Телевидение вчера, сегодня, завтра

Факультет журналистики, кафедра телевидения, радиовещания и технических средств журналистики ДВГУ, Творческая ассоциация журналистов Приморского края провели научно-практический семинар “Телевидение вчера, сегодня, завтра”, посвященный итогам прошедшего в Москве съезда Национальной ассоциации телевещателей и всероссийского форума “Телевызов-97”. В нем приняли участие руководители и творческие работники ведущих государственных, акционерных и частных телерадиокомпаний края.

22 янв. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №60 от 22 янв. 1997

Факультет журналистики, кафедра телевидения, радиовещания и технических средств журналистики ДВГУ, Творческая ассоциация журналистов Приморского края провели научно-практический семинар “Телевидение вчера, сегодня, завтра”, посвященный итогам прошедшего в Москве съезда Национальной ассоциации телевещателей и всероссийского форума “Телевызов-97”.

В нем приняли участие руководители и творческие работники ведущих государственных, акционерных и частных телерадиокомпаний края.

* * *

Кратким вступительным словом семинар открыл декан факультета журналистики ДВГУ Валерий Бакшин, обративший внимание на актуальность проблем, предложенных на обсуждение семинара.

- Настоящим семинаром, - сказал В. Бакшин, - кафедра телевидения и радиовещания факультета журналистики ДВГУ как бы подводит итог своей пятилетней деятельности. Ее создание было как никогда своевременным шагом, ибо новые рыночные отношения открыли пути формирования нового информационного пространства в его новой аудиовизуальной форме и потребовали глубокого анализа и обобщения новых программных форм и видов, новых технологий.

С основным докладом на семинаре выступил участник съезда Национальной ассоциации телевещателей и форума “Телевызов-97”, член правления ассоциации, президент телекомпании “Восток-ТВ”, заведующий кафедрой телевидения, радиовещания и технических средств журналистики ДВГУ доцент Валентин Ткачев.

- Эти 5 лет вместили многое, - сказал он, - вместе с распадом великой державы началась коррозия единого информационного пространства. Особенно болезненно это явление отразилось на аудиовизуальных средствах информации - радиовещании и телевидении. Болезненно, а порой смертельно отразилось потому, что технические средства и технология, без которых нет ТВ и РВ, подпали под политические пристрастия, стали растаскиваться по национальным квартирам, порой вопреки технологически здравому смыслу, выключались из технологического процесса или использовались с минимальным эффектом.

Но распад единой государственной системы в лице Гостелерадио СССР привел и к переходу от единой универсальной телерадиопрограммы к многопрограммности, а в целом государство стало переходить от метода управления телевидением, радиовещанием, да и всеми СМИ к функциям регулирования отношений между ними, где главным рычагом или средством служит лицензия. Закон о СМИ является тем главным юридическим основополагающим достижением, которое мы получили в нашей области за 5 лет демократизации. Другим не менее важным достижением в разрушении стереотипа единомыслия стало рождение множества телерадиокомпаний разного вида: естественно, государственных, которым сегодня, как ни странно, приходится бороться за выживаемость, муниципальных и общественных и, наконец, негосударственных. Негосударственные - это и акционерные, и частные. В наше время, когда развитие массовых коммуникаций и ядерной энергетики превратили земной шар в “глобальную деревню”, когда, по выражению известного авторитета в области науки о средствах и формах общения канадского ученого Маршала Макклюэна, на одном ее конце становится на мгновение ока известно все, что произошло на другом ее крае. Наряду с глобализацией стремительно разрастается локализация интересов сообщества людей. И рост числа телерадиокомпаний различных видов собственности, и появление новых видов каналов информации, в том числе и на компьютерной основе, подтверждают это. Сегодня в России свыше 1400 вещателей, из них две трети негосударственных.

В стране формируется новое информационное пространство, состоящее в том числе из многообразного телевидения. Сегодня, пожалуй, только по традиции, по наследству государственные вещатели, имеющие в своем распоряжении созданные еще при советской власти технические сети распространения программ, пользуются в этом пространстве преимуществом. Но преимущество это в дальнейшем должно превратиться в гармонию.

