Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Экономика, финансы

Нужно прекратить растаскивать металл

Проблема со сбором и переработкой металлолома всегда была головной болью для нашей страны. Начавшаяся в нашей стране перестройка экономики поставила окончательный крест на переработке металлолома. Кризис неплатежей, возросшие ж/д тарифы и прочие “прелести” свободного рынка привели к полному параличу перерабатывающих предприятий. Частный же предприниматель старался в первую очередь продать за рубеж цветной металл. За него покупатели готовы были платить в несколько раз больше, чем за черный. Проблемы по заготовке и переработке этого товара частники решили просто - создали сеть пунктов скупки цветного металла. Сбором и доставкой этого металла на пункты приема занималось население, чаще всего безработное. Ведь там с поставщиками расплачивались сразу. Итоги этой деятельности известны всем: это взломанные трансформаторные будки, украденные километры проводов, сорванные таблички с надгробных плит.

Проблема со сбором и переработкой металлолома всегда была головной болью для нашей страны. Начавшаяся в нашей стране перестройка экономики поставила окончательный крест на переработке металлолома. Кризис неплатежей, возросшие ж/д тарифы и прочие “прелести” свободного рынка привели к полному параличу перерабатывающих предприятий. Частный же предприниматель старался в первую очередь продать за рубеж цветной металл. За него покупатели готовы были платить в несколько раз больше, чем за черный. Проблемы по заготовке и переработке этого товара частники решили просто - создали сеть пунктов скупки цветного металла. Сбором и доставкой этого металла на пункты приема занималось население, чаще всего безработное. Ведь там с поставщиками расплачивались сразу. Итоги этой деятельности известны всем: это взломанные трансформаторные будки, украденные километры проводов, сорванные таблички с надгробных плит.

Что касается тех немногочисленных предприятий, которые пытались в условиях дикого российского капитализма заниматься переработкой лома черных металлов, то они с трудом сводили концы с концами. Им была явно не под силу, например, разборка списанного полузатопленного корабля в какой-нибудь отдаленной бухте Приморья. Для этого требовалось либо хорошее кредитование, либо объединение усилий. Второй вариант был более реальным. Так, в Приморье была создана ассоциация переработчиков металлолома. Организации, занимающиеся закупкой, переработкой и реализацией черного и цветного лома на территории Приморского края и вошедшие в ассоциацию, обратились с предложением возглавить ее к первому вице-губернатору края Константину Толстошеину, авторитет которого, по их мнению, дает гарантии, что ассоциация не будет мертворожденным образованием.

- Константин Борисович, вы полагаете, что ассоциация сможет навести порядок в деятельности заготовителей и переработчиков металлолома?

- Идея создания подобной ассоциации не нова, и в ней есть рациональное зерно. Ведь сообща легче осуществлять какие-то проекты, искать средства на расширение и модернизацию производства. Вместе легче отстаивать свои права перед различными инстанциями, в том числе и федеральными. Не надо сбрасывать со счета и такой аргумент, как более легкий, - контроль со стороны соответствующих органов за одной ассоциацией, чем за каждым участником бизнеса.

Судите сами - в крае около 200 пунктов приема металлолома. Проконтролировать их деятельность сложно. В первом полугодии, например, правоохранительные органы провели более 100 различных рейдов, за нарушение правил заготовки металла были закрыты некоторые пункты. Но что толку? Они тут же открывались под другой вывеской. Нас сильно подводила законодательная база. Лицензию на право заготовки металлолома мог получить любой. Губернатор Приморского края Евгений Наздратенко не раз поднимал вопрос об ужесточении контроля за заготовкой и экспортом металлолома. Но потребовался почти год, пока в Москве поняли, что только местные органы самоуправления, наделенные правом выдачи и отзыва лицензии на подобного рода деятельность, смогут навести порядок в этой области. Вот почему все мы с удовлетворением восприняли постановление правительства РФ № 822 от 15.07.99 г. “Об утверждении положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов”. В п. 3 этого документа четко сказано: “Лицензирование деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации”. Это и есть тот реальный механизм воздействия местной власти на нарушителей правил заготовки, переработки и реализации металлолома. Считаю, что в появлении указанного постановления сыграла роль и позиция Евгения Наздратенко, которую он неоднократно отстаивал на Совете федерации. Она проста и понятна: если центр требует от местных исполнительных органов власти навести порядок в регионах в сфере заготовок и реализации металлолома, то следует прежде предоставить региональной власти право самой решать, кому выдавать лицензию, а кому нет. Тогда можно и спрашивать с регионов в полной мере.

- Значит, теперь будет изменен порядок выдачи лицензии?

- Порядок выдачи лицензии будет приведен в соответствии с постановлением правительства РФ. Сейчас в комитете по промышленности администрации края готовится проект изменений в закон Приморского края “О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае”. Как только депутаты краевой думы его примут (а мы надеемся, что это произойдет в ближайшее время), будет подготовлен проект постановления губернатора края о деятельности юридических и физических лиц, занятых в сфере заготовки и переработки металлолома. Документ будет очень обстоятельным, исключающим какие-либо параллельные толкования.

В нем предполагается ужесточить требования к участникам этого вида деятельности. Достаточно привести пример изменения к закону, где четко оговорено, что для того чтобы поставить на экспорт партию металлолома, предприниматель обязан каждый раз до таможенного оформления получить разрешение на вывоз в органе исполнительной власти, уполномоченном на его выдачу губернатором края, сертификат регистрации контракта при расчетах в валюте и (или) паспорт бартерной сделки в случае расчетов в комбинированной форме или товарами у уполномоченного министерства торговли по Приморскому краю.

