Владивостокская ТЭЦ-2 на грани...

От более чем энергичных заявлений о том, что нет оснований для отключений потребителей электроэнергии во Владивостоке, возможностей улучшить снабжение потребителей не прибавляется. И вопреки самым строгим приказам, обещаниям суровых кар отключения могут быть возобновлены... Это диктуется сегодняшним состоянием ТЭКа Приморского края.

24 янв. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №62 от 24 янв. 1997

От более чем энергичных заявлений о том, что нет оснований для отключений потребителей электроэнергии во Владивостоке, возможностей улучшить снабжение потребителей не прибавляется. И вопреки самым строгим приказам, обещаниям суровых кар отключения могут быть возобновлены... Это диктуется сегодняшним состоянием ТЭКа Приморского края.

Почему еще недавно избыточная энергосистема края превратилась в дефицитную? Почему, чтобы покрыть потребности, мы вынуждены до 30 процентов электроэнергии получать по перетокам из Якутска, Хабаровска и т. д.?

Виновно прежде всего общее разрушение экономики страны, связанный с этим упадок и в энергосистеме России. Но есть и сугубо местные причины.

Одна из них - угольный “обвал”. “Приморскуголь”, обеспечивавший в прежние времена энергетику края твердым топливом в достатке, наполовину уменьшил его добычу. Это вынудило нас завозить уголь из Сибири, что привело к росту энерготарифа из-за дорогих железнодорожных перевозок.

Стало хуже и качество приморских углей. И не потому, что “истощились”. Просто “забывают” угольщики о стандартах на топливо. На станции поступают вагоны, страшно засоренные пустой породой. Уголь не дробится и не сортируется. Вагоны не зачищаются от остатков предыдущих грузов, не производится профилактика смерзаемости поставляемого топлива. А ведь все это делалось нашими угольщиками. Но сегодня культура производства в отрасли упала ниже всякого уровня.

Это больно ударило по энергетическим станциям, где приемные, дробильные устройства, котельное оборудование не рассчитаны на столь низкое качество угля. Поэтому у нас участились аварии, выходит из строя оборудование. Недостаток, а часто просто и отсутствие средств на ремонт, реконструкцию, модернизацию, даже на текущее содержание оборудования делают картину устрашающей. Не говорю уже о внедрении новых технологий в диагностике и ремонтах, расширении производства и вводе новых мощностей. У отрасли, увы, нет денег и на обучение, повышение квалификации персонала. Мы держимся лишь старым запасом прочности, который не вечен.

По закону энергетика должна быть самоокупаемой. Это означает, что тарифы, утверждаемые региональной энергетической комиссией, как минимум обязаны покрывать себестоимость производства энергии (с учетом дотационных выплат, если они определены на федеральном уровне). В Приморском крае этот закон длительное время не соблюдался, и тарифы вместе с дотацией далеко не покрывали издержки энергетиков. В результате некомпенсированные затраты составили около триллиона рублей.

Чтобы не остановить полностью выработку тепла и электроэнергии, АО “Дальэнерго” вынужденно брало кредиты. Проценты по ним еще более увеличили стоимость тарифа. Негативно сказываются неплатежи потребителей. Значит, необходимы новые кредиты. Круг замыкается: по кредитам “набегают” проценты и еще более взлетает вверх энерготариф. Отсюда вывод: чем реже и меньше потребитель платит, тем дороже в итоге для него энергия, тем больше в конечном счете он обязан будет заплатить, если вообще хочет иметь возможность потреблять энергию.

Еще один фактор, влияющий на нестабильность в энергетике, - это многочисленные льготы. Население по установленному тарифу оплачивает около 50 процентов фактической себестоимости энергии. Льготами также пользуются сельское хозяйство, некоторые горнодобывающие предприятия. А все бремя содержания энергетики перекладывается на промышленность и коммерсантов. И бремя это чем дальше, тем больше становится непосильным.

Отсюда и беды всей экономики края, сверхдорогая жизнь его жителей. Ведь дорогая энергия повышает цену изделий промпредприятий, и это удорожание в итоге вынуждено оплачивать то же население. Надо еще учесть, что рост цены промышленной продукции ведет и к росту налоговых платежей. Значит, граждане еще раз платят за “льготу” по энерготарифу.

А сейчас еще появилась “новая струя” с подачи мэрии Владивостока: расчеты на якобы дешевый киловатт из Якутска. Но вот факты. АО “Дальэнерго” давно заключило договор и получает электричество из Якутска по 180 рублей за 1 кВт/час. Но в том-то и суть, что приходит он во Владивосток, подорожав более чем вдвое - до 417 рублей. ТЭЦ-2 выпускает свой киловатт ненамного дороже якутского - всего 236 рублей. Только к потребителю, пройдя по магистральным и городским электросетям, он поступает уже по 408 рублей. То есть дешевле якутского, но все же по слишком высокой цене.

Поэтому и считаю, что необходимо искать пути обеспечения сильной, надежной и дешевой энергетики в регионе. Что для этого прежде всего надо сделать?

Первое. Добиться безусловной и полной оплаты потребленной электроэнергии.

Второе. Выровнять тарифы для населения и промышленности. Отменить льготы, которые не оплачиваются дотациями из федерального бюджета и других источников финансирования. В последующем перераспределить дешевый тариф в пользу промышленности.

Третье. Добиваться снижения себестоимости энергии. И сделать это прежде всего за счет топлива. Ведь в тарифе оно сегодня составляет более 70 процентов его цены.

Четвертое. Вести широкую разъяснительную работу в средствах массовой информации по проблемам энергетики, о вынужденных приоритетах отрасли. Тем самым повышать компетентность и населения, и выборных руководителей городов и районов края.

Пятое. Принять единую для всех региональную (краевую) концепцию развития энергетики.

Только так мы можем надеяться вначале стабилизировать состояние в топливно-энергетическом комплексе, а затем и вырваться из тисков кризиса.

Автор: Борис ИЛЬЧУК, директор Владивостокской ТЭЦ-2, Вячеслав ВОЯКИН (фото), “Владивосток”