На-гора

Без денег с дефицитом дизельного топлива шахтеры снижают цену угля

1 сент. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №651 от 1 сент. 1999

Без денег с дефицитом дизельного топлива шахтеры снижают цену угля

С 1 сентября “Приморскуголь” снизил стоимость добываемого топлива на пять процентов и тем самым сделал его по цене привлекательным для большой энергетики и жилищно-коммунальных хозяйств края. Особенно довольны на теплоэлектроцентралях - это позволит “Дальэнерго” не поднимать тарифы на свои услуги.

А вот самим шахтерам такой шаг доброй воли, да еще в одностороннем порядке дался нелегко. Ведь теперь цена угля равна себестоимости, и у горняков совершенно не будет средств на развитие отрасли, поддержание ремонтной базы и содержание социальной службы. Это уже второе понижение стоимости в нынешнем году. 1 июля в день приезда во Владивосток первого вице-премьера Николая Аксененко по проблемам подготовки региона к зиме горняки также уменьшили тариф на пять процентов.

Еще 15 лет назад одна из самых знаменитых в Союзе компаний “Приморскуголь” выдавала на-гора порядка 20 миллионов тонн своей продукции. Теперь объединение отправляет потребителям значительно меньше твердого топлива. Но этого вполне хватает, чтобы совместно с ОАО “Малые разрезы” закрыть потребности большой энергетики края на 80 процентов.

В былые годы компания продавала уголь в Японию и Южную Корею, на Филиппины, снабжала котельные по всему Хабаровскому краю и в арктических поселках. Сейчас ситуация изменилась. “Приморскуголь” был вынужден полностью перестроить свою работу. А все потому, что стоимость добываемой продукции значительно превышала мировые тарифы. Как только государство перестало дотировать убыточное производство, так сразу добыча “черного золота” стала нерентабельной. Никому не хотелось покупать концентрат, пускай и высокого качества, по 800 рублей за тонну. Ведь буквально рядом можно было приобрести бурый уголь в четыре раза дешевле.

Однако сейчас ситуация поменялась в корне. Приморская и Партизанская ГРЭС полностью перешли на местные угли. Владивостокская ТЭЦ-2 и Артемовская до минимума сократили завоз твердого топлива из-за пределов края. К примеру, 1 тонна условного топлива на Павловских разрезах стоит 490 рублей, а такая же тонна с Харанорского разреза в Читинской области вместе с транспортными железнодорожными тарифами уже тянет на 570 рублей.

В обозримом будущем горняки планируют полностью закрыть все потребности Приморья. Только Владивостокская ТЭЦ-2 до конца года получит угля на 50 тысяч тонн больше запланированного. А на очереди новые рентабельные угольные предприятия. Открываются Нежинский разрез и пятая очередь разреза “Павловский-2”. Каждый из них сможет давать на-гора более 100 тысяч тонн дешевого топлива.

Работать на них будут горняки закрывающихся шахт. Это, кстати, главное требование Международного банка реконструкции и развития, выделяющего средства на реструктуризацию российской угольной промышленности. Во Владивосток деньги поступают из Москвы от Минтопэнерго. Именно на них консервируются и закрываются подземные предприятия. За минувшее десятилетие полностью прекратили существование большинство шахт в Партизанске и Артеме. В Сучанском бассейне вместо них открыто несколько небольших участков с минимальным штатом работающих, а в Артеме осталась только шахта “Амурская”, но и она должна за ближайший год выйти на уровень самоокупаемости.

Всего в рамках реструктуризации отрасли количество работников “Приморскугля” сократилось с 30 до 5 тысяч человек. Часть из них ушла на заслуженный отдых и получают дополнительную профессиональную пенсию. Большинство же трудоустроено по новой. Для этой цели в крае создано 12 предприятий. Семь из них профильные, на остальных же освоен выпуск строительных материалов, ведется ремонт всевозможной техники, осуществляются ремонтные работы по заказу муниципалитетов.

Однако не только от самих горняков зависит возрождение отрасли. Главная проблема на сегодняшний день заключается в порочной практике неплатежей основных потребителей. В первую очередь это “Дальэнерго”, задолжавшее уже полмиллиарда рублей. А из того, что гасится, лишь 26 процентов шахтеры получают “живыми” деньгами. Вообще ничего не возвращают федеральные потребители. Уже много месяцев “Приморскуголь” безвозмездно снабжает сырьем котельные многочисленных воинских частей, а долги Минобороны уже перевалили за 200 миллионов рублей. Поэтому и не платит своим рабочим с начала весны, лишь к профессиональному празднику - Дню шахтера с трудом удалось погасить долг по заработной плате за один месяц.

Еще одной проблемой является нехватка дизельного топлива - оно, кстати, вместе с бензином и запасными частями подорожало в два раза. Из-за перебоев с поставками горюче-смазочных материалов, без которых замирают маневровые локомотивы, “БелАЗы”, горнорудная техника, объединение было вынуждено остановиться на две недели. Определенную помощь тогда оказала администрация Владивостока. Энергетики лишь пообещали до конца года предоставить 1700 тонн дизельного топлива.

Заместитель генерального директора “Приморскугля” Виктор Шаповалов уверен, что у компании большое будущее. Только разведанные запасы угля позволят вести свободную добычу еще 50 с лишним лет. С помощью специалистов научных и проектных отраслевых институтов неуклонно повышается производительность труда. А в будущем в наиболее перспективных разрезоуправлении “Новошахтинское” и шахтоуправлении “Восточное” стоимость 1 тонны продукции можно довести до 100 - 120 рублей.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"