КТО РАСКАЧИВАЕТ ДВМП

Как известно, первой и главной заповедью любого врача является короткое выражение: “Не навреди!” Оно же, полагаю, должно быть руководством к действию любого крупного менеджера, управленца, от решений и работы которого напрямую зависит успех или неуспех солидной компании, а соответственно и нормальная жизнь работающих в данной компании тысяч людей. Потому что когда от твоей подписи или от твоей руки, поднятой во время голосования по ключевому вопросу, зависит движение десятков судов в океане или десятков миллионов долларов по кредитным линиям - это, согласитесь, серьезно. Впрочем, прелюдия, без которой трудно было начать этот разговор (почему - надеюсь, читатель поймет из текста), похоже, затянулась. К делу

3 сент. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №652 от 3 сент. 1999

Как известно, первой и главной заповедью любого врача является короткое выражение: “Не навреди!” Оно же, полагаю, должно быть руководством к действию любого крупного менеджера, управленца, от решений и работы которого напрямую зависит успех или неуспех солидной компании, а соответственно и нормальная жизнь работающих в данной компании тысяч людей. Потому что когда от твоей подписи или от твоей руки, поднятой во время голосования по ключевому вопросу, зависит движение десятков судов в океане или десятков миллионов долларов по кредитным линиям - это, согласитесь, серьезно. Впрочем, прелюдия, без которой трудно было начать этот разговор (почему - надеюсь, читатель поймет из текста), похоже, затянулась. К делу

Они пришли законно

В последнее время ОАО “Дальневосточное морское пароходство” без преувеличения оказалось в центре внимания местной, центральной российской и мировой печати. О причинах детализации такого внимания жители края хорошо осведомлены. Происходящее объясняется в первую очередь некоторыми действиями крупных акционеров компании, входящих в наблюдательный совет (прежнее название - совет директоров) ОАО “ДВМП”; речь идет о представителях ИК “Партнерство” во главе с Анатолием Милашевичем и об основном представителе иностранных акционеров пароходства Эндрю Фоксе (Andrew Fox). Совокупный пакет акций компании, находящийся в их управлении, составляет, по осторожным оценкам, порядка 46 процентов, что чрезвычайно близко к контрольному рубежу (50 плюс 1), за которым начинается полный контроль над собственностью, которая, если опять же подходить с осторожными мерками, оценивается приблизительно в полмиллиарда долларов. Никто, наверное, не станет спорить - тут есть за что побороться.

Здесь, однако, надо сделать небольшую оговорку. Было бы слишком примитивно и простодушно рвать на себе волосы и кричать: “Ах они, злодеи, проклятые иностранцы и новые русские - скупили по дешевке наше национальное достояние, которое создавалось трудом поколений, а теперь будут им вертеть и крутить, как душе заблагорассудится!..” Между тем, по официальной информации на сегодняшний день, и Милашевич, и Фокс вполне законно, открыто и целенаправленно приобретали акции “ДВМП” на рынке ценных бумаг, ни в чем не нарушая действующего на текущий момент российского законодательства. Контролируя весьма серьезные пакеты акций, они столь же законно вошли в совет директоров (причем чуть ли не с первого дня существования акционерного общества) и следом постепенно ввели еще нескольких своих союзников. Хотя до недавнего времени союзниками в наблюдательном совете ОАО “ДВМП” были все - и Милашевич с командой, и представители иностранных акционеров, и представители государства, и собственно представители “Дальневосточного пароходства”.

Разногласия обозначились нынешней весной, когда Анатолий Милашевич в судебном порядке был отстранен от управления другой судоходной компанией - “Востоктрансфлот”, а Эндрю Фокс имел непростые объяснения с губернатором края, озаботившимся тем фактом, что государство теряет контроль над стратегически важной для Дальнего Востока и для России в целом судоходной отраслью.

Рубикон был перейден, и с этого момента члены наблюдательного совета ОАО “ДВМП” Милашевич и Фокс участвуют в работе высшего руководящего органа компании на расстоянии не менее чем 10 тысяч километров - находясь в Москве или за границей. Законодательство такое вполне допускает, и на последних заседаниях совета интересы обоих упомянутых персонажей с завидной регулярностью представляют доверенные лица - с соответствующим правом голоса.

Тем не менее ряд последних действий, шагов, предпринятых руководителями инвестиционных компаний “Партнерство” (Анатолий Милашевич) и особенно “Тайгер Секьюритиз” (Эндрю Фокс), вызывает по меньшей мере недоумение. Судите сами: казалось бы, вложив в приобретение солидного (почти контрольного) пакета акций серьезные суммы, уважаемые члены наблюдательного совета должны прикладывать максимум усилий к тому, чтобы ведомое ими предприятие процветало, чтобы росли дивиденды и чтобы сохраняла устойчивость ликвидность акций общества. Добавлю, что совершенно умозрительные размышления автора этих строк подтверждаются и таким солидным документом, как “Положение о наблюдательном совете ОАО “ДВМП”. Вот выдержка из главы 5, которая называется “Ответственность членов наблюдательного совета”; цитирую: “5.1. Члены наблюдательного совета общества при осуществлении своих прав и обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и обязанности в отношении общества добросовестно и разумно. 5.2. Члены наблюдательного совета общества несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами...”

