Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Когда “зацветет “Ландыш”?

Если собрать все материалы, опубликованные “В” за последние 5-7 лет по проблеме утилизации жидких радиоактивных отходов (ЖРО) Тихоокеанского флота, то это будет увесистый фолиант, томов иных потяжелей. Проект по созданию специальной плавучей установки, сооружаемой с привлечением целевых иностранных инвестиций, начинался с грандиозной помпой. Проходили шумные совещания, пресс-конференции, а приморцам обещали, что вода возле ядерных объектов флота скоро будет чище, чем в швейцарских озерах. Но, видимо, слово “скоро” можно понимать по-разному: год шел за годом, а сроки сдачи в эксплуатацию чуда современной техники с нежным названием “Ландыш” все сдвигались и сдвигались. Конечно, все мы привыкли к отечественному долгострою. Однако в “выращивании” “Ландыша” львиная доля ответственности лежала и лежит на иностранных партнерах... И все-таки, похоже, что хоть и черепашьими темпами, но проблема продвигается к своему разрешению. Об этом свидетельствует материал, присланный из Большого Камня нашим собственным корреспондентом. 14 июля в Большом Камне планируется начало активных испытаний плавучего завода по переработке жидких радиоактивных отходов. На борт ПЗО для очистки будут приняты ЖРО с завода "Звезда". Планируемое событие послужило поводом для нового разговора корреспондента "В" с начальником отдела по ядерной и радиационной безопасности завода Александром КИСЕЛЕВЫМ

Если собрать все материалы, опубликованные “В” за последние 5-7 лет по проблеме утилизации жидких радиоактивных отходов (ЖРО) Тихоокеанского флота, то это будет увесистый фолиант, томов иных потяжелей. Проект по созданию специальной плавучей установки, сооружаемой с привлечением целевых иностранных инвестиций, начинался с грандиозной помпой. Проходили шумные совещания, пресс-конференции, а приморцам обещали, что вода возле ядерных объектов флота скоро будет чище, чем в швейцарских озерах.

Но, видимо, слово “скоро” можно понимать по-разному: год шел за годом, а сроки сдачи в эксплуатацию чуда современной техники с нежным названием “Ландыш” все сдвигались и сдвигались. Конечно, все мы привыкли к отечественному долгострою. Однако в “выращивании” “Ландыша” львиная доля ответственности лежала и лежит на иностранных партнерах...

И все-таки, похоже, что хоть и черепашьими темпами, но проблема продвигается к своему разрешению. Об этом свидетельствует материал, присланный из Большого Камня нашим собственным корреспондентом.

14 июля в Большом Камне планируется начало активных испытаний плавучего завода по переработке жидких радиоактивных отходов. На борт ПЗО для очистки будут приняты ЖРО с завода "Звезда". Планируемое событие послужило поводом для нового разговора корреспондента "В" с начальником отдела по ядерной и радиационной безопасности завода Александром КИСЕЛЕВЫМ

Плавучая установка по переработке ЖРО готовится к активным испытаниям

- Александр Михайлович, я не случайно говорю осторожно - "планируется"...

- Действительно, сдача ПЗО планировалась еще в 1996 году, затем плавно переходила в 1997, 98-й и теперь 99-й год.

- Иностранные представители выдвигают версию о том, что в истоке подобного затягивания сроков сдачи объекта лежит русская бюрократия.

- Ничего подобного! Плавучий завод стоял два года у причала завода "Восток" - филиала АО "Амурский судоремонтный завод", где строилась платформа для установки по переработке ЖРО. Во время изучения документов и испытаний на неактивной воде выявлены веские технические недоработки, вынесены замечания, которые переданы для устранения строителям-подрядчикам из американской фирмы. И это устранение длится уже третий год.

- Странно. У меня сложился стереотип американского трудяги, ритмично и стабильно выполняющего свое дело в течение всего рабочего времени...

- Задержка идет из-за ежедневных пустопорожних разговоров. Американские коллеги пытаются всеми способами снять замечания. Не устранить указанные нами недоделки, а отойти в сторону от решения вопросов. На этой почве были уволены шесть начальников американской группы, работающей в Большом Камне, фирма в результате затянувшейся достройки несет приличные убытки, но завершение работ по-прежнему пробуксовывает.

- И кто же финансирует достройку?

- Финансирование полностью с японской стороны, российские деньги на строительство ПЗО не поступают. Дополнительное финансирование идет только при наличии необходимого обоснования. Например, при испытаниях был поставлен вопрос об отсутствии счетчика-расходомера, контролирующего объем удаляемого воздуха через систему спецвентиляции. Мы обосновали его необходимость в соответствии с нашими нормативами, и Япония финансировала закупку.

В дальнейшем, согласно проекту госзаказа на 1999 год, Минатомом предусмотрено выделение средств на переработку ЖРО на ПЗО "Ландыш". По условиям контракта за первый год работы мы должны представить Японии отчет о результатах работы. Это связано с технадзором за перерабатывающим комплексом и гарантийными обязательствами. При успешном завершении испытаний будет подписан приемный акт.

- Не случится ли "пробуксовка" и 14 июля?

- Загадывать не будем. Этому событию предшествовала долгая подготовка, в том числе постоянные испытания установки на неактивной воде - химических соединениях, имитирующих растворы, которые в дальнейшем будут перерабатываться на ПЗО. Испытания подтвердили, что установка на 100 процентов способна утилизировать радиоактивную воду. Таков итог долгосрочной работы госкомиссии в составе представителей госсанэпиднадзора, Минатома, Минэкономики, специалистов завода "Звезда".

