Дальневосточную базу флота притопили валютными долгами

Сегодня в краевом арбитражном суде назначено рассмотрение дела о введении конкурсного производства в ОАО "Дальневосточная база флота по добыче и обработке морепродуктов". На судебном заседании решится вопрос о продаже социально значимого для Приморья рыбацкого предприятия с молотка "целиком и полностью"

9 июнь 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №605 от 9 июнь 1999

Сегодня в краевом арбитражном суде назначено рассмотрение дела о введении конкурсного производства в ОАО "Дальневосточная база флота по добыче и обработке морепродуктов". На судебном заседании решится вопрос о продаже социально значимого для Приморья рыбацкого предприятия с молотка "целиком и полностью"

Участие в деле раздела ДВБФ сына представителя президента РФ в Приморье придало ситуации особый чекистский колорит

Кризисный курс

Передел собственности в ДВБФ сопровождается чередой громких скандалов. Не стало исключением и состоявшееся 20 мая в Зарубино последнее собрание кредиторов. Часть из них, как уже сообщал "В", в знак протеста против "внешней политики" команды внешнего управляющего Александра Сукача покинула зал заседаний.

Напомним, что на предыдущем совете кредиторов в протокол собрания были включены два принципиальных предложения. По инициативе краевой администрации и властей Хасанского района кредиторы приняли решение проводить конкурсную распродажу имущества ДВБФ, если до нее дойдет дело, через Фонд имущества Приморья. По мнению представителей бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов, такой подход к организации торгов должен обеспечить законность сделок.

Кроме того, поскольку Дальневосточная база флота является градообразующим и социально значимым для Хасанского района предприятием, краевая и местная администрации “застолбили” в протоколе собрания право от имени части кредиторов выйти в арбитражный суд с предложением о продлении внешнего управления. Сомнения в том, что продажа реально поможет ДВБФ, высказали и представители Славянского СРЗ и ПТУС “Приморрыбпрома”. Под поручительство муниципальных и краевых властей предполагалось продлить внешнее управление, плотнее заняться производственно-хозяйственной деятельностью и детальнее разобраться в ситуации. Казалось бы, “консенсус достигнут”, но уже на следующем собрании кредиторов оба предложения были успешно отменены.

Преодолеть “вето” местных властей сторонникам продажи базы флота особого труда не составило. Еще в декабре, когда часть участников процесса попыталась выразить г-ну Сукачу недоверие, арбитражный управляющий представил их вниманию новый реестр кредиторов, в котором в качестве главного “добытчика и обработчика” неожиданно всплыла южнокорейская фирма “Ду Нам”. Скромная доля иностранного партнера в задолженности ДВБФ после перевода в рубли по новому курсу Банка России выросла с 4,38 до 63 процентов. Этого вполне достаточно, чтобы затормозить любое предложение иных кредиторов, прежде всего представителей бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.

Плавающие печати

Механизм реструктуризации внешнего долга раскрывает глава администрации Хасанского района Анатолий Мельниченко, который обратился с заявлением в прокуратуру, УФСБ и УВД Приморского края. “24.06.98 г. арбитражный суд на основании ходатайства муниципального образования продлевает внешнее управление по 25 июня 1999 года и утверждает план финансового оздоровления градообразующего, социально значимого предприятия в селе Зарубино - ОАО “ДВБФ”. Согласно реестру кредиторов, утвержденному судом, наиболее крупными кредиторами акционерного общества являлись: федеральный бюджет - 13,2, краевой бюджет - 7,69, Пенсионный фонд - 23,68, ФОМС - 4,38, “Агропромбанк” - 8,14, Славянский СРЗ - 7,73, южнокорейская компания “Ду Нам Ко., ЛТД” - 4,38 процента. Причем все документы, связанные с банкротством ОАО “ДВБФ”, протоколы, утвержденные требования кредиторов находятся в арбитражном суде.

Участвуя в разработке мероприятий, позволяющих стабилизировать работу базы флота и возврат денег в бюджет и Пенсионный фонд, местные власти ходатайствуют о продлении внешнего управления, так как сегодня от собственников предприятия получены гарантии передачи акций в залог администрации муниципального образования. Однако 12 августа 1998 года арбитражный суд полностью меняет утвержденный самим же судом план финансового оздоровления и назначает внешним управляющим ОАО “ДВБФ” Александра Сукача. Используя валютные требования иностранных компаний, он формирует новый реестр кредиторов, в котором южнокорейская фирма “Ду Нам” становится главным конкурсным кредитором с 63 процентами голосующих требований! Стоит отметить, что с момента введения внешнего управления в ОАО “ДВБФ”, а именно с мая 1996-го по август 1998 года компания “Ду Нам” никаких требований по изменению реестра не выдвигала и всегда была согласна со своей суммой требований, составляющих 4,38 процента от всей голосующей суммы.

