“СУПЕР”разборка с голубыми пароходами

Как уже сообщал “В”, флот холдинга “Дальморепродукт” в ближайшее время может пополниться 11 супертраулерами типа “Сотрудничество”. Для “ДМП”, конечно, это событие будет в высшей степени полезным и радостным, но вот руководству ЗАО “Супер”, которое эксплуатирует эти суда, подобная перспектива оптимизма совершенно не внушает.

14 июль 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №624 от 14 июль 1999

Как уже сообщал “В”, флот холдинга “Дальморепродукт” в ближайшее время может пополниться 11 супертраулерами типа “Сотрудничество”. Для “ДМП”, конечно, это событие будет в высшей степени полезным и радостным, но вот руководству ЗАО “Супер”, которое эксплуатирует эти суда, подобная перспектива оптимизма совершенно не внушает.

Между “ДМП” и ЗАО “Супер” развернулась настоящая война за право обладания современными супертраулерами

Голубые “суперы”

В свое время Минрыбхозом СССР проводилась целенаправленная политика обновления рыбацкого флота. Для освоения пространств Мирового океана в рамках этой политики на испанских верфях, на испанские кредиты, но под гарантию союзного рыбного министерства было построено 15 супертраулеров, оснащенных по последнему слову техники. Дальневосточные рыбаки сразу же окрестили их “голубой серией” (все суда были изначально окрашены в нежно-голубой цвет).

Справка “В”. Длина МРКТ (“супера”) - 105 м, ширина - 20. Водоизмещение - 10050 тонн, скорость - 15,5 узла, объем трюмов - 5600 куб. м, район плавания - не ограниченный. Судно вооружено пелагическим тралом. Установленные на нем пять производственно-технологических линий позволяют выпускать рыбные филе, фарш, “безголовку”, муку кормовую, технический жир, мороженую рыбу. На траулере имеются 10 морозильных аппаратов и четыре компрессорных агрегата. МРКТ можно использовать как непосредственно на добыче морских объектов, так и в режиме приемки и переработки сырца.

В 1999 году наступили сроки выплаты “испанских” кредитов, перешедших в разряд госдолга России, но к этому времени у нас осталось 14 судов подобного типа. Три из них находятся в управлении ХК “Дальморепродукт” и 11 в управлении ЗАО “Супер” (учредители ВБТРФ и СП “Рыбкомфлот”). Судовладельцы же - либерийская компания “Берген Индастриз энд Фишинг Корпорейшн” и кипрская компания “Болеро Шипинг Компани Лимитед”. Но есть в этом раскладе одна немаловажная деталь. Все эти “иностранные” фирмы созданы российским “Рыбкомфлотом” и им же полностью контролируются. Конечно, такая схема управления флотом достаточно скользкая и двусмысленная, но что поделаешь, ведь именно российская приватизация и рожденные ею законы породили подобных “монстров”.

Очевидно, во взаимоотношениях руководства “Супера” с фактическими судовладельцами не все было ладно, что и подтверждает приказ № 170 Госкомрыболовства РФ “О продаже судов ЗАО “Супер” ОАО ХК “Дальморепродукт”.

Дан приказ ему на...

Из текста этого приказа следует, что судовладельцы - компании “Берген” и “Болеро” вышли в Госкомрыболовство с предложением присоединить к трем супертраулерам уже находившиеся в управлении ХК “Дальморепродукт” еще 11 единиц однотипного флота из ЗАО “Супер”. А затем эти 14 современных “промысловиков” отдать под “крышу” дочерней фирме “Дальморепродукта” - компании “Дальморепродукт Траулерс”, 100-процентный пакет акций которой, как следует из текста приказа, принадлежит холдингу.

Генеральный директор ХК “Дальморепродукт” Юрий Диденко прокомментировал эту ситуацию очень просто:

- Судовладелец посчитал, что мы будем более эффективно управлять судами, чем ЗАО “Супер”.

