...Пешкуна - в заслуженный отпуск, Рудя - в отставку

Как стало известно из источников в “Белом доме”, замена вице-губернатора, курирующего ТЭК, произошла после бурного совещания в кабинете губернатора края.

12 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №641 от 12 авг. 1999

Как стало известно из источников в “Белом доме”, замена вице-губернатора, курирующего ТЭК, произошла после бурного совещания в кабинете губернатора края.

Официально причиной снятия с должности Владимира Рудя послужили обострение ситуации в приморской энергетике и необходимость усиления влияния исполнительной власти края на положение дел в отрасли. Вместе с тем, по данным “В”, столь неожиданная отставка последовала после событий, внесших личностный аспект во взаимоотношения между многолетними соратниками Евгением Наздратенко и Владимиром Рудем. В разгар очередного кризиса в приморской энергетике Владимир Рудь позволил себе небольшой отпуск и всего на три дня покинул стены краевой администрации. В это же время губернатор находился в рабочей командировке в Москве, где преимущественно занимался проблемами ТЭКа и прежде всего - вопросами погашения перед отраслью долгов федеральных потребителей, уже превысивших миллиард рублей. Это кратковременное отсутствие своего зама при сложившейся ситуации Евгений Наздратенко ему не простил.

Крутизна и даже жестокость такого решения становится особо очевидной, если вспомнить, что Владимир Рудь был верным другом и сподвижником Наздратенко более 20 лет. Вместе они работали еще в горнорудной компании “Восток” в Дальнегорске, откуда будущий губернатор начинал свой путь руководителя-хозяйственника. С тех пор Рудь и Наздратенко никогда не выпускали друг друга из поля зрения и работали фактически без серьезных разногласий.

Однако логика этой кадровой перестановки лежит все-таки не в сфере личных отношений: ими в любом случае Наздратенко пришлось бы пренебречь, поскольку отставка куратора ТЭКа (будь им Рудь или кто-то другой) является чуть ли не единственным допускаемым законом решением, способным хоть как-то повлиять на ситуацию в энергетике Приморья, и которое позволяют принять губернаторские полномочия, ограниченные указами президента в сфере деятельности хозяйствующих субъектов.

Но после этой шумной отставки следует иной вопрос: а какое наказание понесут те, кто в действительности - по долгу службы и по праву собственников - ответствены за кризис? Последуют ли столь же строгие меры в отношении чиновников РАО “ЕЭС России”, вынудивших приморских энергетиков в очередной раз прибегнуть к акции протеста? Будет ли наказан генеральный директор “Дальэнерго” Владимир Пешкун, который в критический для своего предприятия час оказался в отпуске, да еще, как поговаривают, в заграничном вояже? И не на три дня, а на законом положенный месяц. Хотя, надо думать, отпускных Пешкуна вполне бы хватило, чтобы погасить 5-месячную задолженность по зарплате голодающим работникам ТЭЦ-2.

Можно не сомневаться, что на эти вопросы ответа не будет. Председатель совета правления РАО “ЕЭС” Анатолий Чубайс, скорее всего, объявит благодарность своим подшефным за столь ретивое выполнение его политических задач. Совершенно очевидно, что нынешняя ситуация в отрасли не имеет ничего общего с экономикой и представляет собой хорошо организованную политическую акцию. Представители РАО “ЕЭС России” явно не желают заниматься решением производственных проблем главного энергетического предприятия Приморского края, предпочитая иные способы решить свои задачи. Так, заместитель Чубайса Андрей Раппопорт настаивал на банкротстве “Дальэнерго”, против чего был губернатор. Руководство огромной энергетической монополии не предприняло ни одного шага, чтобы снизить бремя федеральной задолженности перед приморскими энергетиками, но при этом широко тиражирует заявления о необоснованно низких энерготарифах в Приморье. Одни и те же аргументы повторяются из года в год, меняется только одно - величина тарифа, которая, очевидно, стремится к бесконечности. Именно этому стремлению и мешает неуступчивый губернатор Наздратенко.

Приближающиеся выборы в Государственную думу, выборы президента России сегодня определяют практически все общественно значимые события и, как ни печально, вектор экономической жизни страны. Резкое противостояние приморского губернатора и нынешнего председателя совета директоров РАО “ЕЭС России” уходит корнями в начало разгульной приватизации. Попытки Наздратенко предотвратить бесконтрольную распродажу стратегически важных для края и страны отраслей обеспечили ему в лице рыночника Чубайса вечного оппонента.

Злые языки утверждают, что Андрей Раппопорт, заместитель Анатолия Чубайса, как-то предлагал Евгению Наздратенко финансовую помощь взамен поддержки сторонников Анатолия Борисовича на предстоящих думских выборах. Губернатор предложение отверг. В ответ получил очередную кампанию по мотивам топливно-энергетического кризиса. Может быть, это было не так, может, этого не было вообще, но причинно-следственные связи имеют место быть.

Зато никто не сомневается, что главный приватизатор страны давно славится репутацией комбинатора международного уровня, особенно когда дело касается его политических приоритетов (было бы наивным считать, что на своем нынешнем посту руководитель РАО “ЕЭС” денно и нощно заботится исключительно о проблемах российской энергетики). А для достижения ясной и простой цели - избавиться от Наздратенко - почему бы не пожертвовать стабильностью в ТЭКе Приморского края и ввергнуть край на пороге зимы во мрак и холод?

Раппопорт открыто заявляет, что для “развития энергетики Приморья” нужен другой губернатор, который запросто будет подписывать все новые и новые ставки на повышение цены киловатт-часа. Правда, в итоге высокие энерготарифы просто “выдавят” с территории края население, как это происходит уже с Камчаткой, Сахалином, Магаданом, Курилами, Хабаровским краем. Не выплеснет ли Чубайс вместе с водой - столь нелюбимым Наздратенко - и ребенка: население Приморского края?

Автор: Владимир РОЗАНОВ, "Владивосток"