Имидж - ничто, жажда власти - все

Как все меняется в предвыборную пору! Смотришь за иным политиком в межвыборном безвременье - человек как человек: рутиной какой-нибудь занимается, дела иногда свои устраивает, в командировку какую съездит, интрижку сплетет... А как наступит время выбора - тут же меняется человек: мыслит не иначе как по-государственному, нужды народа для него важнее собственных, компромисс во имя общества куда нужней любой интриги...

14 июль 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №624 от 14 июль 1999

Как все меняется в предвыборную пору! Смотришь за иным политиком в межвыборном безвременье - человек как человек: рутиной какой-нибудь занимается, дела иногда свои устраивает, в командировку какую съездит, интрижку сплетет... А как наступит время выбора - тут же меняется человек: мыслит не иначе как по-государственному, нужды народа для него важнее собственных, компромисс во имя общества куда нужней любой интриги...

Политические пасьянсы Сергея Дудника

Так и хочется спросить: откуда мудрость, деликатность, вдумчивость?! Ведь не повяжешь же, как новый галстук...

Ан нет, все это повязывается и прикладывается. Называется подобный маскарад мудрено и красиво: имиджмейкерство, предвыборные технологии. А работа над созданием образа мудрого и народолюбивого политика начинается задолго до выборов.

К сожалению, не обошли все эти технологии и Приморский край. Вроде и не назначена еще дата выборов губернатора, вроде еще только идет подготовка к достаточно рутинному избирательному процессу, а имиджмейкеры уже слетелись. Оно и понятно - бизнес выгодный, заказчики солидные.

На днях достоянием редакции “В” стал некий документ, который наглядно демонстрирует, что же такое предвыборные технологии. Составлен он для “вероятного” кандидата в губернаторы, председателя краевой думы Сергея Дудника. Все четко, цинично, технологично. С некоторыми сокращениями (объем для газетной полосы все-таки великоват) мы и предлагаем его вниманию читателя.

1-й этап “За нами Отечество”

Основные цели и задачи кампании:

1. Победа на выборах.

2. Победа в первом туре, минимальный проигрыш во втором.

3. Остаться лидером консолидированной оппозиции.

Цели второго плана:

1. Не допустить появление конкурентов в роли лидеров оппозиции.

2. Увеличить влияние в краевой думе.

(Встреча с В. К. Масловским: договоренность о нейтралитете или поддержке, а также помощи через филиалы “Приморнефтепродукта” в организации встреч с представителями агропромышленного комплекса.)

3. Создать свой личный имидж умеренного политика и перспективного хозяйственника.

(Выезд в районы и населенные пункты края по согласованной с руководителями силовых структур и Масловским программе: 1. Места базирования ТОФ (Фокино, Павловск, Владимир). 2. Места дислокации погранвойск (Дальнереченск, Гродеково, Камень-Рыболов, Посьет + Хасан). 3. Места дислокации частей 5-й армии (Уссурийск, Сибирцево, Сергеевка, Камень-Рыболов, Ляличи, Барабаш).

4. Пропаганда деятельности “Отечества”.

1. Организация “горячей линии” для жителей края и размещение серии рекламных роликов “Отечества” на ТГТРК “Владивосток” и ОТВ-Прим под лозунгом “За нами Отечество”.

1.1. Для организации “горячей линии” необходимо помещение с тремя телефонами или одним многоканальным телефоном. Трое дежурных обязаны ежедневно с 8.00 до 20.00 вести учет и письменно фиксировать в особом журнале все звонки, письма и обращения с указанием сути заявлений (просьб), ФИО заявителя и его адреса. Телефоны “горячей линии” необходимо постоянно анонсировать в рекламных роликах “Отечества” и в печатных СМИ.

1.1.1. Авторами роликов... предвыборной кампании Наздратенко являются генеральный продюсер Общественного телевидения Приморья Сергей Крашенинников и генеральный директор ОТВ-Прим Андрей Холенко.

1.1.2. Предполагается выпустить семь роликов “За нами Отечество” продолжительностью до двух минут каждый следующего содержания:

- картофель вместо конопли (сельское хозяйство),

- портфель заказов вместо воза обещаний (ВПК),

- руду и уголь - на-гора (горная и угольная промышленность),

- назад от прилавка к приборам (наука, образование, культура),

- защищать не рубежи, а интересы (армия и флот),

- моногород: продукция или проституция? (моногорода),

- богатый край - счастливое детство (молодое поколение).

2. В ходе поездок по краю привлечение в ряды организации представителей администрации, предпринимателей, имеющих влияние в районе/населенном пункте. Одновременно необходимо с местными членами организации проводить подготовительную работу по формированию предвыборных штабов и поиску доверенных лиц. Доверенные лица обязаны создать штабы (инициативные группы) общественной поддержки кандидата.

2.1. Необходимо приступить к формированию группы доверенных лиц не менее 10 человек, включая бывшего высокопоставленного, двоих военнослужащих флота и армии (контр-адмирал/генерал-майор и выше), промышленника, предпринимателя, ученого (директор академического института/член-корреспондент), ректора вуза, деятель культуры, представители агропрома, ВПК.

