Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Новости, события

Морской извоз чреват трагедиями

Официально перевозкой пассажиров на прибрежных морских линиях занимается АО "Владморпасс". Ежегодно катерами и паромами перевозится около 1 млн. пассажиров островной и полуостровной зоны Владивостока. Наряду с этим существует и неофициальный канал перевозок, осуществляемый владельцами транспортных средств, состоящих на учете в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС).

Официально перевозкой пассажиров на прибрежных морских линиях занимается АО "Владморпасс". Ежегодно катерами и паромами перевозится около 1 млн. пассажиров островной и полуостровной зоны Владивостока. Наряду с этим существует и неофициальный канал перевозок, осуществляемый владельцами транспортных средств, состоящих на учете в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС).

Перевозчиков пруд пруди


И представлен он довольно разнообразным набором услуг на страницах рекламно-информационного еженедельника "Дальпресс". Здесь вам могут предложить плавсредство вместимостью от 8 до 30 пассажиров. Услуги самые разные, отвечающие запросам как жителей островной зоны, так и желающих отдохнуть в многочисленных заливах и бухточках приморского побережья. Соответствующий разброс и в цене услуг: от 2,5 тысячи рублей - аренда на день катера вместимостью в 30 пассажиров до 600 рублей за мотобот на восемь человек.

Но все это находится в явном противоречии с существующей нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность перевозчика в этом секторе рынка транспортных услуг на море. Так, согласно требованиям ст. 23 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) к плаванию судно допускается только после того, как будет установлено, что оно "удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания". Компетентными органами в этой сфере деятельности является Регистр морского судоходства, осуществляющий технический надзор, и Росморфлот, производящий лицензирование пассажирских перевозок. К пассажирским судам относятся суда с мощностью двигательной установки не менее 55 кВт. Все иные суда, не отвечающие этим требованиям, к перевозкам пассажиров в коммерческих целях привлекаться не могут. Также не могут привлекаться к перевозке пассажиров спортивные и прогулочные суда, зарегистрированные в органах ГИМС, даже имеющие свыше 55 кВт.

Под перевозками пассажиров и грузов следует понимать не только коммерческие, но и перевозки хозяйствующими субъектами собственных пассажиров и грузов. Например, доставка рабочих и оборудования на суда, находящиеся на рейде. Если такой вид перевозок осуществляется на судах, подконтрольных ГИМСу, то он тоже должен быть отлицензирован.

Вместе с тем за последнее время участились случаи, когда контрольно-надзорными органами на море выявляются факты грубого нарушения правил безопасности перевозки пассажиров.

Патруль выставляет заграждение


Как показывает практика, достаточно эффективной формой борьбы с такого рода нарушителями стал "Морской патруль", периодически прочесывающий прибрежную акваторию. Действует патруль под эгидой координационного совета Морской администрации порта Владивосток и состоит из довольно-таки представительной и компетентной команды сотрудников портового надзора (как рыбного, так и торгового порта), Ространсинспекции, ГИМСа, линейного отдела милиции, ТОФ, погранвойск и мэрии города.

Так, в ходе последнего рейда "Морского патруля" выявлен ряд судов, зарегистрированных в органах ГИМС, не имеющих выданных в установленном порядке лицензий, но занимающихся перевозкой пассажиров. Это РПВ-2025 (владелец ТОО "Пульсар Пасифик"), РПВ-1785 (владелец ОАО "Примснабконтакт"), РПВ-1894 (владелец ЗАО "Стандерс"). На этих судах перевозилось от 18 до 39 пассажиров с грубым нарушением существующих правил. На Р-3449, принадлежащем В. Калашникову, осуществлялась перевозка 30 детей и женщин с острова Попова при допустимой вместимости 18 человек. А не так давно "Морским патрулем" в проливе Босфор-Восточный был задержан катер, перевозивший 36 детей. У руля случайный капитан, на судне из всех спасательных средств - надувной плот на шесть человек с просроченным сроком годности.

