“Яблоко” от яблони недалеко падает

Нынешний год станет последним в четырехлетнем сроке деятельности Государственной думы России. В декабре, отложив в сторону домашние дела, мы направимся к избирательным урнам, чтобы вновь выбрать себе достойных представителей в законодательный орган страны. И хотя до официального объявления выборного марафона еще много времени, некоторые политические силы уже заактивничали, пытаясь где реальными делами, а где и громкими заявлениями привлечь к себе внимание избирателей.

1 июнь 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №600 от 1 июнь 1999

Нынешний год станет последним в четырехлетнем сроке деятельности Государственной думы России. В декабре, отложив в сторону домашние дела, мы направимся к избирательным урнам, чтобы вновь выбрать себе достойных представителей в законодательный орган страны. И хотя до официального объявления выборного марафона еще много времени, некоторые политические силы уже заактивничали, пытаясь где реальными делами, а где и громкими заявлениями привлечь к себе внимание избирателей.

Критик правительственных начинаний

Больше всех, пожалуй, активизировалось сейчас движение “ЯБЛоко”, лидер которого Григорий Явлинский заявлял о своих намерениях баллотироваться на пост президента России. “Оживление” этого политика имело, к сожалению, только негативные последствия для страны. Многие справедливо причисляют Явлинского к главным зачинщикам недавней отставки Примакова. Несмотря на то, что кабинету министров Евгения Максимовича удалось добиться стабилизации и заметного роста экономики, Явлинский был самым рьяным критиком всех правительственных начинаний и шагов и не скрывал своих планов – отставка правительства. Для достижения своей политической цели Явлинский, забыв об обидах, даже встретился с президентом Ельциным, дабы донести до него свою точку зрения о вредности дальнейшего пребывания Примакова во главе кабинета министров. Для многих эти антипримаковские демарши выглядели просто шокирующе: именно Явлинский первым предложил кандидатуру главы российского МИДа на ответственный пост председателя правительства. Объяснение этому неожиданному поступку пришло позже, когда стало известно, что кандидатура Явлинского рассматривалась для вхождения в состав нового правительства. Если это действительно так, то последовательная критика Явлинским правительства была лишь частью грубой, но эффектной “расчистки места” в правительстве для себя и своих соратников по демлагерю. Кто же такой этот Явлинский и чем себя зарекомендовал на “сцене парадоксов”, которая именуется политикой?

Не будем кривить душой, Григорий Алексеевич Явлинский - это особое, можно сказать, феноменальное явление. Большинство его сторонников отзывается о нем как об особо честном человеке с безупречной репутацией и обширными экономическими знаниями. Некоторые настолько тесно связывают эти качества с именем главного яблочника, что иногда кажется: еще немного, и Явлинский достигнет популярности Христа. На самом деле этот положительный образ меньше всего обязан личным качествам самого Григория Алексеевича. Он лишь раньше всех осознал перспективность работы с предвыборными имиджмейкерами и благодаря удачным рекламным кампаниям создал себе столь положительный образ в глазах российского избирателя.

К Явлинскому обычно относятся либо положительно… либо вообще никак. Для многих он до сих пор темная лошадка, которая скачет в неизвестную сторону. Наверное, именно поэтому рейтинг Явлинского пребывает на столь низкой отметке: даже в самые удачные для себя времена он не набирал на выборах больше 6 процентов голосов российских избирателей. Все же для большинства голосующих кажутся весьма неубедительными те предвыборные шаги и политические мифы, которые сознательно создаются яблочными имиджмейкерами последние несколько лет. Хотя их в последнее время было немало…

МИФ ПЕРВЫЙ, или Композитор экономических реформ

Политическая карьера Григория Явлинского началась на гребне перестройки, когда остро встал вопрос об отказе от социалистического планирования и изменении экономического курса СССР. Тогда решением советского правительства была создана Государственная комиссия по экономической реформе, в которую вошел Явлинский. И вот весной 1990 года из-под пера этого малоизвестного, но амбициозного экономиста вышла программа экономического развития, названная автором по количеству суток, отпущенных на ее выполнение - “500 дней”. В основе проекта лежало заключение договора суверенных республик об экономическом союзе, приватизация государственных предприятий, урезание расходов на армию, либерализация экономики и ценовой политики. Во всех своих выступлениях Явлинский утверждает, что его программа была незаслуженно проигнорирована Верховным советом СССР. Но это не совсем так.