Потенциальные союзники:

1. Региональные и местные элиты, недовольные в основной массе политикой Наздратенко, хорошо знающие настроения избирателей и желающие обезопасить себя при любом исходе выборов.

2. Начальник УВД ПК генерал-лейтенант Васильев

А. В., первый заместитель начальника УВД ПК генерал-майор Гаврилов В. Г., начальник ТОРУ ФПС генерал-полковник Тарасенко П. П., начальник УФСНП ПК полковник Шевелев П. Г., прокурор ПК Василенко В. В.

3. Руководители армейских и флотских структур (ТОФ,

5-я армия, корпус ПВО).

3.1. Тихоокеанский флот. Командующий адмирал Захаренко М. Г.

Начальник штаба вице-адмирал Федоров В. Д.

* * *

3.1.2. Город Фокино (ЗАТО).

В настоящий момент в г. Фокино и прилегающих к нему населенных пунктах (пос. Дунай, Крым, Чажма) проживает порядка 15000 военнослужащих и около 25000 членов их семей. Административно в состав г. Фокино входит также о. Путятина. Здесь дислоцирована Приморская флотилия разнородных сил, штаб которой находится в г. Фокино.

3.2. После поездки в ЗАТО Фокино и посещения места базирования надводных кораблей Приморской флотилии необходимо провести встречу по результатам этой поездки с вице-адмиралом Федоровым В. Д. и сообщить ему о намерениях поставить вопрос о восстановлении и вводе в боевой состав ТРКР “Адмирал Лазарев” на ближайшем заседании Совета федерации. Одновременно следует получить санкцию Федорова на встречу с заместителем командующего флотом, начальником управления эксплуатации и ремонта ТОФ контр-адмиралом Цвирко Валерием Михайловичем для детального обсуждения этой проблемы и проведения совместной пресс-конференции или с участием Цвирко в пресс-конференции председателя думы ПК для российских и зарубежных СМИ.

3.2.1. В ходе беседы особо обсудить вопрос о шефстве над кораблем/соединением ТОФ г. Находки.

3.2.2. В ходе дальнейших бесед с командованием Приморской флотилии и ТОФ обсудить вопрос об организации офицерского бала в ЗАТО Фокино на День ВМФ с личным участием председателя краевой думы.

4. Противники Наздратенко. Ректор ДВГУ Курилов В. И.

Директор Института истории, археологии и этнографии стран Дальнего Востока ДВО РАН Ларин В. Л.

Противники:

1. Наздратенко как олицетворение существующей власти.

2. ...

3. Зависимые от Наздратенко депутаты краевой думы.

4. Убежденные сторонники Наздратенко в региональных и местных элитах.

Преимущества:

1. Возможности краевой думы.

2. Возможности “Отечества”.

3. Тот факт, что окружение Наздратенко не воспринимает Дудника как серьезного оппонента (необходимо официально взять на работу в пресс-службу Климова Д. Г. и распространить информацию о том, что именно он будет заниматься предвыборной кампанией Дудника).

4. Общие тенденции электората в связи с неудовлетворенностью политикой Наздратенко.

5. Стихийный рост национального самосознания в среде электората, обусловленный резким ослаблением внешнеполитических позиций России.

6. Все недостатки Наздратенко.

Слабости:

1. Слабая (по сравнению с Наздратенко)... власть.

2. Невозможность использовать в полном объеме краевые СМИ.

3. Отсутствие яркой харизмы.

4. Слабые связи с региональными и местными элитами.

Основные направления агитационно-пропагандистской кампании:

1. Критика краевой исполнительной власти и Наздратенко:

- экономика развалена, народ в своей массе обнищал;

- режим криминальный, коррумпированный, поэтому мирится с разгулом преступности;

- бессилие власти;

- сложные взаимоотношения с потенциальными союзниками.

2. Рекламирование своей программы:

- возродим дух народа;

- вернем уважение к армии;

- преодолеем экономический кризис;

- подавим преступность;

- обеспечим социальные гарантии;

- восстановим великую державу в рамках демократических международных правовых процедур;

- преодолеем кризис культуры, науки и образования;

- преодолеем экологический и демографический кризис.

3. Игнорирование всех других кандидатов, кроме Наздратенко.

Блоковая политика:

1. Не давать по мере возможности никаких обязательств союзникам, чтобы иметь широкое поле для маневра как в избирательной кампании, так и после.

2. Занять такую позицию в области патриотических и националистических настроений, чтобы исключить возможность голосования этой части электората за Наздратенко.

3. Постараться получить поддержку у региональной и местной элиты, основной упор сделать на работу в районах края по привлечению авторитетных там людей.

4. Постараться получить публичную поддержку у религиозных деятелей и деятелей культуры.

Вопросы тактики:

1. Прорыв информационной блокады:

- переориентация основных усилий на центральные СМИ и кабельное телевидение в районах края;

- использование возможностей газеты “Владивосток” и телекомпании “ОТВ-Прим”, руководители которых готовы сотрудничать на определенных условиях;

- реклама “Отечества” и Дудника как его лидера в крае;

- использование на радио (краевых и местных станциях) проката 2-5-минутных роликов;

- поездки в районы края, при поездках в районы анонсировать визиты в местных СМИ;

- организация мероприятий, игнорировать которые журналистам будет очень сложно;

- интенсификация “выходов в народ”.