31 августа 1995 года была создана Национальная ассоциация телевещателей (НАТ) - некоммерческое профессиональное объединение государственных и негосударственных эфирных телевизионных компаний. В нее входят уже 111 телерадиокомпаний России, в том числе “Восток-ТВ” и ТГТРК “Владивосток”.

Приоритеты деятельности НАТ:

- представительство и защита интересов телевещателей в законодательных и исполнительных органах государственной власти (администрация президента, Государственная дума, Совет федерации, ФСТР, Министерство связи, Госсвязьнадзор, федеральные и региональные налоговые службы);

- информационное обеспечение телекомпаний в вопросах законодательства, налогообложения, технического контроля, лицензирования и др.;

- правовая поддержка;

- практическое содействие членам ассоциации в профессиональной подготовке кадров;

- расширение деловых международных контактов на рекламном и программном рынках с предоставлением возможностей всем членам НАТ.

На съезде выступил с докладом президент НАТ Э. Сагалаев, подчеркнувший, что главным направлением деятельности НАТ в 1996 году стало создание юридической правовой базы телерадиовещания.

НАТ организовала стажировку специалистов телекомпаний России на региональных станциях в США, консультации специалистов из Международного центра журналистики (Center for Foreign Journalism) на 5 станциях - членах НАТ. Договоренность НАТ с Европейской аудиовизуальной обсерваторией позволяет членам ассоциации бесплатно пользоваться услугами крупнейшего в Европе банка данных по СМИ. Группа членов правления НАТ провела рабочие встречи по изучению опыта деятельности Национальной ассоциации вещателей США (NAB). Ряд учебных пособий по деятельности телекомпаний, полученных от NAB, будут переведены и изданы для бесплатного распространения среди телекомпаний. Установлены контакты ассоциации с отделами культуры и аудиовизуальных средств зарубежных посольств в Москве и собрана база данных по программным пакетам, предоставляемым ими российским телекомпаниям.

У нас сегодня рождается и функционирует множество различного рода ассоциаций, фондов, содружеств и т. д. Но Национальная ассоциация профессиональных вещателей у нас одна - НАТ. Быть ее членом значит стать профессиональной, полноправной, юридически защищенной вещательной или производящей телекомпанией. Закон о государственной поддержке СМИ при всех его недостатках, по мнению делегатов съезда (а их было около 100 человек), тем не менее впервые устанавливает единые принципы для всех телекомпаний - и государственных, и негосударственных. Как сказал председатель комитета по информационной политике и связи Госдумы РФ О. Фенько, по мнению, сложившемуся у законодателей, этот закон надо однозначно сделать законом прямого действия и без сроков действия, другими словами, не только до 31 декабря 1998 года.

Делегатов беспокоил и монополизм связистов, в частности областных и краевых ТРЦ. По мнению В. Батюшкова, зам. министра связи, должны быть установлены, в частности, единые расценки оплаты времени загрузки передатчиков как для государственных, так и негосударственных ТРК уже в 1997 году.

В работе форума “Телевызов-97” приняло участие около 400 руководителей творческих и инженерно-технических работников телевидения. Среди них такие известные имена, как руководитель ФСТР В. Лазуткин, В. Познер, Э. Сагалаев, С. Лисовский, В. Вульф, В. Богданов, руководитель Союза журналистов России, публицист Г. Шергова, телекинорежиссер профессор И. Беляев, В. Розов - драматург, А. Симонов - председатель Фонда защиты гласности, С. Благоволин - руководитель “ОРТ”, О. Попцов. Форум пришел к выводу, что то телевидение, которое создано за 5 лет, все более становится бизнесом и все менее каналом распространения высокой культуры. Как заметил Олег Попцов, в недавнем прошлом председатель ВГТРК, а ныне политический обозреватель “Московских новостей”, “вернуть обществу то, что оно потеряло на пути реформ, - девиз хороший, но хорошо лить воду в воронку, когда под ней есть сосуд”.

