Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Экономика, финансы

Дойдут ли японские деньги до приморских лососей?

Лососевая путина в разгаре. У берегов Камчатки уже выловлено 92 тысячи тонн, Сахалина - 75 тыс. тонн, Курил - 10 тыс. тонн, Приморья - 0,5 тыс. тонн рыбы. С начала века красной рыбы в реках нашего края поубавилось раз в десять. Ушли в прошлое те времена, когда ее было вдоволь, когда доска с гвоздем, оторванная от забора, могла стать орудием лова для жителей таких прибрежных поселков, как Славянка, Преображение, Ольга, Терней

Лососевая путина в разгаре. У берегов Камчатки уже выловлено 92 тысячи тонн, Сахалина - 75 тыс. тонн, Курил - 10 тыс. тонн, Приморья - 0,5 тыс. тонн рыбы. С начала века красной рыбы в реках нашего края поубавилось раз в десять. Ушли в прошлое те времена, когда ее было вдоволь, когда доска с гвоздем, оторванная от забора, могла стать орудием лова для жителей таких прибрежных поселков, как Славянка, Преображение, Ольга, Терней

Да и восстановление поголовья лососевых у нас идет не слишком активно. Если в Японии на полную мощность работают 220 рыборазводных заводов, то у нас в Приморье только два, в Рязановке и Барабаше. Пятый год в наших водах, в исключительной экономической зоне, те же японцы ловят, причем вполне легально, красную рыбу. 275 тысяч долларов - такова сумма, которую они выкладывают за этот лов. Деньги идут на охрану и воспроизводство рыбы в Приморье. Вот только дойдут ли они до наших лососей?

Справка “В”. По численности самый большой вид лососевых в Приморье - это горбуша. Ее поголовье составляет 75 процентов от общего числа. Она заходит нереститься только в северные реки Тернейского района. Немного южнее идет кета (10 процентов). А самый ценный приморский лосось - это сима (15 процентов). Этот вид сохранился у нас и нигде более в мире еще с тех времен, когда по земле бродили динозавры. Оставшиеся пять процентов между собой делят кумжа, мальма, ленок и таймень. Последний встречается даже реже симы.

Где взять деньги на охрану лосося? Этим вопросом терзаются сегодня специалисты Госдальморслужбы и Риомбира - региональной инспекции по охране морских биоресурсов, рожденной год назад росчерком президентского пера в составе морской службы Федеральных пограничных войск взамен аналогичного подразделения “Приморрыбвода”. Именно она охраняет сегодня лососевых на японские деньги от самих же японцев.

Семьдесят больших и малых судов под флагом Страны восходящего солнца из года в год промышляют российских лососей в дальневосточных морях. Поймал японец рыбку, продал ее у себя, несколько процентов от прибыли или около 2 долларов с каждого килограмма отстегнул за право лова, на охрану и воспроизводство нашей рыбы, другими словами, купил квоту. А вылавливается достаточно много: в 1998 году - около 15 тысяч тонн, в 1999 году - около 10 тысяч тонн. 30 миллионов долларов - такова приблизительно сумма, на которую подписаны контракты между российскими и японскими компаниями в прошлом году, и более 20 - в году нынешнем. Прошлогодний пирог прибыли был поделен следующим образом: 24 млн. долларов - 80 процентов, или четыре пятых всех средств, ушли в Москву, в Госкомрыболовство; более 0,5 млн. долларов - примерно 2 процента получили так называемые московские посредники - ЗАО “Сонико Интернешнл” и ЗАО “Ас-Рыба”; оставшиеся 17-18 процентов - около 5,5 млн. долларов должны были поступить на Камчатку, Сахалин и Курилы в виде различного оборудования. Место Приморья в этом списке почти символическое - 1 процент, или 300 тысяч долларов, несмотря на то, что среди всех лососевых регионов наш край наиболее обезрыбел и нуждается в современных заводах по воспроизводству.

Нынче кое-что перепало “Приморрыбводу”, которому было выделено 275 тысяч долларов. А как же Госдальморслужба в составе Госкомэкологии и Риомбир в составе ФПС, который по закону об исключительной экономической зоне (статья 35) является первым охранником лосося и прочей морской живности? Ему тоже кое-что досталось. Его казна пополнилась платой за услуги наблюдателей из расчета 350 долларов в сутки, всего где-то на 200 тысяч “зеленых”. Этих денег вряд ли хватит на то, чтобы вдохнуть жизнь в патрульные суда “Манджур”, “Шкипер Гек” и “Командор”. По приблизительным подсчетам, для их ремонта потребуется около 4 млн. долларов. Получаемых же средств не хватает даже на то, чтобы обеспечить топливом пограничные катера, которые вынуждены простаивать у стенки, заходя лишь изредка на север Приморья, куда приходят нереститься самые многочисленные стада красной рыбы. Дойдут ли японские деньги до наших лососей, ведь море по большому счету открыто для браконьерских сетей? И будет открыто до тех пор, пока все ведомства так и останутся разрозненными.