Как видите, процедура довольно сложная. Но иначе контроль не осуществить. А контроль нужен и очень жесткий.

- Будут ли члены ассоциации переработчиков металлолома иметь какие-либо льготы?

- Нет. Льготы ведь несовместимы с принципом добровольности. Это уже протекционизм. Поэтому администрация края не пошла бы никогда на подобный шаг.

Главная задача ассоциации - координация усилий переработчиков металлолома по очистке края от металлоизделий, наносящих экологический урон окружающей среде. В первую очередь это касается списанных кораблей и судов, ржавеющих в наших многочисленных бухтах. Если удастся решить эту проблему - можно считать, что ассоциация выполнила свою задачу.

- С выходом названного вами постановления правительство РФ как бы снимает с себя ответственность по вопросам, связанным с заготовкой, переработкой и реализацией цветного металла.

- Постановление правительства, к сожалению, не решает весь комплекс проблем, связанных с работой по металлолому. Во-первых, проводимая с сентября прошлого года тарифная политика, направленная на повышение импортно-экспортных железнодорожных тарифов, ведет к многократному удорожанию перевозок груза. В результате значительно увеличивается себестоимость продукции и возникают серьезные проблемы с реализацией товара на рынке.

Вторая проблема - высокие таможенные пошлины на лом черного металла. Мне неоднократно приходилось разговаривать с теми, кто пытается заниматься разделкой судов. Все говорят одно: высокие пошлины съедают всю прибыль от продажи за рубеж разделанных на местах кораблей и судов. Но ведь никто не считал экономические потери, которые мы несем, ликвидируя те экологические мины, которые заложены в наших бухтах. Следовало бы внести ряд льгот для фирм - заготовителей лома черного металла, если это судовой металл. Не надо забывать, что многие суда находятся в полузатопленном состоянии. А это значит, что сначала предстоит их поднять, а затем только разделать.

Не решена и еще одна проблема - утилизация боеприпасов. На территории России миллионы снарядов и патронов, срок хранения которых давно истек. Но вместо того чтобы перерабатывать этот металл, его топят в море. Сотни тысяч долларов просто выбрасываются за борт. Разве это государственный подход?

Как видите, проблем достаточно. В центре их, может, и не видят, но зато они хорошо известны на местах. До тех пор пока Москва не научится прислушиваться к регионам, ничего не будет меняться в лучшую сторону. Но игра в одни ворота уже надоела всем.

Автор : Георгий СЕРГЕЕВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Золотая калитка

Сначала анекдот от Сергея Степашина: "Что надо человеку, чтобы обеспечить себя на всю жизнь?" - спрашивает один чиновник другого. "Только один метр государственной границы", - отвечает собеседник". Бывший премьер России рассказал его на совещании с губернаторами 36 приграничных районов страны. Из его же уст прозвучал и печальный факт: кое-где пункты пропуска стали собственностью негосударственных структур. И началось. Целая серия публикаций в самых различных газетах "убедительно" доказывает, что граница постепенно переходит в частные руки. А "МК" во Владивостоке" написал буквально следующее: "Есть в Приморье и такой погранпереход, который с некоторой натяжкой можно назвать даже не коммерческим, а "личным", потому что построен на деньги одного человека. Это пограничный переход "Полтавка". Подразумевалось, что его владелец - глава муниципального образования Октябрьского района Владимир Кривенко.

Оздоровить... с помощью банкротства

Нашим рыбакам не привыкать работать в штормовом море. Но шторм, который бушует в управленческих кабинетах судоходной компании “Востоктрансфлот”, будет пострашнее любого океанического тайфуна. Происходящая на наших глазах борьба за собственность между командами Милашевича и Остапенко грозит просто-напросто утопить остатки некогда крупнейшего в мире рефрижераторного флота.

Даже кур не забыл авиастроитель...

Арсеньевская авиакомпания “Прогресс” приступает к изготовлению очередной партии поилок для птицекомбината “Надеждинский”. Это современные, надежные в эксплуатации устройства, способствующие высокой продуктивности кур в условиях промышленного ведения такого хозяйства.

Каспийская килька выпускается в Приморье

Выпуск необычного продукта - кильки ...каспийской освоила холдинговая компания “Дальморепродукт”. Ее доставляют во Владивосток в свежемороженом виде из Астрахани самолетом через Москву.

Нужно прекратить растаскивать металл

Проблема со сбором и переработкой металлолома всегда была головной болью для нашей страны. Начавшаяся в нашей стране перестройка экономики поставила окончательный крест на переработке металлолома. Кризис неплатежей, возросшие ж/д тарифы и прочие “прелести” свободного рынка привели к полному параличу перерабатывающих предприятий. Частный же предприниматель старался в первую очередь продать за рубеж цветной металл. За него покупатели готовы были платить в несколько раз больше, чем за черный. Проблемы по заготовке и переработке этого товара частники решили просто - создали сеть пунктов скупки цветного металла. Сбором и доставкой этого металла на пункты приема занималось население, чаще всего безработное. Ведь там с поставщиками расплачивались сразу. Итоги этой деятельности известны всем: это взломанные трансформаторные будки, украденные километры проводов, сорванные таблички с надгробных плит.

Последние номера