Выступая на форуме, руководитель Федеральной службы телевидения и радиовещания В. Лазуткин особо отметил, что “получая лицензию на вещание, телерадиокомпания берет на себя огромную социально-общественную функцию, она должна стать партнером гражданского общества, несущим определенную социальную ответственность за последствия своей деятельности. ТВ - это не только “Поле чудес”, это еще и социальное поле. И пока оно есть, пока оно остается социальным полем, пока телевидение еще ощущает нервные окончания своей собственной страны, оно сохраняется как национальное телевидение. Если этого нет, тогда вместо ТВ у нас будет “тяни-толкай”. Ящик будет продолжать светиться, но в нем будет совсем другая жизнь”. На форуме говорилось и о том, что у журналиста внутри должно постоянно сидеть - “не навреди”, подобно клятве Гиппократа у врачей. Свобода - это прежде всего умение ограничить свою волю. Мы воспитываем клиповое сознание, когда вместо рождения мысли подкладываем зрителю мелькающие картинки. Разговор о профессионализме сегодня самый актуальный. Рынок, бизнес невольно порождают конкуренцию, превращают информацию в товар, а товар этот особый, он порождение интеллекта. И в одном случае такой товар может объективно информировать, а в другом - становится инструментом манипуляции общественным мнением.

Сегодня происходит и своеобразное разграничение полномочий родившихся станций на информационном рынке: одни вещатели, другие производители. Но такое размежевание более характерно для крупных культурных центров, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.

Участники форума заметили, что происходит размежевание интересов телевидения центра (Москвы) и регионов. И этот процесс не изолирован от общей в стране политической и экономической ситуации, а скорее результат ее. Знаменательно, что об этом говорили сами представители центра, признанные мастера экрана. Предлагалось, например, создать телеканал “Регион”. Форум осудил практику демонстраций на телеканалах нелицензионных программ, призвал ограничить объем показа иностранной телепродукции и оказывать государственную поддержку производителям отечественной телепродукции.

Участники форума были едины и в том, что, разрушив стереотипы прошлого, мы никак не можем собрать те драгоценные камни, что заложили фундамент нашей национальной культуры.

В своем выступлении “Проблемы государственного радиовещания “Поиски и решения” член президиума федерального совета руководителей региональных телерадиокомпаний, генеральный директор ТГТРК “Владивосток” Борис Максименко поддержал высказанные на съезде НАТ и форуме “Телевызов-97” идеи.

- Главным, основным пороком нашей профессиональной деятельности, - сказал он, - является отсутствие у многих наших творцов того запаса культуры, который мы называем интеллектом. Неумение осмыслить происходящее приводит порой к смещению акцентов, подмене понятий, а в конечном счете или к дезинформации, или однобокому формированию общественного мнения.

Б. Максименко много внимания уделил финансовому и материально-техническому состоянию государственных телерадиокомпаний и их месту в новом формирующемся информационном пространстве.

- Когда нас, руководителей государственного вещания, - сказал Б. Максименко, - принимал В. Черномырдин, он однозначно заявил, что государству небезразлично, что вещает государственный канал, и поэтому государство будет продолжать финансировать деятельность государственных телерадиокомпаний, в том числе и региональных. Но, к сожалению, практика свидетельствует пока о том, что мы финансируемся едва на 30 процентов, и потому вынуждены заниматься коммерческой деятельностью, изменяя, по существу, характеру и смыслу государственного вещания, его статусу. Оборудование не только морально, но и физически стареет. И все явственнее высвечивается проблема - какую организационную форму примут в недалеком будущем наши телерадиокомпании?

Сегодня одной из наших насущных забот стала забота об организации своего краевого канала вещания. Пока мы пользуемся каналом Российского телевидения. Закрывая часть его программ, мы, с одной стороны, ограничиваем права телезрителей, лишая их возможности в полном объеме смотреть российский телеканал, с другой - мы лишаем ВГТРК экономически более эффективного времени вещания. Но создание краевого канала дело не простое, все опять упирается в финансирование.