Краевая программа “Лосось Приморья”, принятая еще в 1994 году сроком на 10 лет, почти не выполняется и требует основательной доработки, как утверждают эксперты

ТИНРО-центра. Исполнитель программы АОЗТ “Приморская инвестиционно-промышленная компания “Лотико” пока не построила ни одного из 26 запланированных заводов, которых должно быть запущено уже как минимум два, на Самарге и Аввакумовке, на 40 млн. икринок каждый. Впрочем, среди возможных источников финансирования на первом месте числятся все те же японские компенсационные выплаты.

Скоординировать усилия ведомств по выработке плана действий в области охраны и воспроизводства морских биоресурсов, включая и лосося, взялся Всемирный фонд дикой природы (WWF). 900 тысяч долларов в год - такую сумму тратит сегодня эта организация на поддержку проектов по Дальнему Востоку. На сегодня среди охранников морской живности напрямую или косвенно задействованы Госкомэкология (Госдальморслужба, оперативная инспекция “Тигр”), Федеральная пограничная служба (Риомбир), Дальневосточное таможенное управление, Приморская межрайонная природоохранная прокуратура, МВД и ФСБ.

По закону “Об охране окружающей природной среды” (статьи 20 и 21) часть от японских компенсационных выплат должна перечисляться в экологические фонды, в качестве возмещения ущерба, идти на финансирование проектов в интересах тех же самых симы и горбуши, кеты и тайменя. В действительности же согласно межправительственному российско-японскому соглашению о промысле лососевых деньги идут рыбохозяйственникам, а по большей части в Москву. До регионов же доходят крохи.

Безусловно, очень здорово, если будет возведен рыборазводный завод на Аввакумовке, но, как показывает американский опыт, искусственное воспроизводство лососевых путь далеко не единственный. Красная рыба, выросшая на искусственных кормах, по вкусовым качествам явно уступает дикой, которой те же японцы все же отдают предпочтение. А вскормленную на заводах они стараются сбывать в Китай.

Американцы сегодня делают ставку на восстановление нерестилищ. Так, река Колумбия - в прошлом самая лососевая река планеты. Еще в начале прошлого столетия в ней нерестилось поголовье в 20 млн. особей. Сейчас она обезрыбела настолько, что лососевая индустрия перестала приносить достаточную прибыль в бюджет и давать работу людям. Этому способствовали 11 построенных плотин, срубленные леса и без меры удобренные земли. 30 млн. долларов, а это не один бюджет Приморского края, именно столько вынуждены тратить сегодня власти штата Орегон на программы по восстановлению лососевых.

У нас в Приморье нерестилища за некоторым исключением в целости и сохранности. Дело за малым - холить и лелеять немногочисленные стада приморских лососей, способных нести из года в год сотни золотых икринок в бюджеты всех уровней. Благо, что на севере нашего края, например в Тернейском районе, остались пока реки непорочные от истока до устья, такие как Самарга, Пея, Венюковка, Желтая. Лососевый заказник на одной из них мог бы стать местом охраны генофонда этих ценных промысловых рыб, откуда со временем можно было бы организовать расселение в изрядно обезрыбевшие реки, коих в крае сейчас сотни.

Автор : Игорь КОЛОМЕЕЦ, специально для "В"

В этом номере:
Пива нет?

Похоже, возвращаются старые добрые времена, когда на каждом из немногочисленных городских пивных ларьков красовались ранящие душу надписи “ПИВА НЕТ”. Пивные реки Владивостока пересохли. Вот уже неделю у торгующих на разлив пивных аппаратов нет очередей. Как нет и самого пива.

Опять будем в мехах

Фирма “Дальпушнина”, почти прекратившая свое существование вследствие введения процедуры банкротства, в ближайшее время может приобрести статус государственного унитарного предприятия. Такое решение было принято на рабочем совещании у губернатора края.

Большому кораблю - большое плавание

Открытие очередной компании, фирмы, акционерного общества или предприятия. Казалось бы, что тут нового, оригинального?

Позабыли прежние “секреты”

Экономический кризис, охвативший нашу страну, существенно повлиял и на рентабельность рыбной промышленности. Казалось бы, не сеем и не пашем, а только собираем урожай, данный нам природой. Но затраты на сбор этого урожая настолько значительны, что приблизили цену рыбы к цене мяса. А такие морепродукты, как крабы, креветки, гребешки, в несколько раз обогнали в цене мясные изделия.

Капитаны портов ударили по рукам

Давнее противоречие, существующее между четырьмя портами Находки, похоже, сдвинулось с мертвой точки. Дело в том, что государственные администрации портов взимали с приходящих в Находку судов корабельные сборы независимо друг от друга, что только прибавляло морякам головной боли и существенно опустошало их кошелек. Нужно перейти от одного ведомственного причала к другому - плати заново.

Последние номера