Телефонным террористам советуют не шутить

В 1998 году в Приморье было зарегистрировано 105 заведомо ложных сообщений о готовящихся террористических актах. А с начала нынешнего года зарегистрировано уже 54 подобных анонимных телефонных звонка. По мнению специалистов, основным фактором, влияющим на рост “телефонного терроризма”, является нестабильное положение в стране и как следствие - утрата значительной частью населения морально-нравственных ориентиров и правовой нигилизм.

10 сент. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №656 от 10 сент. 1999

В 1998 году в Приморье было зарегистрировано 105 заведомо ложных сообщений о готовящихся террористических актах. А с начала нынешнего года зарегистрировано уже 54 подобных анонимных телефонных звонка. По мнению специалистов, основным фактором, влияющим на рост “телефонного терроризма”, является нестабильное положение в стране и как следствие - утрата значительной частью населения морально-нравственных ориентиров и правовой нигилизм.

В подавляющем большинстве случаев звонки о заложенных бомбах являются неудачными шутками. Но это не дает правоохранительным органам основания игнорировать подобные сообщения - ведь все чаще в различных городах страны гремят настоящие взрывы, гибнут люди.

Необходимо отметить, что иногда телефонные звонки “доброжелателей” оказываются правдой. В декабре 1997 года, к примеру, подобное сообщение позволило обнаружить на морвокзале Владивостока и обезвредить самодельное взрывное устройство (СВУ) большой мощности. Но такие случаи можно пересчитать буквально по пальцам. Большей же частью телефонные звонки с сообщениями о готовящихся террористических актах оказываются ложными.

Специалисты сообщают, что “телефонному терроризму” подвержены буквально все возрастные категории граждан - от 7 до 70 лет. И если школьники большей частью звонят для срыва занятий в школе, то у взрослых мотивы гораздо разнообразней. Чаще всего, понятное дело, правоохранительным органам приходится иметь дело с психически больными людьми, причем пики “террористической” активности приходятся на периоды сезонных и социальных обострений. Однако все чаще регистрируются звонки с целью запугивания конкурентов либо должностных лиц. Нередко мотивом подобных правонарушений становится месть. Но в подавляющем большинстве случаев, по мнению правоохранительных органов, налицо хулиганство в чистом виде.

Видимо, из “чисто спортивного интереса” решил проверить эффективность работы соответствующих служб некий гражданин Ш., позвонивший на центральную станцию скорой помощи Владивостока. Он, представившись чужим именем, попросил сообщить в милицию о заложенной бомбе в доме № 20 на улице Енисейской. По указанному адресу в спешном порядке прибыли оперативные группы ФСБ, милиции и МЧС, пожарные расчеты и бригада скорой помощи. Жильцы дома были выведены из квартир, был проведен полный осмотр здания, но взрывчатых предметов, к счастью, обнаружено не было.

Сотрудники управления ФСБ по Приморскому краю, осуществлявшие розыск “шутника”, вначале ориентировались на поиски старушки-пенсионерки - уж больно голос звонившего напоминал голос пожилой женщины. Однако даже эти ухищрения не помогли анониму. Буквально вскоре чекисты вышли на след 39-летнего гражданина Ш.

5 марта этого года суд приговорил незадачливого “террориста” к 1 году исправительных работ и выплате материального ущерба.

Зачастую любителям попугать по телефону нельзя отказать в изобретательности. Так, например, в 1998 году сотрудникам УФСБ пришлось столкнуться с довольно забавной группкой шутников. А началось все с серии телефонных звонков с сообщениями о минировании одного из домов на улице Краева в Первомайском районе Владивостока. За короткий период поступило сразу несколько подобных звонков, что, естественно, не могло не насторожить правоохранительные органы.

В ходе осмотров в подвале дома саперы обнаружили муляжи самодельных взрывных устройств - были и провода, и радиодетали, отсутствовало только взрывчатое вещество. В ходе проверки выяснилось, что обнаруженные муляжи были изготовлены из предметов, подобранных в том же подвале. Этот факт дал основание полагать, что “шутники” проживают где-то неподалеку. Подозрение тут же пало на группу молодых людей. Когда одного из них задержали, он, трясясь от страха и плача навзрыд, поведал, что звонки и муляжи были частью некоего грандиозного плана. Молодые люди предполагали после совершения звонка спрятаться на чердаке и планировали в тот момент, когда всех жильцов дома эвакуируют, ограбить одну из квартир.

Впрочем, большинство анонимных телефонных звонков, как показывает практика, осуществляется школьниками из хулиганских побуждений. В подобных случаях юные “террористы” сообщают о заминированных школах лишь для того, чтобы сорвать занятия и посмотреть на действия сотрудников правоохранительных органов. Количество таких случаев растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Однако стоит помнить, что подобные звонки - это отнюдь не безобидная шалость, ибо такие деяния подпадают под действие статьи 207 Уголовного кодекса РФ, а уголовная ответственность за телефонные “шутки” наступает с 14-летнего возраста.

Так, в феврале прошлого года в одной из школ Славянки раздался телефонный звонок. Некая молодая девушка, представившись сотрудницей милиции, сообщила о том, что школу заминировали неизвестные террористы. Через несколько минут аналогичные сообщения поступили и в другие школы Славянки. В процессе проведения оперативно-следственных мероприятий выяснилось, что игрой в “террористов” забавлялись три школьницы - П., Р. и К., которые в тот день не пошли на занятия и шутки ради решили обзвонить все школы родного поселка. Итогом шутки стало уголовное дело, возбужденное Хасанским райотделом милиции по статье 207 УК РФ. В настоящее время ряд подобных уголовных дел по фактам анонимных звонков в средние школы возбужден и во Владивостоке. В частности, возбуждены уголовные дела по фактам звонков в 19-ю школу, которую в апреле этого года “минировали” шесть раз, и в среднюю школу № 60, куда в апреле же поступило четыре подобных звонка. В результате расследования установлены подростки, в отношении них получены конкретные доказательства их противоправной деятельности. Большинство из них уже сознались в содеянном. В самое ближайшее время материалы уголовных дел будут переданы в суд, который назначит наказание виновным и определит размер компенсации за ущерб, причиненный незадачливыми “террористами”.

Правоохранительные органы напоминают телефонным “шутникам”, в том числе и тем, кто еще только замышляет свои подвиги, что все подобные случаи учитываются, анализируются и заносятся в специальные базы данных. При этом вероятность разоблачения подобных “террористов” приближается к 100 процентам, а наказание за такие “проступки” довольно серьезное.

Автор: Отдел новостей "