Шахтеры отпраздновали. Но мастерство не пропили

Коллектив Лучегорского угольного разреза, крупнейшего угледобывающего предприятия на всем Дальнем Востоке, к своему шахтерскому празднику выдал на-гора почти на миллион тонн угля больше, чем в это же время год тому назад. И немногие из приморцев знают, что к прошлогоднему своему профессиональному празднику они преподнесли точно такой же подарок.

31 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №650 от 31 авг. 1999

Коллектив Лучегорского угольного разреза, крупнейшего угледобывающего предприятия на всем Дальнем Востоке, к своему шахтерскому празднику выдал на-гора почти на миллион тонн угля больше, чем в это же время год тому назад. И немногие из приморцев знают, что к прошлогоднему своему профессиональному празднику они преподнесли точно такой же подарок.

К концу года, как сказал корреспонденту “В” технический директор разреза Андрей Бубельный, в Лучегорске годовая добыча угля подойдет к 7-миллионной отметке - примерно столько его брали здесь в середине 80-х годов, когда разрез достиг наивысшей производственной мощности. Такое количество дешевого местного угля позволит Лучегорской ГРЭС выработать в 1999 году почти 5 миллиардов киловатт-часов самой дешевой в Приморье электроэнергии, отпускная цена которой практически уже равна среднероссийской. А это ни много ни мало 60-70 процентов всей потребляемой электроэнергии в крае.

Такой стремительный рывок в росте производства при неуклонном снижении цены конечного продукта - электроэнергии особенно впечатляет на сегодняшнем мрачном фоне экономической летаргии. Рождение этого чуда, иначе и не скажешь, здесь связывают с образованием в декабре 1997 года первой в России энергоугольной компании - ЗАО “ЛуТЭК”, объединившей в единый производственный комплекс дальневосточных гигантов: Приморскую ГРЭС, Лучегорский угольный разрез и связующее их звено Лучегорское управление железнодорожного транспорта. Результатом своей воплощенной идеи сегодня поистине могут гордиться и губернатор края Евгений Наздратенко, и генеральный директор этой энергокомпании Вальтер Козлов, и Сергей Кириенко, который в ранге главы Минтопэнерго, а затем и недолгого пребывания в должности премьер-министра страны принял самое непосредственное и важное участие в создании и становлении первого в России предприятия такого типа.

Но все это, скажем откровенно, все же официозная лирика, способная согреть душу далеко не каждому лучегорцу. Угольный разрез по-прежнему, несмотря на явные производственные успехи или вопреки им, живет все той же трудной жизнью, что и вся Россия. Нет живых денег, и в ходу живучий и явно липучий “взаимозачет” в масштабах всей страны. У финансистов появились три определения взаиморасчетов: предоплата, наличные... и “портянки”. Это когда вместо расчетов живыми деньгами включается громоздкий и довольно затратный механизм взаимозачетов по неудобоваримой формуле: товар - товар - и снова товар. По этой схеме добываются новая техника и запасные части - для расширяющегося производства, а продукты питания и товары народного потребления - для собственных магазинов, в которых рабочий люд не за деньги, а по талонам приобретает все необходимое - от хлеба до мягкой мебели. Конечно, здесь и цены повыше, чем в обычных магазинах, где все за наличку, но никуда не денешься - зарплату по 7-8 месяцев не выдают, вместо нее - бумажные талоны. На лучегорском рынке их можно обменять за полцены на настоящие деньги - этакий местный суррогат рынка ценных бумаг. И при расчете с предприятиями за ту же технику и продтовары уже сложилась определенная градация: при предоплате цена самая щадящая, при “наличке” - чуть выше. Ну а если “портянками”, как и талонами на лучегорском рынке, приходится платить чуть ли не в полтора раза больше - как договоришься, и уж наверняка при таком раскладе на обслуживании этакого “портяночного” механизма немалая толика людишек разного ранга кормится. Потому и дорого, да никуда не денешься - производство требует, потому что совковой лопатой миллион тонн прироста добычи угля за год не накидаешь. Именно таким способом прирастили техникой второй угольный разрез, строительство которого почти затухло к середине 90-х годов. Сейчас на вскрыше наносов и отвалах уже работают три мощных шагающих экскаватора, таскают по рельсам уголь и породу два тепловоза, строятся гараж для большегрузных “БелАЗов”, электроподстанция и автожелезнодорожный переход через Транссиб, первую очередь которого намереваются пустить в октябре-ноябре.

