Советском и Ленинском районах. Немалый опыт такой помощи детям уже имеется в 21,14, 25, 71-й школах.

Успех коррекционного обучения прежде всего зависит от позиции учителя: намерен он помочь ребенку или избавиться от него. Увы, сколько на первых порах было таких примеров, когда учителя старались сбыть с рук непокорных, непослушных, чтобы избавиться от хлопот. Да что там говорить, и сегодня еще, бывает, приходят к нам родители и просят: “Дайте справку, что мой сын не дурак - в школе требуют”. Как говорится, комментарии излишни. Кстати, многим нашим посетителям еще приходится объяснять, чем отличается психиатр от психолога.

Не следует также забывать, что коррекционное обучение обязано идти рука об руку с медицинской помощью. Его участниками должны быть одновременно и психолог, и логопед, и дефектолог, и социальный педагог.

Необходимо помнить еще об одном. Рекомендация обучения в коррекционно-развивающем классе, которую дает наш центр, имеет законную силу только при согласии родителей. В конечном счете выбор остается за ними.

Очередь в группу риска


Вячеслав Богдан, заведующий психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), дефектолог с 30-летним стажем, специалист высшей категории:

- Мы проделали большую работу, чтобы составить прогноз в отношении детей с отклонением в психофизическом развитии. Результаты отнюдь не утешительны - рождаемость падает, число проблемных детей растет. Вот лишь несколько цифр. Из 6352 детей, родившихся во Владивостоке в 1991 г., 903 ребенка попали в группу риска по состоянию здоровья, из них 200 оказались нашими пациентами. У нынешних первоклассников, а их в 1992 году родилось почти на тысячу меньше, чем в предыдущем, в группе риска оказались уже 1085 детей. Из них 240 нуждаются в коррекционном обучении. Это было выяснено во время комплексного обследования, проведенного пятью специалистами нашего центра.

Если в каждой школе в ближайшее время не появится свой коррекционный класс, второгодников заметно прибавится...

Кому он нужен, этот Мишка?..


Два года назад во Владивостоке был создан психолого-медико-педагогический комплекс “Коррекция”. Как раз для таких, как Мишка, о котором мы рассказали в начале материала. Увы, дальше платных консультаций дело здесь пока не пошло. Так куда же податься “трудному” Мишке, который хочет учиться?..

Автор : Тамара КАЛИБЕРОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"

В этом номере:
“СБС-АГРО” удобрил почву “Дальнему Востоку”

Новый межрегиональный банк с рабочим названием “Дальний Восток” создается на базе структуры “СБС-АГРО” на Дальнем Востоке. Об этом заявил в эксклюзивном интервью корреспонденту “В” во время пребывания во Владивостоке глава банковской группы “Союз” Александр Смоленский.

Через арбитраж “Востоктрансфлот” берут на абордаж

Ситуация вокруг акционерного общества “Востоктрансфлот”, некогда крупнейшей российской компании по рефрижераторным морским перевозкам, находится в центре внимания общественности и средств массовой информации уже на протяжении многих месяцев. Последнее время она еще более обострилась в связи с угрозой банкротства предприятия. Недавнее решение арбитражного суда, рассмотревшего иск об отстранении нынешнего руководства “ВТФ” от должности, комментирует председатель комитета рыбного хозяйства администрации края Владимир Сидоров:

Школьный шут

Мишка, смуглый, верткий пацаненок, сплошь из острых углов, крепко вцепился в стул, напрягся, будто пришел на прием к стоматологу, а не в центр психологической помощи. По всему было видно, он очень волновался, беседуя с улыбчивой молодой женщиной. Как-то сложится его судьба: парню уже 12 исполнилось, а он... окончил только первый класс.

Хлеб всему голова

Несмотря на сильный дождь и холодный ветер, праздничный День хлеба состоялся.

Ракеты летят с глубины

Атомный подводный ракетоносец Тихоокеанского флота “Петропавловск-Камчатский” (по натовской классификации “Дельта-3”) в субботу выполнил успешный пуск баллистической ракеты морского базирования из подводного положения.

Последние номера