Причал гарантий и надежды

А их, работников, включая абсолютно весь персонал, ни много ни мало - две тысячи человек. Прибавьте к ним их семьи, а также коллективы (опять же с семьями) предприятий, которые обслуживают завод и которые, наоборот, ждут от него услуг, и получится внушительный пласт населения, чье благосостояние напрямую зависит от завода. И он, перенесший все штормы перестройки и приватизации, но в отличие от многих выстоявший, оправдывает их ожидания. Его причальные стенки, доки, цеха для многих тысяч людей стали оазисом стабильности, гарантированной зарплаты и небеспочвенных надежд на будущее.

4 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №636 от 4 авг. 1999

А их, работников, включая абсолютно весь персонал, ни много ни мало - две тысячи человек. Прибавьте к ним их семьи, а также коллективы (опять же с семьями) предприятий, которые обслуживают завод и которые, наоборот, ждут от него услуг, и получится внушительный пласт населения, чье благосостояние напрямую зависит от завода. И он, перенесший все штормы перестройки и приватизации, но в отличие от многих выстоявший, оправдывает их ожидания. Его причальные стенки, доки, цеха для многих тысяч людей стали оазисом стабильности, гарантированной зарплаты и небеспочвенных надежд на будущее.

По-иному и не могут воспринимать свое родное предприятие работники ОАО "Находкинский судоремонтный завод"

И отнюдь не случайно вице-губернатор Приморья Константин Толстошеин, недавно побывавший на предприятии, заметил, что приехал сюда не с инспекторской проверкой, а поучиться. И надо сказать, есть чему. Если и не вице-губернатору, то директорам и специалистам этой медленно гибнущей отрасли не мешало бы хотя бы из любопытства выяснить, что позволило заводу выстоять в совершенно неприемлемых для нормального экономического развития условиях 90-х годов. Впрочем, тот же Константин Толстошеин назвал главную причину: совет директоров, генеральный директор Евгений Чиж не дали разворовать основные фонды, не стали заниматься их распродажей, не растеряли высококвалифицированные кадры. “В отличие, - подчеркнул он, - от

команды новых руководителей некогда однопрофильного Приморского завода, чьи причальные стенки расположены здесь же, в незамерзающей бухте Находка”.

Полтора километра прекрасно оборудованных причалов, два глубоководных пирса, два плавдока грузоподъемностью 8500 тонн и 25 тысяч тонн, судоподъемный слип, 12 кранов грузоподъемностью от 10 до 30 тонн, цеха - словом, практически все-все удалось сохранить. И не случайно после небольшого застоя завод снова начал подниматься. Сегодня ОАО “НСРЗ” одно из немногих гражданских судоремонтных предприятий, которое не просто сохранило свой профиль, но прежде всего занимается именно судоремонтом, предлагая судовладельцам самый широкий спектр услуг любого объема и сложности.

Более того, по словам Евгения Чижа, качество ремонта, его сроки и уровень цен не превышают соответствующих расценок верфей Японии, Китая, Южной Кореи и Сингапура. Может, потому здесь ежегодно проходят ремонт различной степени сложности 180-190 судов. В день нашего приезда здесь, кстати, стояли 16 кораблей.

- И это не предел, - рассказывает Евгений Чиж. - Когда заказов много, мы имеем возможность набирать до 600 временных рабочих, производственные мощности позволяют увеличивать объемы судоремонта. Да и хороших специалистов, оставшихся без работы по своей основной специальности, в городе хватает.

К слову сказать, подобные ситуации, когда заказы валятся как из рога изобилия, не такая уж и редкость, а скорее, наоборот, все более и более формирующаяся тенденция. К примеру, в прошлом году загрузка по судоремонту на предприятии составила лишь 75 процентов, а за пять месяцев этого - уже 130. За этими сухими цифрами - новые рабочие места, а значит, и судьбы тысяч людей. Между прочим, по сравнению с прошлым годом сегодня среднемесячная заработная плата выросла здесь почти вдвое и составила 3 тысячи рублей. И главное, заметьте, задолженности по зарплате пока нет. В прошлом году на месяц еще задерживали, в этом - ни разу. Вот почему у проходной завода всегда есть люди, которые желали бы уже на постоянной основе попасть в орбиту экономических интересов стабильно работающего предприятия.

Сказать, что у них совершенно нет шансов, - значит пойти против истины. Ведь завод, поставленный в жесткие, если не сказать невыносимо несообразные экономические условия, вынужден заниматься и не свойственными своему профилю функциями. Через свои причалы осуществляет перевалку леса, режет суда на металлолом и опять же отправляет зарубежным потребителям. Последнее, кстати, получило особенно высокую оценку Константина Толстошеина, который является председателем Ассоциации переработчиков металлолома.

- Почти везде, где удалось побывать, - заявил он, - занимаются любительщиной. Всех буду посылать сюда, к Евгению Захаровичу, пусть учатся перерабатывать и продавать лом с пользой для себя и государства.

Но все равно эти виды деятельности вряд ли когда станут основными. В общем объеме производства судоремонт занимает 80 процентов, и процент этот в перспективе может уменьшиться, но не за счет перевалки грузов. На заводе мечтают возродить судостроительство - наиболее достойное применение для мощностей, которыми обладает предприятие. Именно возродить, потому что за годы своего существования с 1951 года здесь уже построено 27 пассажирских судов прибрежного плавания, 19 грузовых рейдовых плашкоутов, 25 портовых буксиров, 2 плавучие химзачистные станции. И тот опыт еще не забыт, еще есть люди, для которых строить суда - их основная специальность. Сейчас для завода не представляет труда в кратчайшие сроки наладить производство судов с пусковым весом до двух тысяч тонн. Прежде всего, это, конечно же, сейнеры для прибрежного лова, которые позволили бы начать возрождение нашей оставшейся в буквальном смысле у разбитого корыта рыбной промышленности, в первую очередь - колхозов.

* * *

Конечно, невозможно построить “коммунизм на отдельно взятом предприятии”. ОАО “НСРЗ”, как и всем другим крупным предприятиям, приходится “крутиться” в той ненормальной экономической ситуации, которая сложилась сегодня в России. Заводу тоже приходится идти на уступки своим клиентам, чтобы их не потерять. К примеру, во взаиморасчетах бартер сегодня достигает 60 процентов, а это и лишняя головная боль, и проблемы с внутризаводскими расчетами, и с бюджетами, и со всем прочим крайне запутанным клубком взаимоотношений с “внешним миром”. Но все же у людей, работающих здесь и стоящих у проходной, а также у их семей есть перспективы на гарантированный - выше среднего! - уровень жизни. Они, прежде всего, в поддержке предприятия словом и делом краевой администрацией, в стремлении руководителей не распродать основные фонды, а наоборот, приумножить их, загрузить работой, как говорят, по самую макушку.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"