Новый внешний управляющий А. Сукач “неожиданно” обнаруживает акт сверки между ОАО “ДВБФ” и южнокорейской компанией “Ду Нам” и “добровольно”, не пытаясь даже разобраться, признает (!) требования иностранной фирмы в сумме 3 618 698 долларов США. “Государственного человека” А. Сукача, стоящего на страже интересов всех кредиторов, в том числе и государственных органов, не смущает тот факт, что акт сверки подписан 11.05.96 г. исполнительным директором ОАО “ДВБФ” Н. Коваленко, который одновременно является... и генеральным представителем в России южнокорейской компании “Ду Нам” (Н. Коваленко, как представитель “Ду Нам”, голосует за банкротство и распродажу имущества ОАО “Приморрыбпром”, ОАО “Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота”).

Г-на Сукача также не смущает, что на акте сверки от 11.05.96 г. стоит “старая” печать предприятия, которая с февраля 1996 после перерегистрации предприятия утратила юридическую силу. И главное, как “государственный человек”, А. Сукач обязан был разобраться с требованиями иностранного кредитора, обратив внимание на тот факт, что предыдущий внешний управляющий ОАО “ДВБФ” не признает и опротестовывает претензии компании “Ду Нам” в сумме 3 618 698 долларов. При этом в деле даже есть ходатайство самой южнокорейской фирмы, в котором указаны требования только в сумме 1 500 000 долларов.

В настоящее время программа “оздоровления” градообразующего предприятия в Зарубино ускоренными темпами раскручивается по сценарию ОАО “Приморрыбпром”, ОАО “ВБТРФ”. По нашему мнению, г-н Сукач и стоящие за ним “люди” стремятся только к одному - развалить рыбопромышленную отрасль Приморья. (Интересно отметить тот факт, что в настоящее время А. Сукач является также конкурсным управляющим АО “ПСМО-25”, и его “эффективным действием” является продажа за границу уникального плавучего крана “Черноморец”, находящегося в отличном рабочем состоянии, по цене металлолома. При этом А. Сукач имеет во Владивостоке свое представительство, которое находится в офисе Р. Кондратова и Д. Дремлюги. Акционеры и кредиторы ПСМО-25 пытались остановить “высокоэффективную” продажу уникального оборудования и в настоящее время ходатайствуют в арбитражном суде о снятии г-на Сукача с должности конкурсного управляющего.)

Прокуратурой края возбуждено уголовное дело, расследование поручено следственному управлению УВД Приморья. “Учитывая то обстоятельство, что Хасанский район является одним из основных регионов по добыче и переработке рыбопродукции в крае, прошу остановить процесс банкротства ОАО “ДВБФ”, освободить от занимаемой должности арбитражного управляющего А. Сукача на время расследования уголовного дела, а также создать следственно-оперативную группу из числа всех силовых ведомств и общими усилиями положить конец разбазариванию рыбного хозяйства”.

Дел, непосредственно связанных с добычей и обработкой морепродуктов, на ДБВФ сейчас гораздо меньше, нежели судебных. Начиная с мая 1996 года свои способности здесь испытали три внешних управляющих, но кредиторская задолженность при их непосредственном участии только увеличилась, достигнув 101 млн. рублей (из них более 70 млн. - южнокорейской компании “Ду Нам”). Это уже признано арбитражным судом. Характер взаимоотношений деловых партнеров передает другой официальный документ, направленный в правоохранительные органы бывшим внешним управляющим акционерного общества Валентином Паком. Некоторые оппоненты Пака поспешили отнести выдвинутые им обвинения в разряд “политической конъюнктуры”, но если речь здесь и можно вести о политике, то скорее о “новой экономической”, вполне типичной при переделе собственности через процедуру банкротства.

С “коммунистическим” приветом

Тот факт, что в скандал вокруг ДВБФ оказался замешан сын бывшего представителя президента РФ в Приморье генерала Кондратова, только придал заварухе в Зарубино особый чекистский колорит.”Я, Пак Валентин Петрович, являюсь совладельцем открытого акционерного общества “Дальневосточная база флота по добыче и обработке морепродуктов”. В настоящее время в ОАО “ДВБФ” введена процедура внешнего управления. В августе 1997 года по предложению Руслана Викторовича Кондратова, сына начальника управления Федеральной службы безопасности РФ по Приморскому краю, которому я доверил оперативное управление производственно-коммерческой деятельностью ОАО “ДВБФ”, были заключены контракты на ремонт БМРТ “Коммунист” и по совместной деятельности БМРТ “Сибиряк” с иностранными фирмами.

