Банк работает в интеренсах села

В газете “Владивосток” 18.06.99 вице-губернатор края Валентин Дубинин посетовал на то, как трудно ему работать с Приморским региональным филиалом СБС-АГРО в вопросах кредитования сельхозтоваропроизводителей. Посетовал и на то, как сложно краевому департаменту сельского хозяйства взаимодействовать с банком - банком, который заслуженно третий год подряд является банком-агентом средств спецфонда кредитования АПК, и не только по Приморскому краю, но и по всей стране. Нигде по стране претензий к банку не возникает, соседи в Хабаровском крае работают с банком нормально, администрация Хабаровского края всегда в срок отвечает по всем своим обязательствам. А в Приморье, оказывается, надо банк менять. СБС-АГРО, как и любой нормальный банк-долгожитель, далек от политики, и сегодня мы постараемся не вдаваться в полемику и ответим только на поставленные банку вопросы.

29 июнь 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №615 от 29 июнь 1999

В газете “Владивосток” 18.06.99 вице-губернатор края Валентин Дубинин посетовал на то, как трудно ему работать с Приморским региональным филиалом СБС-АГРО в вопросах кредитования сельхозтоваропроизводителей. Посетовал и на то, как сложно краевому департаменту сельского хозяйства взаимодействовать с банком - банком, который заслуженно третий год подряд является банком-агентом средств спецфонда кредитования АПК, и не только по Приморскому краю, но и по всей стране. Нигде по стране претензий к банку не возникает, соседи в Хабаровском крае работают с банком нормально, администрация Хабаровского края всегда в срок отвечает по всем своим обязательствам. А в Приморье, оказывается, надо банк менять. СБС-АГРО, как и любой нормальный банк-долгожитель, далек от политики, и сегодня мы постараемся не вдаваться в полемику и ответим только на поставленные банку вопросы.

Приморским филиалом СБС-АГРО весной этого года положительно рассмотрено проектов и получено реестров на кредитование крестьянских и фермерских хозяйств на сумму 2,3 млн. рублей. Названная сумма значительно превышает квоту Приморского края по данному виду сельхозтоваропроизводителей. Этот вопрос банк пытался решить в Минсельхозпроде России. В апреле и мае этого года совместно с Приморской ассоциацией крестьянских хозяйств и кооперативов были направлены письма в министерство сельского хозяйства и продовольствия с просьбой об увеличении квоты на 1,5 - 2 млн. рублей. Однако до сих пор ответа не получено. По мнению банка, квота на фермерские хозяйства будет увеличена после того, когда будет полностью оплачена квота на Приморский край. Пока в пределах квоты кредиты получили крестьянские и фермерские хозяйства Черниговского, Лазовского, Уссурийского, Октябрьского, Спасского районов и г. Лесозаводска.

В вину Приморскому региональному филиалу СБС-АГРО ставят попытку выдать кредиты предприятиям, “не имеющим прямого отношения к сельскому хозяйству и проведению весенне-полевых работ”: ЗАО “Подгородненский”, ООО “ВладСоя” и ЗАО “Грин Ливз Аква”. Что это за предприятия? Сельскохозяйственный торговый научно-производственный центр “Подгородненский” является звероводческим хозяйством, что определено уставом и свидетельством о регистрации. Кредитование предприятий данного направления регламентировано п. 4.6. протокола заседания Межведомственного совета № 6 от 2 апреля 1999 года. Согласно этому документу в целях предотвращения сокращения производства пушнины звероводческие хозяйства включены в перечень экстерриториальных ссудозаемщиков с лимитом кредитования в сумме 50 млн. рублей. Экстерриториальная квота к квоте Приморского края никакого отношения не имеет и финансируется помимо нее.

Кстати, в пункте 4.7. того же протокола Межведомственного совета имеется разрешение на кредитование Ассоциации переработчиков сои Краснодарского края. То есть краснодарские переработчики сои спокойно кредитуются на льготных условиях из спецфонда и к сельхозпереработчикам относятся. Неужели ООО “ВладСоя” необходимо создать ассоциацию в Приморье, чтобы отстаивать свои права на получение кредита как сельхозпереработчику?

Что же касается кредитования ЗАО “Грин Ливз Аква”, то этим предприятием было принято решение, согласованное с администрацией Пограничного района, о приобретении обанкротившегося хозяйства “Рубиновское” по переработке сельхозпродукции. До оформления приобретения ЗАО “Грин Ливз Аква” был заключен договор с ЗАО “Рубиновское” об аренде пахотной земли и сельхозтехники. Кредит необходим предприятию для реализации собственной программы по запуску в эксплуатацию современного производственного комплекса по переработке сои. Осуществление проекта позволит получить около 850 тонн сельскохозяйственной продукции, не говоря уже о том, что он поможет наладить эффективное сельскохозяйственное производство в с. Рубиновка, снять социальную напряженность и создать новые рабочие места. И именно это, а даже не то, что реестр по данному кредиту уже утвержден Минсельхозпродом и направлен в край, должно было служить для краевого департамента сельского хозяйства наиболее весомым аргументом. Однако средства до сих пор не выпущены со счета департамента, более того, делались попытки “перераспределить” их и направить на кредитование других предприятий.