В заключение Б. Максименко сказал о том, что в крае за последние годы неизмеримо выросло число негосударственных телерадиокомпаний, не стало монополизма государственного вещания. И это хорошо. Но возрастает ответственность региональной комиссии по телерадиовещанию, которая, по существу, решает вопрос, открыть новое вещание или нет. Да, характер комиссии разрешительный, но мы должны более требовательно относиться к подателям заявлений на выдачу лицензии на вещание с точки зрения, готовы ли они профессионально разговаривать в эфире с многотысячной аудиторией. К сожалению, практика показывает обратное.

На семинаре с большим вниманием были выслушаны 2 доклада специалистов кафедры телевидения и радиовещания. “От какого наследства отказаться, что приобретать? Некоторые подходы в творческой практике телерадиокомпаний” - тема выступления старшего преподавателя, заслуженного работника культуры Российской Федерации Галины Островской.

- Художественное телевизионное вещание приобрело в России колоссальный опыт воспитания нравственности, духовности, эстетических критериев, - сказала она. По мнению докладчика, сегодня этот опыт практически не востребован. Вместо образцов искусства мы часто видим на телеэкране кинобезвкусицу зарубежного производства, образцы антихудожественной литературы на прилавках, бездушные компьютерные игры.

Все каналы современного ТВ переживают процесс, подобный стихии 17-го года, когда революционные “братки” готовы были сбросить с корабля современности Пушкина и Толстого с Достоевским.

Практически полностью отринут театр. В противовес оставшейся программе “Театр плюс ТВ” экранная политика сегодня - “ТВ минус театр”. Нынешние программные службы не обладают в достаточной мере искусством программирования. Даже в юбилей А. Фадеева местное государственное ТВ, например, показало бездарный иностранный фильм, в то время как в фондах компании есть уникальный спектакль Приморского краевого драматического театра “Разгром”. По стереорадиоканалу “Пеликан” (кстати, почему “Пеликан”, а не так популярная в наших краях “Чайка”?) во Владивостоке 9 мая в передаче, посвященной святой дате, шли только американские песни. В прайм-тайм по “ОРТ” бесконечно “плачут богатые” и “отгадывают мелодии” (при том, что эти программы обязательно повторяются днем), а высокоинтеллектуальный “Серебряный шар” идет глубокой ночью и без всякого повтора. Понятно, кто будет платить сегодня за искусство прекрасного? Ведь оно - не модное платье. Да, реклама сегодня - один из основных источников телерадиодоходов, но почему это надо делать в ущерб духовным традициям? На той же ГТРК “Владивосток” прошел профессионально исполненный конкурс “Кто откроет Америку?”. Может быть, надо прежде всего открыть забытые сокровища культуры?..

“Личность на экране” - так назывался доклад доцента кафедры, кандидата исторических наук Тамары Жариковой. Личность ведущего на экране интересна, прежде всего, своим самовыявлением. Вопрос о профессионализме ведущего сегодня встает особенно остро, ибо он, ведущий, несет с экрана свое мироощущение, предполагаемую внутреннюю культуру, умение образно осмыслить факты действительности, наконец, культуру слова. Сегодня на экране царит полифония - многоголосие индивидуальных стилей. Это, конечно же, хорошо. Но в то же время в манере ведущих присутствует и много пошлости, безвкусицы, которая вызывает у образованного зрителя телеаллергию. А ведь за мельканием все новых и новых имен протекают глубинные процессы формирования социальных и эстетических ценностей или их вытеснения. И роль ведущего в этих процессах значительно больше, чем умение “хлопотать лицом”, ибо личность ведущего должна оказывать на зрителя прежде всего интеллектуальное и нравственное влияние.

На семинаре также выступили участник всероссийского форума “Телевызов-97” директор ПКТВ Борис Ли и президент Творческой ассоциации журналистов края, директор Приморского радио Георгий Климов.

В заключение семинара его итоги подвели декан факультета журналистики ДВГУ В. Бакшин и заведующий кафедрой ТВ И РВ В. Ткачев. Участники семинара получили пакет документов съезда Национальной ассоциации телевещателей, форума “Телевызов-97” и посмотрели телевизионный фильм о рекламных клипах - призерах каннского международного фестиваля “Реклама-95”.