2. Опережение (упреждение) основного конкурента в инициативах.

3. Дезавуирование инициатив Наздратенко (например):

- зарплату надо выдавать всегда, а не перед выборами.

4. Широкое использование лозунга “Приморский край - за нами Отечество”.

5. Использование ошибок исполнительной власти и Наздратенко.

6. Использование всех возможностей краевой думы.

Комментарий “В”

В мире политики не бывает стечения обстоятельств. Здесь все, как у Дарвина, - в соответствии с естественным отбором: если суждено бобру строить плотины, а чайке питаться прибрежными отбросами, то иного им и не дано.

Но человеку (а особенно избирателю) свойственно обманываться, и зачастую мы думаем о политиках, что они в состоянии эволюционировать, меняться с течением времени, глубже и точнее понимать жизнь вокруг себя. И каждый раз избиратель убеждается, что это совсем не так.

Искренне порадовался недавнему сообщению пресс-центра думы Приморского края, в котором говорилось, что председатель законодательного собрания Сергей Дудник выехал в г. Фокино, пообщался с избирателями, побывал на ракетном крейсере “Адмирал Лазарев” и по-государственному подошел ко всем проблемам. Как сообщает пресс-центр, сразу же в ходе поездки “Сергей Дудник обратился в Правительство с просьбой о выделении средств для восстановления и введения в боевой состав тяжелого атомного ракетного крейсера “Адмирал Лазарев”. Обращения Председателя Думы Приморского края, члена Совета Федерации направлены председателю Правительства РФ Е. Степашину, министру обороны

И. Сергееву, председателю комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны А. Рябову и председателю комитета Госдумы по обороне Р. Попковичу. По подсчетам флотских специалистов, затраты на ремонт уникального крейсера могут составить около 2 млрд. рублей. Эта проблема заслуживает должного внимания на государственном уровне”.

Вот ведь как хорошо, подумал я, 17 июня выступила газета “Владивосток” с материалом, бьющим тревогу по поводу судьбы “Адмирала Лазарева”, а уже 8 июля член Совета федерации надлежащим образом отреагировал.

Но уже через несколько дней, читая разработку имиджмейкеров, я понял, что несколько переоценил действенность выступления “В”. Оказывается, все это спланировано в рамках предвыборной кампании Сергея Дудника. Можно по-человечески понять начальника штаба ТОФ Виктора Федорова: ему важно спасти корабль. Но только не оказался ли он простой предвыборной картой, разыгрываемой в политическом пасьянсе? И не из штаба ТОФ, а из предвыборного штаба Сергея Дудника...

“За нами Отечество” - гласит главный тезис предвыборной кампании вероятного губернатора. И помечается - это только первый этап. А второй? Что останется “за нами”? Или “за ними”? Реформаторство фактически уничтожило флот великой военно-морской державы, а теперь провозвестники “нового экономического курса” вдруг бросились спасать страну, армию, корабли и пароходы. Отчаявшиеся военные готовы преклонить голову к любой жилетке. Но только пока это “пикейные жилеты” из “12 стульев”, которые (помните?) “Я бы Бриану палец в рот бы не положил...”. Имиджмейкеры начали розыгрыш политических пасьянсов.

Карт в этой разработке - как в полновесной колоде. Адмиралы, ректоры, депутаты, руководители предприятий. Для каждого приготовлен слоган, приманка, мотив содействия или противодействия. Знают ли только все эти уважаемые люди, что их “разработали” имиджмейкеры Сергея Александровича? Серьезно сомневаюсь, поскольку и сам попал в сей список как человек, готовый “на определенных условиях” сотрудничать и продвигать. Но в жизни все проще, чем в мудреных имидж-пассажах: просто задолжала несколько лет назад краевая дума редакции газеты “Владивосток” 132 тыс. рублей за выпуск приложения о работе думы, а вернуть все никак не соберется. И просили руководители компании “Владивосток-новости” Сергея Александровича вернуть взаимоотношения редакции и думы в нормальные цивилизованные рамки и погасить долги. Вот и все “определенные условия”. То есть в рамках предвыборной кампании долги можно и вернуть, а просто из обычной порядочности - и необязательно?

И еще. О союзниках. “Имидж-разработка” не оставляет никакого сомнения, что главное для Сергея Дудника - быть лидером. Неважно чего. Края, консолидированной оппозиции. Конкурентов не допустить, обязательств не давать... Что там говорилось Сергеем Александровичем с телеэкрана о “слаженном взаимодействии в интересах края” с депутатом Государственной думы Светланой Орловой, бывшим мэром Виктором Черепковым, депутатом краевой думы Александром Кириличевым? Кто союзник, кто конкурент?

И самый последний риторический вопрос. Учли ли имиджмейкеры интересы еще одной небольшой группы людей - двух миллионов жителей Приморья?

Ответа вряд ли дождемся...

Владимир ОЩЕНКО,
главный редактор газеты “Владивосток”