Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Экономика, финансы

"Атомные консервы"

Мало кто знает, что знаменитый первый атомный ледокол "Ленин" весьма своеобразно избавился от своего ядерного реактора. Когда в реакторе случились неполадки, ледокол отбуксировали к Новой Земле, там шнуровым зарядом вырезали огромную дыру в днище ледокола, и реактор рухнул на дно океана, где и покоится до сих пор. В то время и другие страны, не стесняясь, спускали радиоактивные отходы в океан. В 1986 году это было запрещено Международной конвенцией.

Мало кто знает, что знаменитый первый атомный ледокол "Ленин" весьма своеобразно избавился от своего ядерного реактора. Когда в реакторе случились неполадки, ледокол отбуксировали к Новой Земле, там шнуровым зарядом вырезали огромную дыру в днище ледокола, и реактор рухнул на дно океана, где и покоится до сих пор. В то время и другие страны, не стесняясь, спускали радиоактивные отходы в океан. В 1986 году это было запрещено Международной конвенцией.

Окончание холодной войны и ускоренное разоружение стало бедствием для подводного флота. Списано было много субмарин. Сейчас скопилось около 160 атомных подлодок, которые ждут своей очереди на разгрузку и обезвреживание ядерных реакторов. Дело осложняется хронической нехваткой денег на ремонт и расширение береговых хранилищ и реализацию обычной схемы утилизации водо-водяных реакторов, которыми было оснащено подавляющее число советских субмарин.

Но среди наших атомных подлодок есть особая серия, разработанная под руководством Обнинского государственного научного центра РФ "Физико-энергетический институт" (ФЭИ). В этих подлодках вместо воды для охлаждения использовался жидкий металл - сплав свинца и висмута, который плавится при температуре 1250 С. Такой реактор с жидким теплоносителем отличался особой безопасностью в силу своих физических свойств. Он не мог пойти вразнос и взорваться. На лодках этой серии не было серьезных аварий.

Его достоинством оказалось и то, что конструкторы заранее подумали о конце эксплуатации подлодок. В одной из бухт были заранее подготовлены 12 ячеек. Реакторы целиком извлекаются из лодки, укладываются в ячейки и заливаются горячим свинцово-висмутовым сплавом. Сплав быстро остывает, и образуется своеобразный "саркофаг", который хранится на берегу, не представляя опасности для окружающей среды, и в специальном контейнере может быть отправлен в производственное объединение "Маяк" для химической переработки. Корпус лодки титановый - он мало активируется. Хвостовая и носовая части могут быть разрезаны и отправлены на переработку.

Кстати, американцы также превращают реакторы своих отработавших подлодок в своеобразные "консервы" и держат на дне каньона в районе Хэнфорда.

Автор : Информационное агентство Acta Publica

comments powered by Disqus
В этом номере:
“ДВМП” - курс нормальный

Как и планировалось, вчера в комнате переговоров ОАО “Дальневосточное морское пароходство” прошло очередное заседание наблюдательного совета. Заседание, продолжавшееся 45 минут, рассмотрело единственный вопрос: выборы председателя наблюдательного совета.

Когда “зацветет “Ландыш”?

Если собрать все материалы, опубликованные “В” за последние 5-7 лет по проблеме утилизации жидких радиоактивных отходов (ЖРО) Тихоокеанского флота, то это будет увесистый фолиант, томов иных потяжелей. Проект по созданию специальной плавучей установки, сооружаемой с привлечением целевых иностранных инвестиций, начинался с грандиозной помпой. Проходили шумные совещания, пресс-конференции, а приморцам обещали, что вода возле ядерных объектов флота скоро будет чище, чем в швейцарских озерах. Но, видимо, слово “скоро” можно понимать по-разному: год шел за годом, а сроки сдачи в эксплуатацию чуда современной техники с нежным названием “Ландыш” все сдвигались и сдвигались. Конечно, все мы привыкли к отечественному долгострою. Однако в “выращивании” “Ландыша” львиная доля ответственности лежала и лежит на иностранных партнерах... И все-таки, похоже, что хоть и черепашьими темпами, но проблема продвигается к своему разрешению. Об этом свидетельствует материал, присланный из Большого Камня нашим собственным корреспондентом. 14 июля в Большом Камне планируется начало активных испытаний плавучего завода по переработке жидких радиоактивных отходов. На борт ПЗО для очистки будут приняты ЖРО с завода "Звезда". Планируемое событие послужило поводом для нового разговора корреспондента "В" с начальником отдела по ядерной и радиационной безопасности завода Александром КИСЕЛЕВЫМ

"Атомные консервы"

Мало кто знает, что знаменитый первый атомный ледокол "Ленин" весьма своеобразно избавился от своего ядерного реактора. Когда в реакторе случились неполадки, ледокол отбуксировали к Новой Земле, там шнуровым зарядом вырезали огромную дыру в днище ледокола, и реактор рухнул на дно океана, где и покоится до сих пор. В то время и другие страны, не стесняясь, спускали радиоактивные отходы в океан. В 1986 году это было запрещено Международной конвенцией.

Транссиб прослеживается насквозь

Экспертная комиссия правительства Японии высоко оценила транспортную инфраструктуру Транссиба. Об этом во время пребывания во Владивостоке сообщил корреспонденту “В” начальник Дальневосточной железной дороги Александр Стрельник.

Энерготарифы под знаком Аксененко

Первый вице-губернатор края Константин Толстошеин на пресс-конференции выразил удовлетворение итогами визита во Владивосток первого вице-премьера российского правительства Николая Аксененко.

Последние номера