Программа с самого начала была просто невыполнима. Специалисты, изучившие ее, сделали однозначный вывод - предлагаемый план реформирования экономики абсолютно утопичен и нереален. Мало кто из народных депутатов, которым был направлен документ, мог понять, как можно за столь краткосрочный период совершить в буквальном смысле революцию и превратить сверхцентрализованную экономику СССР в “высокоэффективный рыночный механизм”. Этого, впрочем, не смогли уразуметь и коллеги Явлинского - экономисты.

Скоротечность была не единственным изъяном “500 дней”. По свидетельству экспертов, эта программа была подобна ситуационной игре по преодолению препятствий, которые на каждом этапе становились все сложнее и сложнее. Поскольку выполнение каждой новой задачи было невозможно без решения предыдущей, программа, рискни правительство воплощать ее в жизнь, запнулась бы уже на десятый день. К счастью, к реализации этого смелого эксперимента так и не приступили, хотя само обнародование проекта программы имело неожиданный международный резонанс. Как значилось в заключении совета деловых кругов Японии, анализ “500 дней” показал, что “в окружении политиков реформаторского толка нет людей, разбирающихся в экономике, а особенно - в рыночной”.

Единственный, кто сумел заработать на этой программе дивиденды, был ее автор. Популизм с лихвой компенсировался прожектерством, и с помощью “500 дней” Явлинский наработал себе первоначальный политический капитал. И когда он выдвинул свою очередную, такую же нереальную программу реформ “Согласие на шанс”, его имя было уже на слуху. Разработанная Явлинским при поддержке американских экономистов в 1991 году, она предусматривала крупный денежный кредит России со стороны западных держав - 150 миллиардов долларов. Новый проект был столь же утопичен, сколь и непродуман. Достаточно вспомнить, что за последние десять лет такую крупную помощь России никто так и не предложил, к тому же еще неизвестно, какой страшной зависимостью обернулся бы для нашей страны столь масштабный заем. Нынешний 90-миллиардный внешний долг России грозит обернуться финансовым дефолтом, и вполне вероятно, что из запланированной Явлинским долговой ямы Россия уж точно никогда бы не выбралась.

МИФ ВТОРОЙ, или Человек в белых перчатках

“Он человек чистый, незапятнанный”, - говорила в свое время о Григории Явлинском эпатажная демократка Валерия Новодворская. Явлинский, не стесняясь, вторил этим словам.

“Я хочу остаться в белых перчатках. Это правда. Хочу”, - объявлял он свое политическое кредо. И ему верили. По данным последних социологических исследований, большинство его сторонников видят в нем прежде всего “честного политика”, не запятнавшего себя коррупцией и сомнительными деловыми связями.

К сожалению, нельзя жить в полном вранья и несправедливости политическом сообществе и оставаться вне его. Явлинский – не монах и никогда политических тусовок не чурался, хотя и подчеркивает, что ни от кого не зависит.

Но все его слова - не более чем “работа на публику”. Сейчас даже школьнику известно, что для политического долголетия нужен не только талант популиста, но и крупные денежные вливания. Наверняка Явлинский лежал бы сейчас в пантеоне российской политики вместе с другими деятелями постгорбачевской эпохи, не имей он мощного экономического прикрытия со стороны российских нуворишей. На прошлых парламентских и президентских выборах предвыборная кампания “ЯБЛока” была профинансирована целым рядом коммерческих банков. Конечно, никто не мог запретить руководству МЕНАТЕПа и “Инкомбанка” вкладывать деньги в политику. Да и в убытке они от этого явно не остались, и вот почему.

