Живем и прирастаем

“Дальполиметалл” - одно из стратегических для России предприятий. Не только уникальностью производимой продукции, но и своим отношением к оборонке страны. О его критическом состоянии “В” писал не раз, однако сегодня, кажется, с помощью краевой администрации положение стабилизируется - но вот кардинально ли? Об этом наш корреспондент Виктор ДЕБЕЛОВ беседует с генеральным директором “Дальполиметалла” Владимиром МАШКОВЫМ.

1 сент. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №651 от 1 сент. 1999

“Дальполиметалл” - одно из стратегических для России предприятий. Не только уникальностью производимой продукции, но и своим отношением к оборонке страны. О его критическом состоянии “В” писал не раз, однако сегодня, кажется, с помощью краевой администрации положение стабилизируется - но вот кардинально ли? Об этом наш корреспондент Виктор ДЕБЕЛОВ беседует с генеральным директором “Дальполиметалла” Владимиром МАШКОВЫМ.

- Владимир Иванович, давайте уточним, как вам удалось переломить ситуацию?

- Положение начиная с середины 90-х годов было действительно очень серьезным. Особенно в последнем квартале прошлого года, когда мы практически не работали. По рукам и ногам связывали нас швейцарский “Гленкор”, имевший контрольный пакет акций, и владивостокская фирма “Диорит-холдинг” - кредитор, которому мы задолжали 1 млн. 200 тыс. рублей. Она настаивала на нашем банкротстве, и такая процедура была запущена. Два месяца предприятие жило при “временно наблюдающем”.

Пришлось пройти страшный, даже морально, путь из пяти заседаний Арбитражного суда Приморья - все, сегодня тема закрыта. Кредиторы отозвали свой иск, и суд положительно отреагировал на это. С 19 мая мы свободны. Спасибо, помогла краевая администрация - этим делом активно занимались губернатор Евгений Наздратенко и его первый заместитель Константин Толстошеин - их роль первостепенная. По доверенности в нашу пользу эффективно действовал председатель комитета промышленности администрации края Сергей Куракин.

- А еще раньше вы освободились от “Гленкора”...

- 12 ноября 1998 года швейцарцы продали свой пакет акций (51 процент плюс одна) муниципалитету Дальнегорска.

- С чего бы это они, вроде накрепко осев в городе, вдруг сдались?

- А нет ничего странного. Просто иностранные инвесторы сегодня сворачивают свой бизнес в России. При состоянии нашей экономики и законности в этой области им невыгодно вкладывать деньги в реальное производство.

- Значит, сегодня вы - чисто российские, свободны в решениях и действиях?

- Что российские, это верно, но вот, отвечая на вторую часть вопроса, хотел бы уточнить: я провожу в жизнь политику, вырабатываемую советом директоров предприятия, который с недавнего времени возглавляет Константин Толстошеин и в который входит глава администрации Дальнегорска Виктор Старченко. В общем, эта политика отвечает интересам не только города и края, но и нашим интересам - работников “Дальполиметалла”. Почему бы мне ей не следовать?

- И что вы теперь имеете в производстве и экономике?

- Сейчас у нас здесь ситуация хотя бы относительно стабильна. Более того, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы выпуска товарной продукции увеличены на 9,8 процента, а производительность труда выросла на пять процентов. За счет чего?

Несмотря на трудности, нам удалось сохранить все рудодобывающие и перерабатывающие предприятия. В том числе рудники “2-й Советский”, “Верхний”, “Приморский”, “Малиновский”, “Михайловский”.

Действует центрально-обогатительная фабрика. В итоге динамика производства положительная. А заметного улучшения экономической ситуации в целом по “Дальполиметаллу” мы добились благодаря увеличению объемов подготовительных работ на добыче руды свинца, цинка и серебра. И еще нам помогают кадровые решения. В начале года, например, рудник “Николаевский” возглавил Евгений Сверкунов - и он стал работать стабильно. То же и по “Верхнему”, где руководителем назначили Александра Падалко. Оба эти предприятия идут с хорошим приростом товарных объемов.

Полностью удовлетворен я и работой своего заместителя по производству Алексея Могильного. Стабилизации ситуации помогает и создание совместно с ОАО “Дальневосточная мануфактура” закрытого акционерного общества “Свинцовый завод”. Он - единственное в стране предприятие такого рода. И производит ежемесячно по 650-700 тонн рафинированного свинца. Важно, что нам удалось сохранить коллектив высококвалифицированных специалистов, способных решать любые задачи.

- Как отразился сдвиг в производстве на “социалке” предприятия и города?

- Нам удалось погасить все долги как за счет их реструктуризации, так и напрямую. Недавно представительная комиссия из краевого центра, побывавшая на предприятии, отметила, что “Дальполиметалл” в налоговых взаимоотношениях с государством, краевой и муниципальной казной выглядит прилично. Мы выплатили 5 млн. долгов городскому коммунальному хозяйству, что позволит ему лучше подготовить к зиме котельное оборудование, запастись топливом, пополнить оборотку. Подтянута там и зарплата. Второй пример. Погашена задолженность в 37 млн. рублей перед “Дальэнерго”. На сегодня взаимоотношения с энергетиками в принципе нормальные. А бывали длительные отключения, что для нашего производства, на 100 процентов непрерывного, губительно. Мы имели от этого до 15 процентов потерь в выпуске продукции. Раз в пять выросли налоговые отчисления в местный бюджет.

С апреля нынешнего года мы смогли повысить зарплату в среднем на 50 процентов. И выдаем ее с самого начала этого года регулярно. В то же время гасим долги по задолженностям - осталось невыданной зарплата всего за четыре с половиной месяца.

- И последний вопрос, Владимир Иванович: какими видятся вам перспективы “Дальполиметалла”?

- Мне приходится их увязывать с порядком в государственных структурах. Больше всего хотелось бы, чтобы там наконец навели порядок. Чтобы я смог сесть с плановиком и экономистом и спокойно просчитать, что буду иметь на финише года. А то ведь что происходит? С топливом непонятно даже, по какой цене оно идет сегодня, не говоря уж о дне завтрашнем. Я за последние два месяца уже дважды утверждал цены на него - конечно, в сторону увеличения. Но ведь это же рост себестоимости продукции, потеря ее рыночной конкурентоспособности. Замечу: нам только дизтоплива нужно 300 тонн в месяц, плюс бензин. Чехарда в правительстве - это не только проблемы политики и власти, это и проблемы промышленных предприятий. Вот у нас с ростом цен на топливо и взрывчатку растет потребность в оборотных средствах - где взять такие деньги? Поэтому о каких-то кардинальных переменах в “Дальполиметалле” я говорить не рискну. Потому что нет главного - ясности. В августе я не знаю, что будет в сентябре. Сколько смогу закупить, например, той же взрывчатки, чтобы обеспечить рудники работой. Все это не позволяет мне четко прогнозировать конечный результат работы предприятия. Но у нас есть производственная программа на 1999-2000 годы с ростом объемов выпуска продукции на 10 процентов, и мы намерены выполнить ее при любых обстоятельствах.