Позабыли прежние “секреты”

Экономический кризис, охвативший нашу страну, существенно повлиял и на рентабельность рыбной промышленности. Казалось бы, не сеем и не пашем, а только собираем урожай, данный нам природой. Но затраты на сбор этого урожая настолько значительны, что приблизили цену рыбы к цене мяса. А такие морепродукты, как крабы, креветки, гребешки, в несколько раз обогнали в цене мясные изделия.

10 сент. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №656 от 10 сент. 1999

Экономический кризис, охвативший нашу страну, существенно повлиял и на рентабельность рыбной промышленности. Казалось бы, не сеем и не пашем, а только собираем урожай, данный нам природой. Но затраты на сбор этого урожая настолько значительны, что приблизили цену рыбы к цене мяса. А такие морепродукты, как крабы, креветки, гребешки, в несколько раз обогнали в цене мясные изделия.

Простой подсчет показывает, что основная часть расходов на содержание рыболовецких судов ложится на оплату дизельного топлива и составляет, в зависимости от класса судна и вида промысла, от 40 до 70 процентов. Остается надеяться, что кто-то когда-то разберется с непомерно завышенными ценами на нефтепродукты. А пока что рыбной промышленности эту проблему приходится расхлебывать самой, а чаще - потребителям ее продукции. Очевидно, что снижение потребления дизельного топлива при лове морепродуктов повысит рентабельность промысла и, хотелось бы надеяться, снизит цены на рыбном рынке.

В вольготные советские времена рыбаки позволяли себе тратить деньги на разработку перспективных, более экономичных средств добычи даров моря, но из-за этой же вольготности все разработки складывались на полку. Зачем внедрять что-то новое, когда то, что вылавливаем обычным способом, не можем полностью обработать и довести до потребителя? И главное - внедрение новой техники влекло за собой увеличение плана по вылову и снижение расценок на добытое сырье.

Сегодня же почти вся рыбная индустрия в частных руках, хозяева считают рубли и копейки. Казалось бы, хватай перспективное, ранее наработанное. Но то ли позабыли прежние “секреты”, то ли новые хозяева о них ничего не слышали. Информационный голод в рыбной области в последние годы ощущается особенно остро. И поэтому остаются невостребованными разработки, способные повысить рентабельность промысла от 20 до 200 и более процентов.

Расскажу о некоторых из них.

Наукой доказано, что при траловом промысле в улов попадает до 45 процентов рыбы, захваченной донным тралом, и до 30 процентов - разноглубинным тралом. Остальная рыба, вошедшая в трал, уходит из него сквозь крупноячейную часть или во входное устье трала при его выборке. Еще в 70-х годах был разработан траловый подводный световой прибор, управляемый по гидроакустическому каналу связи с борта судна. При заходе косяка рыбы в трал он посылал импульсные световые вспышки определенной мощности, которые, временно ослепляя, обездвиживали рыбу. В это время она захватывалась траловым мешком и оставалась в улове. Экспериментальные и промысловые испытания на судах ТУРНИФа - РТМ “Милоградово”, БАТМ - “Пионер Николаева”, на промысловых судах Находкинской БАМР - РТМ “Арагонит” и БМРТ - “Пограничник Стрельников”, проведенные в различных районах лова и на разных видах рыб, показали следующее. С применением светового прибора уловистость трала повышалась не менее чем на 25 процентов при добыче иваси, на 30 процентов - при добыче скумбрии и ставриды, на 80-100 - при вылове минтая. Очевидно, что такой прибор позволяет судну либо повысить свой вылов за определенный период промысла при прежних затратах топлива, либо уменьшить период нахождения на промысле для освоения данной ему квоты вылова.

Другой пример. При траловом промысле креветок, зарывающихся в грунт (например шримс медвежонок), можно применить импульсивное электрическое поле перед входным устьем трала, и это повысит уловистость в два и более раза. Такой прибор (подводный импульсивный генератор) разработан и в 80-х годах испытан ведомственной комиссией ВРПО “Дальрыба”, которая признала его высокую эффективность.

Печальна судьба крабовой акустической приманки (КРАП), имитирующей звуки питающихся крабов, что стимулировало их направленное движение к порядку крабовых ловушек. Она была разработана учеными ВНИРО совместно с дальневосточными конструкторами. В Москве на одном из предприятий был подготовлен серийный выпуск этих приборов. Опытная партия КРАПов в течение двух лет испытывалась группой судов “Дальморепродукта”. Испытания показали возможность повышения уловистости крабовых ловушек на 25-50 процентов. Руководство предприятия признало этот результат, выплатило соответствующую премию разработчикам, но от дальнейшего внедрения отказалось.

Но сейчас-то это выгодная возможность вылова судном своей квоты крабов либо в более короткие сроки, либо меньшим количеством ловушек. Рентабельность за счет экономии дизельного топлива очевидна.

А вот пример с куда более весомой экономией. Морские суда иногда попадают в ситуации, когда необходимо или целесообразно находиться в дрейфе. Необходимо - аварийная ситуация. Целесообразно - ожидание, к примеру, сдачи улова, перегруза, снабжения, периода необходимого застоя некоторых орудий лова, наконец, вынужденный простой из-за шторма.

В свое время для крючкового лова кальмаров были разработаны плавучие якоря, по конструкции напоминающие авиационный парашют, но только работающий в воде. Они предназначались для удержания судна носом к ветру и снижения ветрового дрейфа судна. Впервые как бы не по назначению (не для рыбалки) плавучий якорь нашей конструкции использован научно-исследовательским судном АН СССР “Академик Крылов”. Он использовал плавучий якорь для выполнения научных работ на станциях, занимающихся подводными исследованиями.

Плавучий якорь, значительно уменьшая ветровой дрейф, почти исключает бортовую качку судна, которая отрицательно влияет на здоровье и работоспособность экипажа, на работу судовых механизмов и приборов, на крепление груза и т.п. При среднем расходе топлива, для большинства дизельных двигателей равном 160 граммам на одну лошадиную силу в час, судно с мощностью главного двигателя, например 1000 лошадиных сил, находясь на плавучем якоре, будет экономить 160 кг дизтоплива в час, или около пятисот рублей при нынешних ценах.

Вышеприведенные примеры неиспользуемых научно-технических наработок - это только часть брошенной перспективной техники. И если кое-что возродить относительно просто (плавучие якоря), то приборы, связанные с электроникой, нужно снабдить новыми конструкторскими документациями. А это повлечет за собой значительное удорожание первых опытных образцов и подготовки серийного производства.

Понятно, что такие затраты невыгодны или непосильны для одного, даже крупного потребителя. Выход, видимо, в том, чтобы собрать пакет заказов, а затем вести разработку и изготовление либо по принципу долевого участия, либо через поиск инвестора, способного профинансировать подготовительную часть работ, а затем реализовать новую технику на договорных условиях. Топливный кризис ширится, и снижать его давление каким-то способом все равно приходится. Один из них я и предлагаю.

Автор: Валентин СЕМЕНЕНКО, специально для "В"