Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Новости, события

Задержание "Гиссара" может привести к вооруженному столкновению

Вчера утром события в центре Берингова моря вокруг рыболовного траулера-морозильщика "Гиссар" из Владивостока приняли совершенно неожиданный оборот. Вполне возможно, что дело может дойти до вооруженного столкновения

Вчера утром события в центре Берингова моря вокруг рыболовного траулера-морозильщика "Гиссар" из Владивостока приняли совершенно неожиданный оборот. Вполне возможно, что дело может дойти до вооруженного столкновения

Вчера губернатор Приморья Евгений Наздратенко провел экстренное совещание в связи с конфликтом вокруг судна "Гиссар" ОАО "ТУРНИФ" в Беринговом море. На нем присутствовали первый заместитель председателя Госкомрыболовства РФ Юрий Москальцов, генеральный директор ТУРНИФа Юрий Арсентьев, вице-губернатор Валентин Кузов и был приглашен представитель генерального консульства США во Владивостоке. На встрече шла речь об оказании помощи приморским рыбакам по вызволению их из американского "плена". Евгений Наздратенко отметил, что только сплоченность рыбаков в трудную минуту не позволила силам береговой охраны США перегнать "Гиссар" в один из портов Аляски.

Справка "В". РТМС "Гиссар", регистровый номер М-31373, флаг Российской Федерации, порт приписки - Владивосток, судовладелец - ОАО "ТУРНИФ", общее водоизмещение - 5365 тонн, 80 членов экипажа. На минтаевой путине находится с мая нынешнего года по соответствующему разрешению на право промысла от Камчатрыбвода.

Напомним читателям “В”, что 3 августа утром по камчатскому времени в самом центре Беринговоморья при весьма спорных обстоятельствах силами береговой охраны США был задержан супертраулер “Гиссар” Тихоокеанского управления промысловой разведки и научно-исследовательского флота. Рыбаки находились на промысле минтая. Американская береговая охрана посчитала, что “Гиссар” вслед за косяком рыбы зашел в 200-мильную экономическую зону США.

Вначале они отслеживали все действия русских с вертолета. Затем туда отправилось патрульное судно “Гамильтон-715”. Его командир отдал команду остановиться, что и было сделано капитаном “Гиссара”. На борт супертраулера поднялась досмотровая боевая группа. Американский офицер сделал официальное заявление о том, что русские находятся в экономических водах США и считаются задержанными. Капитан “Гиссара” категорически опроверг этот домысел и отказался подчиняться произволу. Тогда военные с базы в Датч-Харборе потребовали от наших земляков вызвать через эфир российский буксир, который бы оттащил арестованное судно в ближайший порт Аляски.

Такой резвости от янки не ожидал никто. Вначале капитан Павел Анисимов, а затем и старший помощник Сергей Моляренко (оба опытные, работающие в ТУРНИФе с момента его основания в 1970 году) отказались выполнять это распоряжение. Как сообщил “В” заместитель генерального директора ТУРНИФа Виктор Макаров, “мастера” и “чифа” взяли под стражу и заперли в каютах. Экипажу запретили выходить на мостик и палубу. Главный двигатель заглушили, а радиорубку закрыли. На мостике и палубе была выставлена вооруженная охрана.

Руководство компании-судовладельца немедленно известило о произволе министерство иностранных дел, комитет по рыболовству, Федеральную службу безопасности РФ и другие структуры в Москве, соответствующие сообщения были отправлены в генеральные консульства России в Сиэтле и Америки во Владивостоке.

Тем временем к РТМС “Гиссар” подошло российское патрульное судно “Антиас”, принадлежащее службе региональной охраны морских биологических ресурсов (ее штаб расположен в Магадане, руководитель Сергей Марачун) и замыкающееся на Северо-восточное региональное управление Федеральной пограничной службы (штаб находится в Петропавловске-Камчатском, командующий - генерал-лейтенант Владислав Прохода). Его офицеры совместно со штурманами РТМС сумели доказать, что супертраулер не только не был в 200-мильной зоне США, но и вообще находился на территории исключительной экономической зоны России. От внешней границы США их отделяет два кабельтова.