Чем хуже, тем лучше?

Ну а теперь о том, что, как уже говорилось выше, вызывает, мягко говоря, удивление и недоумение. За последние три месяца при непосредственном участии Эндрю Фокса в мировой печати - в том числе в одной из самых авторитетных газет мира “Нью-Йорк таймс”, в ряде других газет США, Европы, Австралии и Новой Зеландии – прошла серия публикаций, в которых с упрямой настойчивостью проводилась мысль о скором и неминуемом финансовом крушении “ДВМП”, о неразумной кредитной политике, расхождениях в аудиторских оценках, разногласиях в наблюдательном совете. Трудно сказать, какой при этом преследовался или преследуется конечный результат, но вот то, чего уже добились авторы (или инициаторы) этих публикаций, уже видно достаточно отчетливо. В нашем распоряжении есть весьма конфиденциальные документы - это фрагменты переписки головного офиса компании со своей многочисленной и разветвленной агентской сетью по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону. В силу того, что это действительно конфиденциальные документы, содержащие факты, относящиеся к коммерческой тайне, цитировать мы их будем выборочно, опуская некоторые цифры, фамилии и названия компаний. Как легко убедится досужий читатель, смысл посланий при этом отнюдь не меняется. Все приведенные телексы пришли из-за границы. Даем цитаты подряд, не перебивая комментариями, и так все понятно.

“...Нам необходимо рассчитать общую годовую прибыль с фрахта от данной компании, а также как скажется потеря этого контракта на линии FANAL (одна из самых перспективных и прибыльных контейнерных линий пароходства). В дополнение к этому нам следует провести детальный анализ всех контрактов, потерянных за последние два месяца в результате враждебных слухов от господина Эндрю Фокса”.

“...Я бы хотел, чтобы вы знали, как близко ФЕСКО подошло к тому, чтобы потерять один из самых больших контрактов, которые мы подписывали. Трехгодовой контракт стоимостью в 7,5 миллиона долларов был в опасности из-за сообщений, сделанных Эндрю Фоксом в мировой прессе. Эти публикации для ФЕСКО едва не стоили дорого. После нескольких очень тяжелых переговоров мы сумели убедить клиентов продолжить контракт. Мы должны обращать внимание на такие публикации, так как они очень опасны для деятельности ФЕСКО, а также могут быть и уже были использованы нашими конкурентами против нас... Недавно нам пришлось отвечать на ряд вопросов насчет соблюдения этичности в наблюдательном совете ФЕСКО; нас спрашивали - неужели это стиль, в котором ФЕСКО ведет свои дела? После того как мы еще раз заверили клиентов, что мы так не работаем, они сказали, что будут продолжать работать с нами, но в то же время будут внимательно наблюдать за ситуацией. У нас было еще несколько тревожных звонков по поводу этих статей, но пока мы смогли смягчить ситуацию. Все это могло бы стоить ФЕСКО миллионы долларов, если бы у нас не было давних, доверительных отношений с экспортерами/импортерами в Новой Зеландии...”

“...Мы пишем относительно недавних нехороших публикаций в прессе США, Европы, Новой Зеландии и Австралии по поводу споров и разногласий между акционерами ФЕСКО. К сожалению, это бросило нежелательную тень на компанию и повлекло за собой ряд вопросов от наших клиентов о финансовой состоятельности ФЕСКО. Ситуация была обострена заявлениями, которые были сделаны одним из акционеров ФЕСКО Эндрю Фоксом, что вызвало волнения среди наших основных партнеров. От крупных компаний, которые обеспечивают ФЕСКО ежегодными контрактами на солидные суммы (в общем примерно на $10 миллионов), к нам поступило несколько просьб об объяснениях. То, что ФЕСКО имеет устойчивое доброе имя и сложившийся в Австралии имидж, помогло нам объяснить ситуацию и разубедить эти компании от принятия каких-либо защитных действий путем уменьшения поддержки ФЕСКО. Сейчас у нас есть проблемы с компанией “...”, крупнейшим экспортером вина в США, которая в прошлом отдала ФЕСКО 100 процентов своего экспорта в США. В результате последних газетных публикаций они спрашивают себя, правильно ли складывать все яйца в одну корзину, и думают разделить транспортный бизнес для того, чтобы защитить компанию. Несмотря на все наши объяснения, они чувствуют, что дыма без огня не бывает. Однако мы надеемся, что благодаря усилиям, которые мы активно прилагаем, они воздержатся от каких-либо изменений в программе перевозок, из-за чего ФЕСКО может потерять $1 миллион в год на американском направлении. ...Мы до сих пор постоянно успокаиваем наших клиентов, чтобы не потерять их поддержки...”

Кто заказывает музыку?

Возникает масса вопросов, из которых самый простой: на кого работает многолетний член наблюдательного совета ОАО “ДВМП” Эндрю Фокс?