- Трудно приходится все это делать и доставать без живых денег, но делаем, - говорит Бубельный. - Перегнали на второй разрез зимой роторный экскаватор ЭР-1250. Пока он не в забое - только к весне ему обеспечим фронт работ, а сейчас эта машина участвует в обогащении добываемого угля: качество его уже сейчас равно павловским углям, а в перспективе будет значительно выше. По сравнению с прошлым годом здесь добычу удвоили - за восемь месяцев выдали в пределах 600 тысяч тонн. Этот разрез, конечно, наше будущее, но еще лет 5-7 основные объемы будет давать старый разрез...

И еще одну характерную деталь невольно замечаешь: в этом году в Лучегорске еще никто не заикался даже о забастовке, хотя зарплату по-прежнему задерживают по многу месяцев. Все больше люди начинают понимать, что не здесь и даже не в крае собака зарыта, что искать ее надо, по-видимому, все же внутри Садового кольца. Да вот беда, искать ее оказалось некому, потому что главная “надежа и опора” всех нас - депутаты, по крайней мере немалая их часть, чаще об устройстве собственного благополучия да приобретении недвижимости около первопрестольной думают, а не о проблемах избравшего их народа. А этот самый народ на перекурах частенько поминает таких своих избранников непечатным словом - и тех, что в Москве осели, и своих краевых думцев, которые вдруг заболели “детской болезнью”, спутав зал заседаний с ребячьей песочницей во дворе, и непримиримо надули губки друг на друга: мол, я с тобой не играю, не хочу и не буду. А жить надо, потому-то работа и развитие собственного предприятия даже ценой сегодняшнего своего довольно ущербного благополучия становятся для людей единственной и реальной опорой сейчас и надеждой на будущее.

- Тысячи людей связали свою судьбу с нашим угольным разрезом, - рассказывает Андрей Анатольевич. - На смену отцам приходят сыновья. Четверть века проработал здесь начальник горного участка Яков Мащенко, например, а сейчас рядом с ним уже трудятся горными мастерами два его сына. А сколько других трудовых династий - на всех главных и вспомогательных участках... Всем им большое спасибо за труд, за верность предприятию. И предприятие не оставляет ветеранов: кто из них может и хочет работать и после выхода на пенсию - пожалуйста: знает ведь всякий - на сегодняшнюю пенсию не проживешь. Есть в колдоговоре и статья о регулярной материальной поддержке неработающих ветеранов. Все они свою жизнь отдали предприятию, и наш долг поддержать их в старости...

В пятницу вечером в Лучегорске прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню шахтера. Был торжественный вечер - с поздравлениями и награждениями, песнями, плясками, веселыми розыгрышами, шутками. Как в былые доперестроечные времена. И было это все искренне радостно и весело. Наверное, такой уж мы народ удивительный: есть огурцы, нет ли. То бишь наличные. А тут еще и зарплату дали накануне. За февраль, правда, но хватит и долги раздать, и детишкам к школе что-то прикупить, и для праздничного застолья, разумеется. В этой праздничной суматохе совсем непраздничные заботы одолевают технического директора разреза: снова нет дизельного топлива, последние крохи дожигать приходится, чтобы держать плановую ежедневную добычу угля в 15-18 тысяч тонн. Не сдерживаюсь, спрашиваю:

- А не получится ли, что после праздника по этой причине остановится разрез?

- Да вы что, - аж вздернулся Андрей Анатольевич. - Даже мысли такой не допускаю...

Как тут не поверить...

Автор: Виктор ХОЛЕНКО, "Владивосток"