После этого начались непонятные события. Российская служба охраны не только не оставила на борту супертраулера своих офицеров, но и отвела российское патрульное судно “Антиас” на 40 миль от места инцидента. А в первой половине дня 4 августа береговая охрана США сообщила, что правительство Соединенных Штатов в одностороннем порядке приняло решение о буксировке РТМС в Датч-Харбор вместе с экипажем. При этом капитан и старший помощник по-прежнему были отстранены от управления судном.

Поскольку руководство российской охраны морских биоресурсов оставалось безучастным к судьбе соотечественников, на помощь к ним устремились многие российские рыболовные суда, ведущие промысел в Беринговом море. Проявив солидарность и прервав работу, в зону конфликта уже подошло около 20 отечественных сейнеров и траулеров, сообщили “В” в Дальневосточной региональной службе наблюдения за флотом. Туда же из Карагинского залива спешит спасатель “Сибирцево” управления “Дальрыба”.

Российские рыбаки пытаются своими силами помочь экипажу “Гиссара”. Американцы не ожидали такого поворота событий. Их группа из девяти человек на борту РТМС готова применить оружие на поражение. На самом “Гамильтоне-715” расчехлен пулемет, около которого постоянно дежурит расчет. Катер береговой охраны США курсирует вокруг арестованного супертраулера и не подпускает к нему другие российские суда, которые предпринимают попытки пришвартоваться к задержанному собрату. Причем такие действия чреваты тараном американского корабля. Обстановка в море накалена до предела.

Российское правительство решило нормализовать обстановку по дипломатическим каналам. Вчера в 9.00 по московскому времени МИД России выступил с официальным заявлением, а руководство Госкомрыболовства РФ дало пресс-конференцию для отечественных и зарубежных журналистов. Одновременно генеральное консульство России в Сиэтле требует от американских властей немедленно освободить наших рыбаков. Первый заместитель генерального директора ОАО “ТУРНИФ” Александр Рябченко от имени компании-судовладельца заявил морской протест, который подтверждается данными судового журнала РТМС и показаниями экипажа.

Капитан РТМС “Механик Брызгалин” из Находкинской базы активного морского рыболовства по поручению своих коллег с судов, собравшихся в зоне конфликта, прислал во Владивосток экстренную телеграмму. В ней он сообщает, что незаконное задержание американской береговой охраной российского РТМС произошло в пяти кабельтовых от разделительной линии морских пространств США - Россия на акватории нашей страны. В знак протеста против произвола рыболовецкие суда предпримут все меры, которые будут препятствовать буксировке “Гиссара” в Америку. Их не остановит даже применение американцами оружия. Тем не менее совет капитанов Беринговоморской экспедиции надеется на защиту МИДа России.

Автор : Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Таможня подсветила коридоры

С 1 августа на территории Российской Федерации вступила в действие разработанная Государственным таможенным комитетом инструкция по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых физическими лицами. На состоявшейся пресс-конференции представители Дальневосточного таможенного управления рассказали приморским журналистам об этом нововведении.

Энергетикам от шахтеров достанется угольная пыль

С понедельника не работают разрезоуправление “Новошахтинское” и шахтоуправление “Восточное”. Ведущие предприятия “Приморскугля” не ведут добычу угля из-за отсутствия у них дизельного топлива.

Судостроение в Приморье - выход из кризиса есть

Значение флота для России понимали немногие из руководителей нашего государства. Исключение составляли Петр I и Сталин. Рубя головы и судьбы людей, они строили флот. Сильный флот требовал хорошей судостроительной и судоремонтной базы. И эта база развивалась. Питая слабость к военному флоту, Петр I и Сталин оставили после себя достаточное наследство в виде боевых кораблей, судостроительных и судоремонтных заводов. Их последователи, как правило, флот не баловали, но охотно пользовались тем, что было.

Как Милашевич продавал акции ДВМП... Милашевичу

Продолжается борьба за дальневосточный морской транспортный флот, плавающий под российским флагом. Но теперь - в отличие от различных акций протеста, митингов и голодовок - она приобретает более цивилизованные, а значит, правовые формы.

Лифтеры требуют наказать “металлистов”

Сегодня во Владивостоке из 2240 лифтов 225 не работают. По мнению руководства “Примлифта”, которое занимается их ремонтом и обслуживанием, основная причина наличия “мертвых кабин” - их разукомплектация мародерами-металлоломщиками.

Последние номера