После заключения указанных контрактов Р. Кондратов предложил мне продать суда “Коммунист” и “Сибиряк”. Но я отказался это делать, так как видел незаконность этих действий в связи с отсутствием согласия собрания кредиторов на отчуждение этих судов. Я дал указание оформить суда “Коммунист” и “Сибиряк” по контрактам на ремонт и задекларировать в Хасанской таможне режим временного вывоза их за границу, что и было сделано.

Однако, когда истек срок временного вывоза судов, ни “Коммунист” в апреле 1998 г., ни “Сибиряк” в июле 1998 г. не были возвращены в Российскую Федерацию. Тогда я обратился к Кондратову, ответственному за исполнение контрактов по этим судам, за разъяснениями. Кондратов заявил мне, что я, Пак В. П., продал эти суда и он, т.е. Кондратов, якобы уже передал мне за них деньги. В подтверждение этих слов Кондратов, не выпуская из своих рук, показал мне какие-то контракты, как будто бы относящиеся к продаже этих судов, но в руки мне их не дал, и что в них написано действительно, я не имею представления.

После этого Руслан Кондратов неоднократно угрожал мне преследованием со стороны своего отца - генерала ФСБ, представителя президента РФ по Приморскому краю, а также со стороны возглавляемого им краевого управления Федеральной службы безопасности возбуждением уголовного дела в отношении меня по надуманным основаниям.

По настоянию Р. В. Кондратова, с использованием подставных лиц была создана компания “Акваресурсы”, фактическим владельцем которой является Кондратов. Эта компания получила от ОАО “ДВБФ” в 1998 году в аренду с последующим выкупом (бербоут-чартер) следующие суда: МТС “Осуга”, “Опарино”, “Осинки”, СРТМ “Рублево”, ПТРК “Кировский”, “СЛВ 311”. Реальная стоимость судов составляет 132 миллиона деноминированных рублей. Стоимость судов по контрактам бербоут-чартера составила 8 миллионов деноминированных рублей. Реально уплачено всего 2,5 миллиона рублей. Таким образом, стоимость судов оказалась значительно занижена, что должно было повлечь в случае исполнения задуманной операции большие убытки для ОАО “ДВБФ”. Вследствие этого я отказался подписать приказ о снятии с баланса ОАО “ДВБФ” указанных судов и потребовал пересмотра крайне убыточных договоренностей”. Но вскоре, как мы уже знаем, “пересмотрели” самого Валентина Пака, а вместе с ним и план внешнего управления предприятием.

Его преемник Александр Сукач, внеся свой вклад в дело вывода базы флота из кризиса, на недавнем собрании кредиторов заявил о необходимости открытия конкурсного производства, то есть продажи предприятия. Ситуация, по его мнению, требует срочных, серьезных мер. Темпы роста производства остаются ниже темпов кредиторской задолженности, сокращается число работников. Все денежные расчеты затруднены. Предприятию, по словам г-на Сукача, сложно работать в условиях, когда фискальные органы постоянно обкладывают счета, когда активно действуют судебные приставы. При этом Александр Сукач подчеркнул, что он против распродажи предприятия по частям, а успешная продажа ДВБФ как целого бизнеса не только погасит кредиторскую задолженность, но также очистит счета предприятия. Это позволит новым хозяевам работать с нуля, в свободном режиме. Александр Сукач также заявил, что уже есть конкретные потенциальные покупатели - как среди иностранных, так и среди российских компаний.

Противники распродажи предприятия в этом не сомневаются, учитывая, что решение предыдущего совета кредиторов об обязательной организации торгов через краевой Фонд имущества успешно отменено, а конкурсным управляющим стал сам Александр Сукач. “У предприятия есть шансы выплыть, но любая помощь со стороны муниципальных и краевых властей, готовых предоставить свои гарантии, с ходу отвергается. Почему? Группа “предприимчивых предпринимателей” решила захватить имущество, которое ей никогда не принадлежало. Они не собираются кормить село, возрождать производство. У них иные цели - взять контроль над предприятием и продать его с молотка”, - считает председатель краевого комитета рыбного хозяйства Владимир Сидоров. По его словам, администрация края и муниципальные власти намерены добиваться решения арбитражного суда о продлении внешнего управления на ДВБФ как градообразующем, экономически и социально значимом для Хасанского района и всего Приморья предприятии.

А маленькое рыбацкое село, угодившее в большой передел, буквально замерло. В схватке за собственность Дальневосточной базы флота лихие бойцы не заметят, что “зарубят” Зарубино.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, "Владивосток"