Финансовым структурам выгодно присутствие во властных структурах России предсказуемого и зависимого от них Явлинского для продвижения своих интересов, именно на нем строит свое политическое влияние руководитель медиа-группы Владимир Гусинский, “раскручивающий” сейчас яблочного лидера на своем телевидении НТВ. Кроме того, как выяснила Счетная палата РФ, спонсором Явлинского является и нефтяная компания “Лукойл”, которой “Яблоко” помогает в Государственной думе. По данным других компетентных источников, контролируемая “политиком с безупречной репутацией” фракция вот уже несколько лет лоббирует либерализацию системы землепользования в России, что крайне выгодно американским и западноевропейским нефтяным корпорациям.

МИФ ТРЕТИЙ, или Особый путь Григория Явлинского

Политический путь Явлинского, несмотря на обилие пикантных сюжетов, все же скучен и однообразен. Менялись декорации, приходили и уходили правительства, оставалась неизменной лишь позиция автора 500 дней, который проповедовал свою линию самодостаточности и исключительности. Эта самодостаточность, кстати, всегда являлась камнем преткновения для политологов, пытающихся определить, к какому лагерю - левому или правому - относится движение “ЯБЛоко”. Сам он причисляет себя к центристам, но это верно лишь отчасти. Явлинский действительно центрист, но в другом, нетрадиционном понимании этого слова. Скорее он человек, нескромно считающий себя центром политической вселенной, чем политик, имеющий умеренные взгляды.

Последние несколько лет Григорий Явлинский тщетно пытается внушить своим избирателям, что существует громадная пропасть между его точкой зрения и взглядами правых радикалов типа Гайдара, Ясина, Чубайса. Но на поверку оказывается, что вражда с младореформаторами - всего лишь ловкий политический трюк. Эксперты отмечают, что экономические программы Явлинского и ультраправых схожи как близнецы-братья, а электорат “ЯБЛока” на выборах 1995 года - это избиратели гайдаровского “Выбора России” в 1993-м. Кроме того, между станом реформаторов и лагерем яблочников происходит весьма интенсивный кадровый обмен, в результате которого место политического жительства сменило уже немало политиков. Переход яблочника Немцова от Явлинского к Чубайсу - всего лишь штрих в отношениях двух идеологически родственных течений… Их близость выявилась и в совсем недавней истории по снятию Евгения Примакова с должности премьер-министра России. Фракция “ЯБЛоко” вместе со своим лидером пела практически в унисон с гайдаровским “Правым делом”, требовавшим сменить кабинет министров. Сегодня уже никто не сомневается, кому и зачем была выгодна отставка правительства Примакова: отлученным от кормушки ГКО и МВФ, лишенным реальной власти демократам. Почему господин Явлинский сыграл роль первой скрипки в этом оркестре? По его словам, все дело в злоупотреблениях, захлестнувших российскую политическую элиту. Сомнительно, что эти объяснения имеют реальную подоплеку. Почему вдруг “принципиальный” Явлинский молчал о фактах коррупции в правительствах Гайдара, Черномырдина или Кириенко? Отчего вдруг такая избирательность?

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ, или Политический закат?

Григорий Явлинский - долгожитель на российской сцене: нынешний год станет десятым в его политической карьере. Еще в демократически-романтичном 1990-м он стал зампредом правительства России, но после провала “500 дней” ушел в отставку. С тех пор Явлинский больше не занимает никаких постов в кабинете министров, хотя, как сообщали средства массовой информации, такие предложения ему делались неоднократно. По мнению многих, такая позиция объясняется отсутствием у лидера “ЯБЛока” реальной программы по выходу из кризиса и страхом за свое политическое будущее. Ведь что будет, если “экономический гений”, получивший реальную власть, не сможет вывести из кризиса или даже ухудшит ситуацию в стране? Поводов для этого больше чем достаточно, тем более в последнее время Явлинский вообще занимался чем угодно, только не экономическими разработками. Потому притягательным для Явлинского выглядит лишь кресло президента или в худшем случае премьер-министра России. Занимая эти должности, проще всего сваливать свои экономические провалы на подчиненных. Нынешний президент это убедительно доказал.