В соответствии с временным техническим порядком формирования специального фонда, утвержденным Минфином и Минсельхозпродом 18 марта 1999 года, денежные средства организациям АПК перечисляются следующим образом: Главное управление Федерального казначейства Минфина России передает безденежный реестр в управление Федерального казначейства по Приморскому краю, которое перечисляет указанные в реестрах суммы на лицевой счет органа управления агропромышленным комплексом (в данном случае - департамента сельского хозяйства администрации края). Орган управления АПК, действующий по доверенности Минсельхозпрода России, перечисляет средства со своего лицевого счета на субкорреспондентский счет Приморского регионального филиала СБС-АГРО для зачисления на счет Минсельхозпрода России для распределения средств спецфонда по назначению.

Нигде в тексте данного документа не оговаривается, что вопрос выдачи кредитов должен согласовываться с департаментом сельского хозяйства. Ну а поскольку в данном вопросе департамент сельского хозяйства администрации края действует по доверенности, он не вправе принимать решение, давать кредит или не давать, он должен исполнять указания Минсельхозпрода России.

Банк СБС-АГРО в данном случае действует на основании соглашения между Минсельхозпродом и АКБ СБС-АГРО от 18 марта 1999 года, в котором указан порядок взаимоотношений сторон, т. е. ни департамент сельского хозяйства администрации края, ни банк не вправе отказать сельхозтоваропроизводителю в выплате денежных средств по уже подписанному реестру, тем более когда кредитный договор уже заключен. Кроме того, в данном соглашении указано, что при поступлении денежных средств на кредитование заемщика они должны быть использованы в течение 30 дней. По истечении данного срока их необходимо перечислить в доход федерального бюджета в течение одного дня. Полагаем, что в данной ситуации департаменту сельского хозяйства администрации края следовало бы обратить особое внимание на сроки перечисления средств для кредитования указанных предприятий, потому что по их истечении департамент обязан будет зачислить данные средства в доход федерального бюджета, оставив предприятия без кредитов.

СБС-АГРО разделяет сожаление департамента сельского хозяйства относительно отказа в выдаче кредита ОАО “Приморскагроснаб”. Однако в кредитном проекте данной организации не были соблюдены необходимые требования (их суть является банковской тайной, и об этом известно и банку, и департаменту сельского хозяйства администрации края), и именно это послужило причиной отказа в выдаче кредита за счет средств спецфонда. Кроме того, в проекте данного предприятия фигурирует Приморская продовольственная корпорация, которая до настоящего времени не возвратила кредит банку в размере 20 млн. рублей по спецфонду 1997 года, и представитель администрации края открыто заявляет в прессе, что кредит берется именно для нее. Хотелось бы еще раз напомнить: банк - кредитная организация, а не благотворительный фонд, он вкладывает в кредиты спецфонда не свои собственные деньги, а средства федерального бюджета. И в соответствии с п. 3.1 уже упоминавшегося соглашения между Минсельхозпродом России и банком СБС-АГРО от 18 марта 1999 года именно банк несет полную финансовую и имущественную ответственность за сохранность, целевое использование и возврат им средств спецфонда. Так может ли сейчас банк рисковать и заключать кредитные договоры с организациями, не имеющими достаточного обеспечения, под гарантии, которые не выполняются, несмотря на то, что в краевом бюджете деньги на возврат кредитов, выданных под поручительства администрации края, из года в год предусматриваются.

Задержка в оплате уже утвержденных реестров, в том числе и по Уссурийской птицефабрике, сегодня происходит не потому, что банк выдает кредиты не тем предприятиям, которым нужно (иначе каким образом их реестры были утверждены в Минфине и Минсельхозпроде?), а как раз потому, что заемщиками Приморского регионального филиала СБС-АГРО - Приморской продовольственной корпорацией и Приморхлебопродуктом до сих пор не возвращены средства спецфонда 1997 года в общей сумме 31,4 млн. руб.

Понятно, что обращение Валентина Дубинина в правительство России с вопросом о смене банка-агента - его право, однако вопрос выполнения обязательств и соблюдения договорных отношений сторонами смена банка не снимет, и любой другой нормальный банк, стремящийся долго и плодотворно работать в крае со своими клиентами, будет настаивать на точно таких же требованиях.

Автор: Пресс-служба правления банка СБС-АГРО, г. Москва