- Бурные страсти вокруг ПЗО в Большом Камне утихли, но "страшилки" по поводу ее наличия на территории завода "Звезда" все же остались.

- Общественное мнение, сформированное долгими домыслами, переломить очень сложно. Независимо от того, прекратились разговоры или нет, острота проблемы не снята. Установка нужна и заводу, и городу - это неотъемлемая часть технологического производства "Звезды". На заводе уже накоплен значительный объем жидких радиоактивных отходов, которые необходимо срочно превратить в безопасное состояние. Требуется переработка ЖРО и на утилизируемых подводных лодках, тем более что на заводскую территорию планируется поставка на разделку до четырех АПЛ в год.

- Но у причала завода есть свое перерабатывающее судно - "Пинега"...

- Все системы "Пинеги" пришли в нерабочее состояние. После того как ее передали военным, она ни разу не запускалась в эксплуатацию. Восстановление судна, как очищающего радиоактивные отходы, не планируется, предусматривается его переоборудование.

"Ландыш" - единственный комплекс, способный на современном уровне утилизировать накопленные и образующиеся на заводе ЖРО.

- Вы уверены, что на экологию не повлияют те отходы, которые при переработке на ПЗО будут выбрасываться в воздух?

- Выброс идет через фильтры спецвентиляции, установлены соответствующие приборы, контролирующие активность воздуха. Выбросы представляются на экспертизу в государственный санитарный надзор. Весь проект изучен государственной экологической экспертизой. Выбросы ПЗО значительно чище, чем у некоторых производственных объектов, оборудованных устаревшей или малоэффективной специальной вентиляцией.

- Существует мнение, что с целью предосторожности лучше все же, если ПЗО загрузится ЖРО и отойдет подальше в море, где и произведет переработку.

- Установка не самоходная. При необходимости ее, конечно, можно отбуксировать к объекту. Но для нормальной работоспособности нужен причал со специальным оборудованием, обеспечивающим безопасную приемку ЖРО, подающим воду, электроэнергию и так далее.

- Жидкие радиоактивные отходы очистили, полученные твердые сгрузили, что дальше?

- Твердые отходы поступают в зацементированные емкости, гарантирующие их безопасность. Затем согласно заключенному договору вывозятся на комбинат "Радон" для последующего захоронения.

- Проблема очистки радиоактивных отходов остро стоит и в Северодвинске, где также есть заводы, утилизирующие АПЛ.

- Да, там строится аналогичная установка по переработке ЖРО. Проект несколько отличается от нашего. Его разрабатывал институт Минатома. Установка будет стационарной. Финансирование строительства производят Норвегия и США.

Автор : Нина КОЛЕСНИЧЕНКО, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
“ДВМП” - курс нормальный

Как и планировалось, вчера в комнате переговоров ОАО “Дальневосточное морское пароходство” прошло очередное заседание наблюдательного совета. Заседание, продолжавшееся 45 минут, рассмотрело единственный вопрос: выборы председателя наблюдательного совета.

Когда “зацветет “Ландыш”?

Если собрать все материалы, опубликованные “В” за последние 5-7 лет по проблеме утилизации жидких радиоактивных отходов (ЖРО) Тихоокеанского флота, то это будет увесистый фолиант, томов иных потяжелей. Проект по созданию специальной плавучей установки, сооружаемой с привлечением целевых иностранных инвестиций, начинался с грандиозной помпой. Проходили шумные совещания, пресс-конференции, а приморцам обещали, что вода возле ядерных объектов флота скоро будет чище, чем в швейцарских озерах. Но, видимо, слово “скоро” можно понимать по-разному: год шел за годом, а сроки сдачи в эксплуатацию чуда современной техники с нежным названием “Ландыш” все сдвигались и сдвигались. Конечно, все мы привыкли к отечественному долгострою. Однако в “выращивании” “Ландыша” львиная доля ответственности лежала и лежит на иностранных партнерах... И все-таки, похоже, что хоть и черепашьими темпами, но проблема продвигается к своему разрешению. Об этом свидетельствует материал, присланный из Большого Камня нашим собственным корреспондентом. 14 июля в Большом Камне планируется начало активных испытаний плавучего завода по переработке жидких радиоактивных отходов. На борт ПЗО для очистки будут приняты ЖРО с завода "Звезда". Планируемое событие послужило поводом для нового разговора корреспондента "В" с начальником отдела по ядерной и радиационной безопасности завода Александром КИСЕЛЕВЫМ

"Атомные консервы"

Мало кто знает, что знаменитый первый атомный ледокол "Ленин" весьма своеобразно избавился от своего ядерного реактора. Когда в реакторе случились неполадки, ледокол отбуксировали к Новой Земле, там шнуровым зарядом вырезали огромную дыру в днище ледокола, и реактор рухнул на дно океана, где и покоится до сих пор. В то время и другие страны, не стесняясь, спускали радиоактивные отходы в океан. В 1986 году это было запрещено Международной конвенцией.

Транссиб прослеживается насквозь

Экспертная комиссия правительства Японии высоко оценила транспортную инфраструктуру Транссиба. Об этом во время пребывания во Владивостоке сообщил корреспонденту “В” начальник Дальневосточной железной дороги Александр Стрельник.

Энерготарифы под знаком Аксененко

Первый вице-губернатор края Константин Толстошеин на пресс-конференции выразил удовлетворение итогами визита во Владивосток первого вице-премьера российского правительства Николая Аксененко.

Последние номера