“Лечебная” голодовка в туберкулезной зоне

Пять дней продолжается голодовка осужденных в колонии № 267/47, расположенной в поселке Заводском. В этом исправительном учреждении содержатся заключенные, больные туберкулезом. В рассчитанной на 1200 “мест” колонии отказываются принимать пищу 187 человек. Это официальные данные начальства. по словам самих осужденных, голодающих гораздо больше.

9 июнь 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №605 от 9 июнь 1999

Пять дней продолжается голодовка осужденных в колонии № 267/47, расположенной в поселке Заводском. В этом исправительном учреждении содержатся заключенные, больные туберкулезом. В рассчитанной на 1200 “мест” колонии отказываются принимать пищу 187 человек. Это официальные данные начальства. по словам самих осужденных, голодающих гораздо больше.

Больные заключенные в знак протеста “усилили” свой режим

Начиная с 4 июня часть зеков не появляется в столовой на завтраках, обедах и ужинах. Основными причинами, побудившими осужденных к забастовке, является неудовлетворительное, с их точки зрения, питание, необеспечение законных жилищно-бытовых условий содержания и плохое обращение с ними со стороны администрации учреждения. Голодающим удалось передать полный список своих претензий в краевую комиссию по правам человека. По словам заместителя председателя этой комиссии Бориса Минцева, помимо вышеизложенных требований в обращении осужденных содержится еще ряд “пожеланий”. В частности, в колонию в Заводском прибывают люди, осужденные к отбыванию наказания в колониях общего, строгого и особого режимов. Содержатся же все они вместе, что противоречит закону. Осужденные также просят обращаться с ними в соответствии со статусом больных, обеспечить им не формальное, а полноценное лечение, строго разграничить деятельность медперсонала и охранников, наконец, пресечь беспредел со стороны “самодеятельных организаций в колонии”. По мнению большей части отбывающих наказание граждан, последние занимаются только доносами и рукоприкладством, однако пользуются расположением со стороны начальства спецучреждения.

Борис Минцев, который лично выезжал на место голодовки, сообщил, что комиссия по правам человека уже направила копии обращения осужденных в краевую прокуратуру и управление здравоохранения администрации Приморского края. Там должны дать соответствующую оценку требованиям голодающих и найти возможность решить проблему. Комиссия по правам человека, в свою очередь, намерена держать ситуацию под контролем.

Кстати, как рассказал еще в январе этого года на специальном совещании заместитель начальника управления исполнения наказаний Минюста России Юрий Кузнецов, закупка лекарственных препаратов действительно затруднена из-за отсутствия регулярного федерального финансирования. Интересно и то, что в 1998 году в 47-й колонии было зарегистрировано 19 случаев распития спиртных напитков осужденными, отмечались также отказы от исполнения требований надзирателей.

Вчера утром начальник УИНа Валерий Иноземцев сообщил корреспонденту “В”, что ситуация, сложившаяся в колонии в Заводском, находится под контролем руководства спецучреждения. “Подобные недовольства время от времени происходят во всех колониях. Со своей стороны могу отметить, что все осужденные 47-й колонии обеспечены полноценным питанием и квалифицированной медицинской помощью”, - сказал Валерий Степанович. Более подробно прокомментировать обстановку он согласился после того, как “во всем разберется прокуратура”.

Между тем в распоряжении редакции “В” есть письмо прокурора Приморья Валерия Василенко председателю краевой думы Сергею Дуднику. В документе от 2 сентября 1998 года говорится, что “в учреждениях уголовно-исполнительной системы края сложилось критическое положение с обеспечением продовольствием осужденных и следственно-арестованных лиц”. После анализа ситуации прокурор края делает вывод, что “в случае непринятия экстренных мер отсутствие питания для спецконтингента может реально привести к выходу ситуации из-под контроля, голодным бунтам заключенных, массовым беспорядкам в исправительных колониях и следственных изоляторах и другим чрезвычайным происшествиям с тяжкими последствиями”. Озабоченность прокуратуры положением дел в колониях нашла свое отражение в обращении думы Приморского края к тогдашнему премьеру Евгению Примакову.

Действительно, финансирование колоний повсеместно оставляет желать лучшего. Приморское управление исполнения наказаний делает все возможное для обеспечения нормального питания осужденных. Во всех учреждениях организовано собственное хлебопечение, налажен выпуск кондитерских изделий, макарон, муки, есть подсобные фермы. Однако, как показывает забастовка в 47-й, ситуация далека от идеальной. Вопрос с голодовкой, конечно, “урегулируют”, вот только кто сможет поручиться, что аналогичная ситуация не возникнет в скором времени в другом спецучреждении.

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"