Приморье бьет бензиновая лихорадка

Неделю назад “В” предсказал, что свободные цены на высокооктановый бензин вплотную приблизятся к 10 рублям за 1 литр. И уже в четверг на автозаправочных станциях гострассы Владивосток - Находка АИ-93 продавался по 8 рублей. В краевом центре этот вид дефицитного топлива на коммерческих АЗС реализовывался от 5,5 рубля, но автомобили за ним выстраивались в длинную очередь.

3 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №635 от 3 авг. 1999

Неделю назад “В” предсказал, что свободные цены на высокооктановый бензин вплотную приблизятся к 10 рублям за 1 литр. И уже в четверг на автозаправочных станциях гострассы Владивосток - Находка АИ-93 продавался по 8 рублей. В краевом центре этот вид дефицитного топлива на коммерческих АЗС реализовывался от 5,5 рубля, но автомобили за ним выстраивались в длинную очередь.

А уж на заправках компании “Приморнефтепродукт” и вовсе столпотворение. Люди с ночи занимают очередь, которая растягивается на сотни метров. И все потому, что это объединение пытается сдержать обвальное падение цен. На сегодняшний день у них самые низкие тарифы не только в крае, но и по сравнению с большинством регионов России.

Работая на грани убытка, “Приморнефтепродукт” торгует АИ-93 ровно по 5 рублей, АИ-95 - 5 рублей 10 копеек, А-76 - 4 рубля и дизельное топливо - 3 рубля 80 копеек. И это при том, что всех запасов моторного топлива осталось всего на несколько дней. Поэтому на автозаправочных станциях введены жесткие лимиты. Во-первых, в каждый автомобиль заливается всего 20 литров. Во-вторых, всем АЗС отпускается строго ограниченное количество высокооктанового бензина. Поэтому его выбирают буквально за несколько часов. Однако без ограничений в течение суток могут заправиться машины жизнеобеспечения Владивостока (кареты скорой помощи, милицейские и пожарные автомобили, водовозки, транспорт для перевозки хлеба).

Только так ведущая нефтяная компания Приморья сможет продержаться до новых поставок горюче-смазочных материалов по железной дороге из Сибири. Однако новая партия бензина не спасет положение, с болью констатирует генеральный директор ОАО “Приморнефте-продукт” Владимир Масловский. Она лишь оттянет время до наступления полного кризиса. К тому же Ангарский нефтеперерабатывающий завод отгрузил для нашего края продукцию по уже обновленно-завышенным ценам. Из-за этого компании придется вновь поднимать тарифы. И будет совсем не плохо, если стоимость топлива поднимется всего на 1 рубль за литр.

Однако все познается в сравнении. Приморским водителям не досталась трудная доля центральных регионов страны. К примеру, в Самарской области и Краснодарском крае взвинтили цены на топливо до 9-10 рублей. И то это топливо - не качественный бензин, а так - суррогат. Но и его свободно не достать.

По мнению Владимира Константиновича, нынешний кризис продолжится до начала сентября. С осени ситуация на внешнем рынке улучшится, и заработают отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Именно к концу лета они будут насыщены сырьем. На эти предприятия поступят дополнительно 3 миллиона тонн сырой нефти, которые переработают в бензин и дизельное топливо.

Несмотря на рост цен, Приморье даже и близко не приблизится к реальным тарифам на него. на Северном Кавказе он стоит 10 рублей, в Поволжье - 9 рублей. Тем не менее топлива все равно нет. На АЗС постоянно очереди, которым не видно конца. В центральных городах России цена бензина увеличилась в 1,5 раза. Поэтому наш край на общем фоне выглядит благополучным. Но как только в регион поступит бензин из других стран (раньше практиковалась его транспортировка из Японии и Южной Кореи), он из-за высоких таможенных платежей тут же поднимется в цене до 10-11 рублей.

Нынешний дефицит горюче-смазочных материалов наиболее сильно отразится на агропромышленном комплексе Приморья. По словам главного специалиста отдела механизации департамента сельского хозяйства краевой администрации Николая Брагинца, уже сейчас село замерло. В хозяйствах с трудом находят топливо только на подвозку корма скоту и на обработку культур на полях. Вся техника может остановиться в любой момент. График подвозки ГСМ не соблюдается, в течение прошедшего месяца дизельное топливо и бензин А-76 практически не поставлялись на юг Дальнего Востока. Даже по действующим и крайне высоким расценкам (4 тысячи рублей за 1 тонну А-76 и 3 тысячи 800 рублей за 1 тонну дизтоплива) его нигде не купить. Только фермеры и наиболее благополучные предприятия перехватывают за “живые” деньги небольшие партии. Наиболее сложное положение наблюдается в Пограничном, Ханкайском, Кировском, Хорольском районах, где отсутствуют всяческие запасы. Крестьяне заявляют о надвигающейся чрезвычайной ситуации. Если не принять экстренных мер, то Приморье может остаться без урожая нынешнего года: зерновые, овощи и картофель останутся на полях, а население ждут проблемы с продовольствием.

Между тем продукты питания уже дорожают. Так же как и изделия бытовой химии и другие товары местного производства. По оперативным данным, их цена поднялась пока незначительно. Зато резко возросла стоимость продукции и комплектующих изделий, завозимых в Приморье из других регионов страны (в основном из западных областей). В целом их стоимость поднялась уже на 30-50 процентов. Об этом корреспонденту “В” с тревогой сообщила председатель комитета экономики и планирования краевой администрации Светлана Паринова.

Но если с продовольственными и промышленными товарами по новым ценам нам еще только предстоит столкнуться, то стоимость проезда в общественном транспорте подниматься стала уже прямо сейчас.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"