Впрочем, несмотря на серьезные амбиции, шансов занять столь высокий пост у Явлинского просто нет. Во-первых, крест на политической карьере Явлинского ставят его крайняя импульсивность и отсутствие какой-либо последовательности. Никому не известны реальные дела главного яблочника, зато все прекрасно осведомлены о его метаниях из стороны в сторону и участии в закулисных интригах в Госдуме.

Во-вторых, лидер “ЯБЛока” рискует оказаться вскоре в полном одиночестве и не сможет получить поддержки со стороны других сил. Противясь заключению политических союзов и критикуя всех вокруг себя, он уже завоевал себе славу сноба и высокомерного честолюбца. Вряд ли это притягивает к себе потенциальных союзников. Некоторых смущает также его крайняя обидчивость. “Он не будет держаться за кресло президента, а при неудаче просто подаст в отставку и убедительно объяснит, почему не получилось и кто виноват”, - заметил историк Рой Медведев.

Но самое главное, у него отсутствует реальный опыт хозяйственного управления. Он принадлежит к той же плеяде завлабов, которые пытались внедрить на экономическом пространстве страны свои теории и потерпели поражение. Широко известный опыт нижегородских реформ, проводившийся по рецептам Явлинского, оказался всего лишь неудачным рекламным трюком - экономический кризис в этом регионе столь же масштабен, что и в соседних областях и республиках. Так получилось, что Григорию Явлинскому не приходилось за свою политическую десятилетку заниматься конкретной практической работой. Для него главное начать, довести же дело до конца у него никогда не получалось. Вряд ли кто сможет назвать хотя бы один реальный результат активной политической деятельности Явлинского. Как это ни прискорбно для него, все тонуло в словоблудии…

Возможно, эти качества не имеют значения у лидера немногочисленной депутатской фракции в Госдуме, но руководитель-практик с таким опытом работы и человеческими слабостями нанесет стране только вред. Тем более сейчас, когда России нужна настоящая работа государства, а не пустые предвыборные обещания. В том, что этим все и закончится, сомнений нет.

Четыре года назад Григорий Явлинский совершил предвыборную поездку по Приморью. Он посетил Владивосток во время своего предвыборного турне по стране в 1995 году. Тогда было сказано немало комплиментов приморцам и призывов голосовать за “самое справедливое” общественно-политическое движение “ЯБЛоко”. Кто помнит сегодня его обещания всемерно способствовать экономическому развитию Дальневосточного региона? Где те льготы по энергоносителям, дотации на транспортный тариф, которые Явлинский посулил всем нам в далеком 95-м? Всеми этими проблемами занимались представители совсем других политических сил, у яблочников же дальше слов дело после выборов не пошло. Ничтожно мало сделал для Приморья соратник Явлинского – приморский депутат Глубоковский, никак не зарекомендовала себя и фракция “ЯБЛоко” в Государственной думе. Несоизмеримо масштабней багаж представителей ЛДПР и КПРФ, которые помогли и в вопросах финансирования оборонного комплекса края, и в перечислении трансфертов в Приморье.

И сейчас мы наблюдаем не просто падение доверия к Явлинскому, который на деле доказал свою практическую несостоятельность. Все на самом деле гораздо важнее: общество отвергает от себя бесплодных теоретиков, пробивающих себе дорогу в жизнь лишь ораторскими способностями и избирательными технологиями. К власти приходят практики, а значит, Россия выздоравливает.

Автор: Илья ФРОЛОВ, специально для "В"