Осторожный оптимизм в условиях “штормового” фрахта

Во Владивостоке во дворце культуры моряков прошло очередное годовое акционерное собрание открытого акционерного общества “Дальневосточное морское пароходство”. Событие для морского города неординарное и вызвавшее немалый интерес, что, впрочем, легко объясняется, учитывая то место, которое занимает компания не только в нашем регионе, но и в стране в целом, да и на международном судоходном рынке.

25 май 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №596 от 25 май 1999

Во Владивостоке во дворце культуры моряков прошло очередное годовое акционерное собрание открытого акционерного общества “Дальневосточное морское пароходство”. Событие для морского города неординарное и вызвавшее немалый интерес, что, впрочем, легко объясняется, учитывая то место, которое занимает компания не только в нашем регионе, но и в стране в целом, да и на международном судоходном рынке.

Являясь крупнейшим и, что самое главное, своевременным (!) налогоплательщиком в бюджеты всех уровней (только в прошлом году компания перечислила в местный и федеральный бюджеты около 300 миллионов рублей), ОАО “ДВМП” сумело при этом выстоять в труднейшей ситуации, когда кризис захлестнул не только Россию, но и страны Юго-Восточной Азии - традиционный и основной район работы транспортного флота пароходства.

Вместе с тем в отчетном докладе правления компании (с ним выступил генеральный директор ОАО “ДВМП” Виктор Миськов) “О результатах работы общества в 1998 финансовом году и перспективных направлениях деятельности в 1999-2000 годах” отнюдь не звучали победные реляции и призывы трубить в фанфары. Скорее это были очень взвешенная и порой самокритичная (чего стоит одно только решение наблюдательного совета общества не выплачивать денежного вознаграждения членам совета по итогам года - в отличие, к слову сказать, от членов ревизионной комиссии) оценка той ситуации, в которой находится сегодня крупнейшая судоходная компании страны, анализ основных проблем, стоящих перед пароходством, пристрелка тех целей, к которым “ДВМП” будет двигаться завтра.

Главный вывод, который, пожалуй, можно сделать из получасового доклада правления, состоит в следующем: проблемы - как объективного, так и субъективного характера - безусловно есть, их немало, но есть и конкретные, реальные пути их решения. Тем более что даже на фоне ухудшающейся конъюнктуры в области международной торговли, падения мирового фрахтового рынка, а соответственно и стоимости флота компания сумела в очередной раз подтвердить свою финансово-экономическую стабильность и состоятельность. Произошло это во второй половине прошлого года, когда после августовского обвала финансово-валютного рынка в стране и обесценивания государственных валютных облигаций западные банки потребовали возврата 13 миллионов долларов краткосрочных кредитов, взятых под залог этих ценных бумаг. В той ситуации, когда по всей России с треском лопались коммерческие банки, пароходство в соответствии с достигнутыми договоренностями сумело за 4 месяца, т. е. до конца года, погасить 10 из 13 кредитных миллионов.

На сегодняшний день активы ОАО “ДВМП” составляют 4 миллиарда 25 миллионов рублей, при этом более чем наполовину они представлены транспортным флотом, обладающим высокой ликвидностью. Причем эти цифры не включают новый флот, приобретенный в последние годы с помощью кредитов западных банков, который оценивается в 140 миллионов долларов (более 3 миллиардов рублей), а оплаченная пароходством доля составляет порядка 40 процентов стоимости этих судов. Что касается долларовой оценки флота компании в целом, то, подготовленная консервативными брокерами Европейского банка реконструкции и развития, она составила на 1 января 450 миллионов долларов. Эта оценка, сделанная в условиях чрезвычайно низкого фрахтового рынка, явно не соответствует реальной стоимости, но даже и она, по убеждению правления общества, свидетельствует о том, что акции ОАО “ДВМП” надежно обеспечены.

Наиболее агрессивную судоходную политику компания проводит сегодня на линии США - Австралия, где задействовано лучшее ядро контейнеровозного флота; при этом здесь даже практикуется взятие в тайм-чартер контейнеровозов иностранных компаний. Так, на американо-австралийском направлении в течение уже двух лет работает “Фанал Трейдер” вместимостью в 1000 20-футовых контейнеров, который дает 2 тысячи долларов прибыли в сутки. Не менее агрессивная политика проводится и на новых для компании направлениях: не далее как 8 мая “ДВМП” открыло новую линию Гонконг - Лонгбич (США). Сейчас туда встал “Капитан Афанасьев”, следом на линию направляются 2 зафрахтованных контейнеровоза вместимостью по 1900 “ящиков”. Дополнительная прибыль от работы новой линии оценивается управленцами пароходства в 5-7 миллионов долларов в год.