Не секрет, что в течение последнего полугодия велись сложные переговоры между “ДВМП” и еще двумя крупными судоходными компаниями - ANZDL и Contship, оперирующими на аналогичных с пароходством направлениях. Речь шла о возможном сотрудничестве и кооперации. Во время этих непростых переговоров прослеживалась четкая тенденция давления на ОАО “ДВМП” со стороны потенциальных партнеров с целью получения более выгодных условий в рамках партнерского соглашения за счет пароходства. Известно и то, что во время всего переговорного марафона конкурентами использовались все мыслимые и немыслимые формы дискредитации “ДВМП” перед грузоотправителями, вплоть до передачи им по каналам Internet газетных публикаций, инициированных Э. Фоксом. Не стала в этой связи удивительной и информация о том, что член наблюдательного совета ОАО “ДВМП” британский подданный Эндрю Фокс ведет сепаратные переговоры с этими же компаниями - основными конкурентами пароходства.

...Говорят, в бизнесе все средства хороши. Бизнес Фокса преследует, очевидно, двойную цель. С одной стороны, используя слухи о неминуемом грядущем крахе компании, сбить курсовую стоимость акций, скупить недостающие пять процентов и получить практически неограниченный контроль над собственностью стоимостью, как мы говорили выше, около полумиллиарда долларов. С другой стороны - вытолкнуть (в интересах конкурентов) дальневосточных моряков с фрахтового рынка, на котором ежегодно крутятся десятки, если не сотни миллионов долларов. Очень сомнительно, что такая “деятельность” члена наблюдательного совета осуществляется исключительно из чистого любопытства, любви к искусству или филантропических побуждений.

В грязной борьбе применяются грязные средства. Добро, если бы инициированные Фоксом публикации основывались на реальных тревожных фактах и цифрах, свидетельствующих о надвигающемся банкротстве компании и поэтому тщательно утаиваемых правлением “ДВМП”. В таком случае о смелости и благородстве британца можно было бы сочинять легенды похлеще Робин Гуда - один из ведущих членов наблюдательного совета не побоялся вынести сор из избы! Но в том-то и беда, что распространяемая Фоксом информация построена преимущественно на передергиваниях, недомолвках, подтасовках, замалчиваниях одного и преувеличениях другого. Площадь газетной полосы не позволяет провести детальный анализ консолидированного баланса компании, ее кредитной политики, степени платежеспособности. Скажу лишь, что многочисленные агентские фирмы, сотрудничающие с “ДВМП” по всему миру, вынуждены сегодня опровергать в глазах многочисленных клиентов пароходства один слух за другим, вплоть до таких бессмысленных, как сообщение о якобы неспособности ФЕСКО оплачивать счета своих контракторов, в частности - стивидорных компаний. Вот еще одна цитата - этот телекс с плохо скрываемым раздражением пришел в головной офис “ДВМП” от австралийского агента: “...Мы свяжемся с генеральным директором “...”, чтобы полностью опровергнуть данные высказывания, а также предоставим письмо от P&O Stevedors о том, что мы тщательно оплачиваем наши стивидорные счета. Интересно, чем все это закончится? Возможно, кто-то очень скоро может заплатить за это в суде...”

(Действительно - очень интересно, чем все это закончится. В любом случае “В” предполагает тщательно отслеживать ситуацию.)

...А как же Милашевич? В этой сложной оркестровой партии он и его команда старательно выводят общую с Эндрю Фоксом мелодию. Поделены лишь “зоны ответственности” - если Фокс работает с зарубежной прессой, то Милашевич сосредоточился на российских СМИ. Свежий пример - недавняя публикация в уважаемом еженедельнике “Золотой Рог”, который, публикуя свое видение ситуации в “ДВМП”, широко использовал абсолютно конфиденциальную информацию, которая однозначно проходит под грифом коммерческой тайны. Вероятно, информация эта была “слита” непосредственно членами команды Милашевича, которые “по доверенности” присутствовали на последнем наблюдательном совете пароходства. Прискорбно, что наши коллеги то ли с умыслом, а скорее по недомыслию сыграли в одной команде с теми, кто прилагает максимум усилий, чтобы торговый флот России на Дальнем Востоке прекратил свое существование, рынок рабочих рук Владивостока пополнился тысячами безработных моряков, а городской и краевой бюджеты потеряли крупнейшего налогоплательщика.

Характерен и эффект от такой публикации - в кабинетах первых руководителей ОАО “ДВМП” в течение нескольких дней не смолкали звонки из представительств зарубежных компаний, причем звонившие задавали одни и те же вопросы: “Что делается у вас в наблюдательном совете? Как может происходить утечка такой информации?...”

Без комментариев.

А точнее, вместо комментария еще одна, уже последняя цитата. На этот раз - из “Кодекса поведения членов наблюдательного совета”, пункт 2.7. “Члены наблюдательного совета обязаны не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну общества, а также конфиденциальную информацию о делах общества”.

Впрочем... слова “кодекс поведения” как бы автоматически предполагают наличие таких понятий, как “честь”, “мораль”, “верность данному слову” и т.д. Но стоит ли об этом говорить, когда на кону сотни миллионов долларов?..

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"