Александр ЛУГОВЕЦ: Не надо переживать за “Дальневосточное пароходство”

Председатель наблюдательного совета ОАО “ДВМП” считает положение компании стабильным

31 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №650 от 31 авг. 1999

Председатель наблюдательного совета ОАО “ДВМП” считает положение компании стабильным

Как уже сообщал “В”, на днях в командировке в Приморье побывал первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель службы “Росморфлот” Александр Луговец, добавивший полтора месяца назад к своим должностям еще одну, не менее хлопотную - председателя наблюдательного совета ОАО “ДВМП”. Впрочем, вряд ли на этом посту он узнал для себя что-то новое - за исключением двух последних лет работы в Москве практически вся жизнь Луговца связана с Владивостоком, с “Дальневосточным морским пароходством”. За несколько дней последней командировки Александр Луговец провел заседание наблюдательного совета ОАО “ДВМП”, побывал в Находке и Восточном, принял участие в открытии новой международной судоходной линии, связавшей приморский порт Посьет с западным побережьем Японии. И, несмотря на загруженность, нашел время для встречи с корреспондентом “В”.

- Александр Анатольевич, хотелось бы начать этот разговор с той непростой ситуации, которая возникла в конце весны - начале лета вокруг ОАО “Дальневосточное морское пароходство” и связана была преимущественно с иностранными инвесторами. Тогда среди прочих прозвучала и такая мысль: стоит ли раскачивать лодку? Надо ли доводить дело до раскола в наблюдательном совете, учитывая тот пакет акций, что принадлежит иностранцам?.. Какой у вас взгляд на эту проблему?

- Взгляд здесь, мне кажется, может быть один и совершенно однозначный. Более того, ответ заложен уже в самом вашем вопросе, хотя, наверное, вы об этом и не задумываетесь: так вот, ситуация, о которой идет речь, складывалась именно вокруг (!) пароходства, а не на предприятии, не в самом коллективе. И характеризуется она не состоянием дел в самой компании, а тем, что произошедшее в совершенно другой компании (как вы понимаете, я имею в виду “ВТФ”) каким-то образом абсолютно необъективно и неверно перенеслось в суждениях и оценках (я подчеркиваю - не в делах, а именно в суждениях) на “Дальневосточное морское пароходство”. Да и главное: а для чего сравнивать две такие абсолютно несхожие ситуации? Если есть у кого-то некий экономический интерес, допустим, у того же “Партнерства”, я бы еще как-то понял; но и от них такие вопросы не звучали. Просто досужие умы, не без помощи некоторых средств массовой информации, стали сравнивать несравнимые вещи. Думаю, однако, что анализ дел в крупной судоходной компании - это в первую очередь дело специалистов. Ведь сопоставление “ДВМП” с “Востоктрансфлотом” совершенно некорректно - ни по экономическому положению, ни по развитию дел вокруг собственности, ни по другим позициям. Я говорил и буду говорить: состояние дел внутри пароходства таково, что позволяет говорить об устойчивом положении компании. Прошедшее на минувшей неделе заседание наблюдательного совета, кстати, именно это и показало.

В последнее время в прессе часто звучат переживания, что как же, дескать, в этой ситуации чувствуют себя иностранные инвесторы?.. У меня в этой связи возникает вопрос, может быть, жесткий, но, на мой взгляд, справедливый: какие иностранные инвесторы? Кто это? Я не вижу в наблюдательном совете (или, как раньше говорили, в совете директоров) ОАО “ДВМП” ни одного иностранного инвестора. Я вижу только иностранных акционеров (почувствуйте разницу! - Ред.), которые совершенно законно, совершенно правильно в свое время приобрели акции предприятия. Но ни копейки инвестиций - пока, во всяком случае, - не вложили и не привлекли. Безусловно, они совершенно законно занимают места в наблюдательном совете и в прошлые годы очень корректно с нами сотрудничали, участвовали в работе над стратегическим планом развития компании. Но при всем моем уважении я еще раз должен подчеркнуть: они не инвесторы! Инвесторами являются менеджеры “Дальневосточного пароходства”, которые своей работой привлекли 130 миллионов долларов. Инвесторами являются те грузовладельцы, на чьей грузовой базе мы работаем, те, кто дает нам в лизинг контейнеры, - вот это все реальные инвесторы, осуществляющие реальный вклад в экономику пароходства. Здесь же со стороны новых членов наблюдательного совета таких действий пока не видно. Поэтому повышать планку, наверное, не стоит. Но и понижать ее тоже неправильно. И на последнем заседании я прямо сказал, что моя главная задача как председателя наблюдательного совета состоит в том, чтобы вести требовательно и корректно дела совета, внимательно выслушивая все мнения, предложения, позиции, каждая из которых имеет право на существование. Единственное условие: всякая позиция была приведена в соответствие с главным - интересами “Дальневосточного пароходства”. Такой подход, мне кажется, устраивает всех, в том числе и иностранных акционеров; показательно, что последний совет прошел очень конструктивно. И я думаю, будет очень правильно, если мы будем строить нашу работу, привлекая членов совета не просто к заседаниям, а и к предварительной подготовке и проработке вопросов. Сможем сохранить такой конструктивный настрой - дело пойдет дальше.

