"Приморрыбром" не стремится к берегу дальнему

Сообщения о смерти "Приморрыбпрома" оказались несколько преувеличенными. Конечно,

4 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №636 от 4 авг. 1999

Сообщения о смерти "Приморрыбпрома" оказались несколько преувеличенными. Конечно,

После реорганизации компания держит курс на развитие прибрежного рыболовства

у некогда крупнейшего на Дальнем Востоке рыбодобывающего и перерабатывающего объединения не оставалось шансов для моментального "возрождения из пепла". Однако компания не просто продолжает существование, но и взяла курс на выход из кризиса и дальнейшее развитие.

В течение последних пяти лет “Приморрыбпром” только распродавался и разворовывался. Всем еще памятна та война, которая развернулась за собственность одного из лучших в стране предприятий рыбацкой отрасли. В итоге богатейшее в регионе рыбопромышленное объединение утратило на рынке свои лидирующие позиции.

Тем временем арбитражные управляющие, получавшие за свой “промысел” баснословные деньги, успели продать за бесценок три четверти имущества компании, практически не осталось флота (а это десятки добытчиков, транспортников, танкеров, плавзаводов) и автомобильного транспорта, потеряны навсегда причальные линии с портальными кранами, склады, магазины, капитальные здания во Владивостоке и других населенных пунктах. Тысячи людей остались без работы, их семьи без средств к существованию, бюджеты всех уровней без налоговых поступлений.

Тем не менее кое-что удалось сохранить. На сегодняшний день в структуре акционерного общества действует семь рыбозаводов с правом юридического лица. Это “Славянка”, “Каменский”, “Валентин”, “Путятин”, “Попов”, “Светлая”, “Ханкайский” и бондарный завод в Дальнереченске. На них трудятся 1820 человек. Большинство предприятий являются градообразующими и единственными работающими фирмами в своих поселках. В прошлом году они выпустили товарной продукции на 23 миллиона рублей. А также занимались энергоснабжением и отоплением населенных пунктов минувшей зимой.

Постепенно возвращаются долги в бюджеты и решаются проблемы с кредиторами. Уже произведены расчеты по долгам 1, 2 и 5-й очереди. Кстати, по последней она составила 75 миллионов рублей. Сделать такое удалось только с помощью краевой администрации. Более того, по решению губернатора Приморья Евгения Наздратенко подготовлена программа возрождения “Приморрыбпрома”, которая будет представлена на рассмотрение в ближайшие дни.

Как рассказал корреспонденту “В” генеральный директор рыбопромышленного производственно-торгового предприятия “ПРП” Олег Тен, компания после реорганизации полностью сменила сферу деятельности. Раньше упор делался на океанский промысел и долгосрочные путины. Теперь приморские заводы занимаются прибрежным рыболовством. Установка дана на производство товарной продукции уже в следующем году на 10 миллионов долларов США, а в дальнейшем выпуск продуктов питания планируется увеличить почти на 40 миллионов американских долларов. В 5-6 раз должна возрасти заработная плата коллектива (сейчас средний заработок составляет 300-400 рублей в месяц), чтобы дать людям возможность для нормального существования. В противном случае все руководство ОАО и самих рыбозаводов должно уйти в отставку, полагает Олег Тен.

Ориентироваться компания будет только на внутренний рынок. Это особенно показательно на фоне других рыбацких организаций, стремящихся сбыть свою продукцию за рубеж, для получения “живой” валюты. К покупателям будут поступать парная рыба и только что выловленные морепродукты. Олег Тен считает, что надо брать ассортиментом и качеством, низкой (на грани себестоимости) ценой. Все это в “Приморрыбпроме” уже проходили в 30-50-х годах, так что новое для них - это забытое старое.

В свое время у “Приморрыбпрома” в строю находилось более 200 малых рыболовных судов. И сейчас взят курс на развитие малого флота. Руководство объединения готовится в сжатые сроки построить до 1 тысячи мотоботов. Любой из них сможет каждый день вылавливать порядка 200 килограммов сырья. Приморские судоремонтные предприятия способны в сжатые сроки справиться с таким заданием. Кстати, эту идею поддержал и первый вице-премьер Николай Аксененко во время недавнего визита на Дальний Восток: “Правительство будет всячески поддерживать, в первую очередь предоставлять квоты на вылов рыбы и морепродуктов, особенно ценных видов, тем компаниям, которые строят новые суда на отечественных верфях”.

На протяжении последних десятилетий соседи по региону - Япония, Южная Корея, Китай активно осваивали именно прибрежные зоны. Можно однозначно сказать, что свои биоресурсы они подорвали основательно. К примеру, в Республике Корея раньше добывали возле полуострова 40 тысяч тонн сырья, спустя 10 лет рыбаки на берег доставляют в лучшем случае 20 тысяч тонн. А вот российские воды на севере Японского моря сказочно богаты. И этим надо пользоваться. К примеру, 40 тысяч рыбаков с острова Хоккайдо за год выдают со своей прибрежной зоны продукции на 1 миллиард 700 миллионов американских долларов. Так что “Приморрыбпрому” сам бог велел осваивать прибыльный бизнес.

А ловить и разводить есть что. В заливе Петра Великого водится лучший в мире трепанг. В избытке имеются камбала, окунь, терпуг, навага, другие виды рыб. Хороший план можно делать на сезонных заходах селедки и лососевых. Уже в ближайшем будущем наши предприятия начнут добычу глубоководного краба (на глубине 500 метров). Через три месяца после необходимого ремонта на его промысел отправится судно “Галицино”. Имеющиеся квоты до конца не выбираются, так что работы непочатый край, особенно по морепродуктам.

В настоящий момент “Приморрыбпром” осваивает “золотую жилу”. Компания является единственной в России, которая не только не продает сырье за рубеж, но и завозит его в страну. Недавно компания провела эксперимент - закупила в Японии 600 тонн мороженой сайры. На островах эту рыбу перерабатывают на жир и муку для домашних животных. Приморские заводы выпустили довольно популярные у населения консервы “сайра в масле”. В той же Москве каждая баночка шла на ура по 23 рубля.

Сейчас заключен контракт по поставку еще 5 тысяч тонн этого деликатеса. В Приморье будут доставляться рефрижераторами небольшие партии, поскольку сайру нельзя долго держать в охлажденном состоянии, ей необходима сильная заморозка, а у заводов нет мощных холодильных камер. Взамен японцы будут получать минтай или другую рыбу. Береговые предприятия загружаются на долгий срок сырьем со стороны, до тех пор, пока собственный флот не выйдет на плановые нормативы.

К тому времени, скорее всего, будет решена проблема с созданием своего небольшого предприятия по выпуску жестянобаночной продукции. Это особенно актуально на фоне нынешних проблем с банками для консервов и пресервов. Остальные вопросы (с орудиями лова, наличием квалифицированных специалистов, судами и базой для переработки продукции, рынком сбыта) особой остроты не вызывают.

О том, что “Приморрыб-пром” встает с колен, первыми узнают и почувствуют рядовые (имеющие по 100 - 1000 акций, что составляет тысячные доли процента от общего числа) акционеры. Именно они, заверил Олег Тен, получат уже в конце этого года - пусть и мизерные, но дивиденды. По его мнению, люди, отдавшие всю свою жизнь “Приморрыбпрому” и не предавшие его в самые тяжелые годы, должны получить отдачу от производственного объединения, с которым они делили и успехи, и неудачи.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"