Вместе с тем привлечение во фрахт судов иностранных судовладельцев говорит и о том, что компании не хватает собственного современного, конкурентоспособного флота, который был бы в состоянии обеспечить требуемый контейнерный сервис. Именно в этом направлении - реновации флота - и направлены будут в ближайшее время основные усилия правления общества. Так, в минувшем году руководством пароходства совместно с английской аудиторской фирмой “Мур Стивенс” разработан план стратегического развития “ДВМП” до 2005 года. Согласно этому плану за семь лет планируется списать 65 морально устаревших судов и приобрести 35 современных специализированных судов с высшим классом автоматизации. Предполагается, что на начало 2005 года флот компании будет состоять из судов общим дедвейтом 1187 тысяч тонн со средним возрастом чуть более 12 лет, что вполне отвечает высоким стандартам международного судоходства.

Понятно, что обеспечить выполнение этого плана в имеющихся условиях будет весьма непросто. Однако правление компании считает осуществление поставленной задачи вполне реальным делом.

Вполне естественно, что приведенные выше цифры, факты, планы отнюдь не стали откровением для большинства держателей крупных пакетов акций - представители крупных акционеров входили в состав предыдущего наблюдательного совета и участвовали в выработке и принятии основных решений 1998 года. К числу таких солидных акционеров смело можно отнести государство, которое через Госкомимущество сохраняет за собой 19,8 процента акций пароходства, АО “Фес-Инвест” - 6,9 процента, ОАО “Дальневосточный банк” - 6,1 процента, инвестиционную корпорацию “Партнерство” - 6,1 процента; иностранным акционерам, чья доля неуклонно растет, принадлежит 41,7 процента акций, и, наконец, 12,7 процента принадлежит работникам “ДВМП”.

Поэтому подавляющее большинство решений по вопросам, вынесенным в повестку дня, принималось на собрании практически единогласно - уровень проголосовавших “за” постоянно колебался в районе 99 процентов зарегистрированных на собрании голосующих акций. Кстати, об акциях - несмотря на хаос, царящий на российском финансовом рынке, на каждую из них будут выплачены дивиденды; в соответствии с предложением наблюдательного совета и решением собрания на эти цели направляется 26,7 миллиона рублей, или примерно 1,1 миллиона долларов США, что составляет более 21 процента балансовой прибыли предприятия. Как объявлено, выплата дивидендов будет осуществлена во втором полугодии этого года.

Утвердив отчет правления, заключения ревизионной комиссии и аудиторов, а также все основные предложения, вынесенные руководством компании на собрание, акционеры рассмотрели и еще один принципиальный вопрос - выборы нового состава наблюдательного совета, который в соответствии с действующим законодательством переизбирается каждый год. Как и в прошлом году, его было решено сформировать в количестве 11 человек. Внесено же было в ходе подготовки собрания 20 кандидатур. В результате голосования в наблюдательный совет вошли те, кто набрал наибольшее количество голосов. Вот новый состав наблюдательного совета ОАО “ДВМП”: максимальное количество голосов среди всех кандидатов получил генеральный директор общества Виктор Миськов, подтвердив тем самым полную необоснованность неких неясных слухов о возможных кадровых перестановках, что гуляли перед собранием; также избраны президент “Дальневосточного банка” Ядвига Добрянская, руководители ОАО “Восток-трансфлот” и ИК “Партнерство” Анатолий Милошевич, Алексей Дмитриенко и Алексей Верховский, руководитель Росморфлота, 1-й замминистра транспорта РФ Александр Луговец, замначальника департамента Минтранса Александр Жиглицкий, 1-й вице-губернатор Приморского края Геннадий Токуленко, а также 3 представителя иностранных акционеров - Эндрю Фокс, Ричард Томас и Питер Оппенгеймер.

Новый состав наблюдательного совета представляется вполне дееспособным. Вместе с тем не может не вызывать тревогу тот факт, что на этот раз в совет избран всего 1 (!) человек, непосредственно работающий в пароходстве, - это генеральный директор Виктор Миськов. Теперь очень многое будет зависеть от того, кто будет избран председателем наблюдательного совета, первое заседание которого, как предполагается, пройдет в начале июня.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"