- Скажите, Александр Анатольевич, а вы не испытываете никакого давления со стороны?

- Могу сказать твердо: я не испытываю никакого давления со стороны. Но я испытываю страшное давление изнутри самого себя. Потому что для меня “Дальневосточное пароходство” значит, наверное, побольше, чем для многих и многих. И я откровенно сказал этим господам - новым членам наблюдательного совета: вы не представляете себе, что значит для бывшего секретаря партийного комитета дважды орденоносного пароходства выруливать из нынешней непростой ситуации!

Да и вообще: какое давление на меня можно оказывать? Откуда? По какой причине?.. Нет... Давления - кроме внутреннего - нет никакого...

- Как известно, непростая ситуация связана с итогами работы пароходства в прошлом году. По некоторым версиям, убытки измеряются сотнями миллионов долларов, по другим - эти цифры на порядок ниже. Насколько я понимаю, такая разница связана с разными подходами в бухгалтерском учете - по международному или по российскому стандартам. Какая точка зрения здесь наиболее корректна и какую оценку вы бы поставили по итогам деятельности менеджмента пароходства в последнее время?

- Я бы поставил хорошую оценку, уж точно - не отрицательную. Дело в том, что действительно разница в подсчете убытков составляет сотни миллионов. Но ни ту, ни другую позицию нельзя считать абсолютно правильной или абсолютно неправильной. Первое и главное: мы живем в России, действуем по российским законам и, естественно, отчитываться акционерное общество должно по российским законам. И вот уже четыре года управленцы пароходства ведут вторую - но не “черную”, как, может, кто-то поторопился подумать, а именно вторую бухгалтерию, по международному стандарту, чтобы в рыночных условиях чувствовать себя рыночниками. Уже есть правительственное решение о подготовке к переходу на международный стандарт бухгалтерского учета. И пароходство готово к этому больше, чем многие другие предприятия России.

Но давайте представим себе реальную картину. Наша страна никогда не продавала такие крупные предприятия, скажем так, с молотка. А ведь оценка этих предприятий ведется на Западе каждый день. Повторяю: каждый день. Сегодня буровая вышка стоит столько-то; завтра - падение голубых фишек и цена вышки пошла вниз. Но это не значит, что она обесценилась; она стоит меньше именно в этих условиях. И если завтра продавать пароходство - оно будет продано именно с такими убытками, которые определены по международному стандарту бухучета. Но ведь главная причина состоит в том, что “упал” весь мировой судоходный рынок. А завтра он поднимется?! И резко возрастет спрос на наши суда?! В этом не будет никакой заслуги нашего менеджмента. Но ведь и вины управленцев компании в нынешнем падении мирового рынка тоже нет! В таких случаях специалисты говорят исключительно о конъюнктуре рынка и отнюдь не хвалят или не ругают менеджеров.

Конечно, текущая оценка предприятия, отношение к нему, готовность его кредитовать в такой ситуации падают. И тогда, естественно, могут появиться и дополнительные убытки в основной производственной деятельности.

Поэтому оба варианта итогов бухгалтерского учета в равной степени корректны - и по российскому, и по международному стандартам.

И я вам твердо говорю: рассуждения о гигантских убытках спекулятивны по своей природе и свидетельствуют лишь о том, что люди не вполне понимают предмет, о котором пытаются рассуждать.

- Насколько я знаю, на заседаниях наблюдательного совета не раз ломались копья вокруг такой проблемы, как поддержка социальной сферы. Ведь и она во многом давит на бухгалтерский учет и не всегда адекватно воспринимается западными партнерами. Какую здесь вы видите перспективу?

- Как бы мы ни старались жить по западным стандартам, мы должны отдавать себе отчет: а для чего они существуют? А нужны они прежде всего, чтобы участвовать в международном бизнесе. Но живем мы, слава богу, здесь, дома, на нашей родной земле. И не считаться с реалиями нашей жизни было бы преступно. Ведь не на Багамах же мы живем!..

Да, поддержка социальной сферы - это безусловно и откровенно затратный механизм. У нас же только одна строчка зарабатывает - это флот; а все остальное - траты. Такова объективная ситуация. Но мы должны смотреть: какие должны быть траты, чтобы флот нормально работал и зарабатывал. Ведь большинство людей не сможет, да и не будет толком работать, если не будет обеспечена его социальная защита. И здесь государственный соцстрах - у нас еще такой неустоявшийся и не всегда эффективный - всех проблем не решит.

Поэтому вопрос неоднозначный и очень сложный. Некоторые рассуждают так: главное для нас - заработок, а все остальное мы купим. Можно так рассуждать... Но бывают такие ситуации, когда никакие деньги не помогут... Я так к этому отношусь.

Автор: Беседовал Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"