Но не все так однозначно в этом мире. И очевидно, что подобные приказы просто так, без долгих консультаций, убедительных просьб и каких-то обязательств не рождаются. Эту аксиому подтверждает и сам Диденко в письме от 7 июня 1999 г. заместителю председателя правительства РФ Владимиру Щербаку: “Обсуждение проблемы на всех уровнях, связанных с эксплуатацией 11 супертраулеров испанской постройки компанией “Супер”, побудило меня обратиться к Вам. ...Три таких судна по бербоут-чартеру в 1995 году приобрела холдинговая компания “Дальморепродукт”. Эксплуатация этих трех судов в течение трех с половиной лет подтвердила их эффективность и прогрессивность по сравнению с остальными судами. ...Судовладелец - компания “Берген Индастриз энд Фишинг Корпорейшн” направила в ЗАО “Супер” извещение о расторжении действующего бербоут-чартерного договора из-за нарушений условий подписанных договоров. Задержки с оплатой кредита со стороны ЗАО “Супер” ставят под угрозу выполнение гарантий, предоставленных иностранными банками, и означают возможную потерю судов для России. ...Прошу Вас дать указание Госкомрыболовству обеспечить передачу 11 супертраулеров, находящихся в управлении ЗАО “Супер” в бербоут-чартер компании “Дальморепродукт Траулерс”, которая обеспечит эффективную работу флота и своевременную оплату кредитов”.

И 29 июня “Дальморепродукт” получает нужный приказ о передаче судов. 2 июля в район промысловой экспедиции от имени Диденко летит радиограмма, в которой он извещает капитанов “суперов”, что у них новый хозяин, и одновременно обещает морякам и иностранным специалистам сохранить все рабочие места, а также систему и уровень зарплаты. А чтобы избежать возможных претензий и конфликтных ситуаций - приказывает в иностранные порты не входить, а отстаиваться в море в ожидании разрешительных документов.

Наш ответ “Чемберлену”

Генеральный директор ЗАО “Супер” Анатолий Семашко до глубины души возмущен самим фактом появления этого приказа и текстом радиограммы Диденко:

- Что за закулисные игры? Данный приказ не только абсурден по своей природе и противоречит всем нормам действующего законодательства, но и не решает многих важных вопросов, связанных с передачей судов. До настоящего времени нами не получен официальный текст приказа от Госкомрыболовства. Почему о таком важном вопросе мы узнаем от Диденко, который даже не удосужился известить об этом ЗАО “Супер”, а отправил приказ со своей радиограммой непосредственно капитанам судов? Тут уже речь идет даже не о законности, а о простой человеческой корректности.

И действительно, капитаны “суперов” оказались в непростой ситуации. Если подчинишься указаниям Диденко, то Семашко, если отстоит свою правоту, уволит. Займешь сторону Семашко, то тут уже под гнев “капитанов” холдинга попадешь. Но после проведения общесудовых собраний позиция рыбаков определилась. В адрес заместителя председателя правительства РФ В. Щербака была отбита телеграмма: “Всех моряков возмутил тот факт, что с нами не считаются, никто не спросил мнения коллектива в 3500 человек. ЗАО “Супер” не частная компания, которую можно продать. Группа чиновников не вправе решать единолично, без веских на то причин судьбы людей и наших судов. ...ЗАО “Супер” своевременно выплачивает налоги, нет задолженности по заработной плате. Компания работает эффективно... АО КХ “Дальморепродукт” мы знаем не понаслышке, общаемся с экипажами ежедневно. Принципы работы на МРКТ ЗАО “Супер” и МРКТ “Дальморепродукт” диаметрально противоположны. В “Дальморепродукте” от России остались только флот, название и экипаж. Всем на судах командуют иностранные специалисты. В ЗАО “Супер” иностранные специалисты наблюдают только за качеством выпускаемой продукции. Мы не хотим работать на российских судах под иностранным флагом. Нам известно, что основными акционерами АО ХК “Дальморепродукт” являются пять японских, корейская и американская компании. Большая часть флота “ДМП” находится в залоге под кредиты иностранных акционеров. Общий долг АО ХК “Дальморепродукт” иностранным акционерам - около 120 млн. американских долларов. Достаточно сказать, что под три судна МРКТ японская фирма “Мицуи” дала кредит в 10 млн. долларов, который не погашен до сих пор. Сегодня “Дальморепродукт” работает только на проценты по кредитам. ...В случае перевода наших судов и невыплаты долгов АО ХК “Дальморепродукт” лишится флота, а мы рабочих мест”.

