Очистка пошлиной

Ровно 100 лет назад, 4 июня 1899 года, император Николай II высочайшим повелением утвердил постановление Государственного совета “Об изменениях в устройстве таможенного надзора в Сибири”. После выхода в свет этого документа во Владивостоке учредили должности таможенных чиновников “для осмотра и очистки пошлиной” ввозимых товаров

4 июнь 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №603 от 4 июнь 1999

Ровно 100 лет назад, 4 июня 1899 года, император Николай II высочайшим повелением утвердил постановление Государственного совета “Об изменениях в устройстве таможенного надзора в Сибири”. После выхода в свет этого документа во Владивостоке учредили должности таможенных чиновников “для осмотра и очистки пошлиной” ввозимых товаров

Сегодня дальневосточной таможне исполняется 100 лет

Однако свою историю таможня стала вести гораздо раньше. Огромная территория Приамурья и Приморья после подписания Айгунского и Пекинского договоров с Китаем отошла к России. Во второй половине прошлого века возникла необходимость предупредить массовый поток контрабанды из Маньчжурии. Эту задачу возложили на пограничную стражу и отряды Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Транссибирская магистраль дала возможность продвинуть на Дальний Восток товары из Европы и центральной части империи. А введение порто-франко (беспошлинного ввоза грузов) в портах Приморья насыщало регион азиатской продукцией.

Первым официальным таможенником во Владивостоке можно считать чиновника четвертого класса Григоровского (он отправил в Хабаровск в канцелярию Приамурского генерал-губернатора донесение о вступлении в должность с 14 марта 1900 года для осмотра товаров и взимания пошлин в морском торговом порту). Уже в следующем году с 1 января порто-франко в Приморье закрывается.

После этого в нашем городе начинается создание таможни 1-го класса. Свой отсчет таможня Владивостока берет от 23 мая 1901 года, и совсем недавно ей исполнилось 98 лет. Буквально несколько человек умудрялись поставить заслон для контрабандных поставок чая, мануфактурных и галантерейных изделий, спиртных напитков, табака и опия.

Затем грянула русско-японская война, и на некоторое время во Владивостоке вновь вводилось порто-франко. Оно длилось недолго. Однако затем местным купцам удалось добиться беспошлинного ввоза машин и стекла, мяса и сала, чая и молока, овощей и фруктов. Не удалось коммерсантам добиться дешевого завоза электроприборов и изделий из бумаги. Такое положение существовало до первой мировой войны. В промежутке еще местным таможенникам дали на откуп право досматривать и исчислять пошлины с “посылок, следующих из Западной Европы”.

До революции на Дальнем Востоке действовал Приамурский таможенный округ. В его состав входили Благовещенская, Кяхтинская, Пограничная, Владивостокская, Маньчжурская и Николаевская таможни, а также заставы Актинская, Бодайбинская, Владимиро-Александровская, Джиндинская, Иманская, Тернейская, Нахтуйская, Олочинская, Полтавская, Усть-Уровская, Хабаровская, Шкотовская, в лимане Амура, в заливе Де-Кастри и Императорской гавани.

При советской власти управляющим таможней был назначен Матвей Корелов, он и его соратники по новой создавали всю структуру таможни, которая в тот момент замыкалась на наркомат внешней торговли СССР. Уже тогда была введена единая форма для сотрудников. Во Владивостоке в тридцатых годах создали две оперативные группы. Первая, грузовая, занималась пропуском в обе стороны границы внешнеторговых грузов и транзита. Вторая, корабельно-пассажирская, досматривала и оформляла пароходы, моряков и пассажиров, почтовые отправления. Затем на протяжении многих лет на руководство Владивостокской таможни возложили ответственность за деятельность всех остальных подразделений в регионе.

Новейшая история берет свое начало с 7 августа 1990 года - после создания Дальневосточного таможенного управления. Первым его руководителем стал Олег Свиридов. Сейчас в зону ответственности ДВТУ входят Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская, Камчатская, Магаданская и Еврейская автономная области, Саха-Якутия и Чукотка с площадью 6,2 миллиона квадратных километров (более одной трети всей территории России). Протяженность внешней границы Дальнего Востока составляет 25575 км, из них сухопутная с Китаем и Северной Кореей - 2 575 и морская - 23 000 км.

В составе управления находятся 20 таможен, включая Дальневосточную оперативную, 39 постов и 84 пункта пропуска. Большая их часть расположена в Приморье, Хабаровском крае и Сахалинской области, поскольку здесь расположено 90 процентов участников внешнеэкономической деятельности, а удельный вес в общем объеме внешнеторгового оборота превышает 80 процентов.

Редакция газеты “Владивосток” от всей души поздравляет таможенников Дальнего Востока с их юбилеем.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток", Михаил ГОТЕНКО (фото), специально для "В"