В этом году ситуация усугубляется тем, что в лице туристических фирм такие морские "перевозчики" получают довольно постоянные потоки клиентуры для коммерческого извоза. 6 августа "Морским патрулем" были задержаны два катера (владельцы: ТОФ и ОАО "Приморское агентство авиационных компаний"). На судах отсутствовали лицензионные документы. Экипировка их с позиций обеспечения безопасности мореплавания не выдерживает никакой критики. На катере, принадлежащем военно-морскому ведомству и перевозящем 60 детей, в контейнерах для спасательных плотов последних не значилось. На втором катере отсутствовал судовой билет и документ, подтверждающий проведение техосмотра в ГИМСе. Против нарушителей лицензионного режима отделением возбуждены дела об административных правонарушениях. Об их незаконной деятельности дана информация в налоговые органы.

Море хапуг не любит


Как показывает практика, активность таких перевозчиков вне закона возрастает в период кризисных ситуаций с перевозками пассажиров АО "Владморпасс" и в рыбацкие любительские сезоны, летний период времени. Спекулируя на безвыходной ситуации островных жителей, они под эгидой заботы о пассажирах в нарушение всех действующих правил занимаются перевозкой не только пассажиров, но и грузов.

Стремление владельцев маломерного флота подзаработать понятно. Но непонятна логика действий тех пассажиров, которые, пренебрегая элементарными правилами, готовы сесть в любую посудину и отправиться в путешествие до ближайшего острова. Достаточно вспомнить многочисленные трагические случаи, связанные с любительскими рыбацкими эпопеями в различные времена года, желанием с ветерком промчаться по бухте, украшенной морскими барашками. Как правило, беспечность не выдерживает конкуренции с неожиданным туманом, сильным течением или морским шквалом.

Отделение Ространсинспекции, ГИМС и впредь будут ужесточать требования к нарушителям правил безопасности мореплавания.

Если есть маломерный флот, занимающийся перевозками не только пассажиров, но и грузов, значит, существует и потребность в таких перевозках. Поэтому, очевидно, следует не только ограничиться запретительными мерами, но и продумать комплекс мероприятий, позволяющих транспортные услуги в прибрежной морской зоне осуществлять в легитимном правовом поле, гарантирующем законность и безопасность таких услуг. А потребность в расширении этого сектора услуг очевидна, поскольку периметр административных границ края наполовину связан с морем. И надо признать, что если маломерный флот получается востребованным, то он будет заниматься извозом. Задача заключается в том, чтобы его деятельность была четко регламентирована. В этих целях службами отделения РТИ и ГИМС внимательно изучается опыт других субъектов федерации, в частности Санкт-Петербурга, где производится лицензирование деятельности маломерного флота, занимающегося перевозками на реках и морской акватории Финского залива.

Автор : Борис ЖУРИЛОВ, зам. руководителя Приморского краевого отделения Ространсинспекции, Виталий ЛЕСОВОЙ, зам. начальника Государственной инспекции по маломерным судам края

comments powered by Disqus
В этом номере:
Стахановские нормы “Приморскугля”

Август стал самым жарким месяцем для приморских шахтеров. Сверх плана они сумели отправить на Владивостокскую ТЭЦ-2 32,3 тысячи тонн, а по сравнению с этим же периодом прошлого года добыли на 37,8 тысячи тонн больше угля.

Перспективы экономического развития Владивостока

Во вторник в администрации Владивостока состоялось очередное заседание общественного консультативного совета при главе администрации города. Об этом сообщила пресс-служба мэрии.

Население оплатит электроэнергию для промышленности

В недрах РАО “ЕЭС России” рождается новое решение об изменении тарифов на электроэнергию. Делается это скрытно, дабы раньше времени не будоражить население, но “В” из информированных источников стали известны некоторые подробности.

Электричества может не хватить

Персонал ОАО “Дальэнерго” продолжил забастовку, которая, по словам председателя забастовочного комитета Геннадия Ткачука, “приняла постоянный характер”. В ходе акции протеста помимо требований к руководству ОАО “Дальэнерго” о погашении задолженности по зарплате забастком выдвинул дополнительные требования к главам администраций городов и районов края.

Эх, российские дороги, семь загибов на версту...

Сегодня Большой Камень производит ремонт трех дорог: на cела Подъяпольское, Мысовое, Суходол. Эти дороги находятся на балансе краевого комитета дорожного хозяйства и соответственно должны обслуживаться за счет его средств. На это несоответствие начальник ПТО Татьяна Шепелина смогла ответить лишь одно: "Мы тоже по ним ездим".

Последние номера