Анатолий Семашко категорически отвергает обвинение, что “суперы” могут “уплыть” из России. Он, наоборот, гордится, что его суда ходят под отечественным флагом, и сменить его он не позволит ни при каких обстоятельствах. Мало того, “суперы” освоили два новых перспективных района в Тихом океане, которые принесут отдачу уже в 1999-2000 годах. Он считает, что его компания одно из немногих стабильно работающих рыбацких предприятий, у которого есть своя долговременная стратегия и все шансы на дальнейшее развитие.

Пропавшие миллионы

По версии Семашко, причины появления подобного отторгающего приказа надо искать во взаимоотношениях корпоративной системы “Берген” - “Рыбкомфлот” с ЗАО “Супер”. Акционерное общество “Супер” должно было регулярно выплачивать судовладельцам арендные платежи по установленному графику, что и делалось. Так, на январь 1999 года “Супер” уплатил аренду на сумму 17,1 млн. долларов. Кроме того, компания “Берген” получила страховое возмещение в размере 19,9 млн. долларов за сгоревшее в канадском порту судно “Хихон”. Затем была некоторая заминка с платежами, но она, по мнению руководства “Супера”, произошла по вине агентов “Бергена”, вовремя не выставивших инвойсы (счета), которые по российскому законодательству являются необходимым условием платежа. Кроме того, с 1999 года выплата аренды должна была проводиться только через Минфин РФ, так как задолженность по кредитам на постройку “суперов”, предоставленным испанскими банками в 1993 году, перешла в разряд государственной задолженности РФ в рамках Парижского клуба. Поэтому Госкомрыболовство заключило 24 мая 1999 г. соглашение с ЗАО “Супер” об оплате сумм арендных платежей через специальный счет во Внешэкономбанке, и уже 1 июня этого года “Супер” перевел на него 3,1 млн. долларов. Госкомрыболовство также своим письмом № 02-71/1526 от 10 июня 1999 г. поручило ЗАО “Супер” принять “необходимые меры по скорейшему истребованию денежных средств, ранее переведенных на счета “Бергена”. ЗАО “Супер” через Королевский Лондонский суд их истребовал. Суд признал исковые требования законными и наложил арест на счета “Бергена” и его агентов.

А дальше начался настоящий детектив. Выяснилось, что 37 миллионов долларов, ранее перечисленных “Супером”, просто исчезли. (Большая часть из этих миллионов должна была пойти на погашение “испанских” кредитов.) Вместо них на счетах лежало... пять долларов.

И, по мнению Анатолия Семашко, поиск этих пропавших миллионов и породил приказ № 170. Как пишет гендиректор “Супера” во все инстанции: “Беспроигрышным способом сокрыть данные крупные суммы и увести их на свои счета является ликвидация ЗАО “Супер” и передача его судов “удобному” партнеру”.

Пока утверждения Семашко являются версией, подвергнуть или опровергнуть их могут только следствие и суд. Но бесспорно одно - сложные имущественные права одним приказом не решишь. Тем более что и Госкомрыболовство в “Соглашении № 10 от 24 мая 1999 года с ЗАО “Супер” признает, что в случае недостижения приемлемого решения по спорным вопросам споры и разногласия подлежат разрешению в арбитражном суде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации”.

Администрация ЗАО “Супер” все же рассчитывает на правовое разрешение вопроса. И надеется, что краевая администрация, досконально проверив финансовое положение конфликтующих компаний, не захочет терять надежного налогоплательщика в лице ЗАО “Супер”.

P.S. Редакция “В” не собирается в этой войне за собственность вставать на чью-то сторону. В принципе жителям края все равно, кому траулеры принадлежат. Важно одно: чтобы они ходили под флагом России и все налоговые отчисления от результатов их работы шли именно в российский бюджет, а не в карманы иностранцев. А любые войны, пусть даже и бумажные, явление всегда разрушительное. Тем более что на данный момент “суперы” простаивают в море вхолостую, ожидая какого-то приемлемого для всех решения.

Автор: Андрей ИВЛЕВ, "Владивосток"