Морские рубежи Родины надежно защищены

На Дальнем Востоке с ознакомительным и в то же время инспекционным визитом побывал командующий морскими силами Федеральной пограничной службы адмирал Иннокентий Налетов. Адмирал Налетов был назначен на эту должность в декабре прошлого года. По его словам, сейчас он принимает дела и знакомится с обстановкой.

27 янв. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №63 от 27 янв. 1997

На Дальнем Востоке с ознакомительным и в то же время инспекционным визитом побывал командующий морскими силами Федеральной пограничной службы адмирал Иннокентий Налетов. Адмирал Налетов был назначен на эту должность в декабре прошлого года. По его словам, сейчас он принимает дела и знакомится с обстановкой.

В Приморье адмирал встретился с руководством Тихоокеанского погранокруга, а также побывал в Находкинской бригаде пограничных сторожевых кораблей. В четверг вечером он вылетел на Сахалин и Камчатку, а перед этим провел короткую пресс-конференцию.

- Какие приоритеты вы видите в деле охраны морских рубежей на Дальнем Востоке?

- Считаю, что основной упор мы должны делать на охрану исключительного экономического пространства. Именно здесь и регистрируется наибольшее число нарушений.

- Как вы можете охарактеризовать ситуацию, складывающуюся на южнокурильском направлении?

- Южные Курилы я планирую посетить 25 января. Сейчас это самая горячая точка в Дальневосточном регионе. Здесь практически каждый день происходят нарушения госграницы японскими рыбаками. Ситуация действительно сложная. Но тем не менее морские силы погранвойск имеют все средства и все возможности для охраны границы на этом участке. Материальное обеспечение Кунаширской бригады, в зоне ответственности которой находится курильское направление, позволяет выполнять все поставленные задачи. Единственная проблема - нехватка топлива.

- Не планируется ли ужесточение режима охраны границы на этом направлении?

- Граница определена, ее надо охранять. А способы и силы мы уточним. Вместе с тем скажу, что сейчас решается вопрос о передаче морским силам Тихоокеанского погранокруга быстроходных кораблей, которые могли бы соперничать по скорости с японскими судами. Мы будем более активно применять авиацию, использовать другие силы и средства для того, чтобы нарушители не уходили от ответственности.

К слову сказать, те решительные меры, которые были приняты на южнокурильском направлении по решению директора Федеральной пограничной службы генерала армии Николаева, позволили на порядок снизить число нарушений.

- Не считаете ли вы, что пограничники должны более активно применять оружие при защите границы?

- Закон о госгранице позволяет нам применять оружие, и этим правом мы пользуемся. Не так давно здесь, на Дальнем Востоке, пограничники обстреляли из автомата судно-нарушитель.

- Планируется ли сотрудничество с японским управлением безопасности на море в деле совместной охраны границ?

- Это сотрудничество ведется, мы нормально взаимодействуем с японскими пограничниками. У нас ведь общие интересы. Японские пограничники также не заинтересованы в нарушении границ браконьерами. Считаю, что это взаимодействие имеет большое будущее и его требуется развивать.

Справка “В”

В 1996 году на морском участке госграницы в зоне ответственности Тихоокеанского погранокруга зафиксировано 30 заходов в территориальные воды России японских промысловых судов. Для пресечения нарушений границы в 19 случаях применялось оружие, в 8 случаях пограничники были вынуждены открывать огонь на поражение.

- Морские силы Тихоокеанского погранокруга принимают участие в операциях “Путина”. Намерены ли вы продолжать существующую практику?

- Конечно. Но и здесь есть проблемы, в первую очередь они связаны с нехваткой топлива. Вследствие этого наши возможности существенно ограничены. Тем не менее мы намерены и в этом году участвовать в операции “Путина”.

Справка “В”

Суммарный штраф за 1996 год, наложенный за административные нарушения государственной границы на море на российские суда, составил 222 миллиона 602 тысячи рублей, на иностранные суда - 18 миллионов 216 тысяч рублей. За нарушения правил рыболовного промысла в исключительной экономической зоне России штраф составил 7.629 долларов США.

- В Находке вы посетили учебный центр морских сил погранвойск. Как вы расцениваете положение дел в этом центре?

- Этот центр был организован недавно. Учебный процесс налажен, тем не менее там существует достаточно серьезная проблема. Вследствие того, что срок службы у нас небольшой, имеется необходимость ускорить подготовку военнослужащих. Для этого необходимо оборудовать новые классы, оснастить центр специальными тренажерами. Однако все упирается в вопрос финансирования.

- На Дальнем Востоке существует еще одна горячая точка - это Корейский полуостров. Возможное развитие конфликта между Севером и Югом приведет к большому колличеству беженцев. Способны ли морские силы погранвойск надежно защитить рубежи России на этом направлении?

- Пока для нас этот вопрос не стоит. Мы работаем в соответствии с законом РФ “О государственной границе”, где все эти вопросы регламентированы. В случае возникновения конфликта будем поступать по закону. Однако, повторю, пока эти варианты не рассматривались.

- Как известно, пограничники всегда плотно взаимодействовали с местными властями. Как обстоит дело сейчас?

- У нас по этому поводу даже присказка есть - “народ и пограничники едины”. В ходе этой поездки я с удовольствием отметил, что здесь взаимодействие находится на должном уровне. В качестве примера могу привести сотрудничество с пограничными властями мэрии Находки. Администрация Находки выделяет квартиры, помогает техникой, топливом.

Такие формы сотрудничества надо развивать. Считаю необходимым развивать и шефские связи. Со своей стороны могу гарантировать, что Федеральная пограничная служба в долгу не останется. Мы планируем называть корабли в честь городов, которые активно сотрудничают с нами.

- Существует ли федеральная программа обновления флота морских сил ФПС?

- Существует план развития морских сил погранвойск на этот год. Он подписан директором ФПС Николаевым. Главная цель в соответствии с этим планом - повышение надежности корабельного состава, улучшение тылового обслуживания. Будем надеяться, что объемы финансирования позволят нам строить новые быстроходные корабли, обновлять флот.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, “Владивосток”