Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Автозаправкам угрожают из собственных пистолетов

Волны разразившегося в Ленинградской области "бензинового кризиса" могут прокатиться по всей стране и накрыть Приморье. По мнению многих специалистов, перебои с поставкой нефтепродуктов в северной столице напрямую связаны с требованиями Международного валютного фонда о повышении акцизов на автомобильный бензин.

Волны разразившегося в Ленинградской области "бензинового кризиса" могут прокатиться по всей стране и накрыть Приморье. По мнению многих специалистов, перебои с поставкой нефтепродуктов в северной столице напрямую связаны с требованиями Международного валютного фонда о повышении акцизов на автомобильный бензин.

Подорожает бензин - автоматически подскочат все цены

Как заявил губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, за их увеличением последует очередной виток инфляции, поэтому представители нефтяного бизнеса "моментально стали повышать тарифы и цены на свою продукцию". Теперь вопрос с моторным топливом в РФ будет обсуждаться 17 мая в Нижнем Новгороде, где пройдет заседание комитета по экономической политике Совета федерации.

Для нашего автомобильного края это крайне болезненная тема. На Дальнем Востоке бензин и так самый дорогой по стране, и любое повышение цен на него автоматически бьет по карману всего населения. "Питерский вариант", к слову, привел к росту цен на АЗС в среднем на 25 процентов, самый ходовой бензин марки А-92 "потяжелел" на 40-45 процентов, а в некоторых случаях - в два раза.

Анализируя ситуацию, часть правительства выступила против увеличения прямых налогов на производителя и предложила "заправить" бюджет не мытьем, а катаньем. В прямом смысле, как заявил руководитель департамента по финансовому и денежно-кредитному регулированию Александр Починок, в Госдуму скорее всего в ближайшее время будет внесен проект закона о введении вмененного налога на АЗС. Видимо, предоставление нам финансовой помощи МВФ всегда увязывается с опустошением наших же кошельков.

По словам Александра Починка, расчеты параметров вмененного налога на бензозаправки еще не закончены. Вместе с тем депутаты думы Приморья уже в двух чтениях рассмотрели проект краевого закона, который предусматривает обложение АЗС непосильной данью. К чему это может привести, "В" попросил прокомментировать начальника Приморской государственной нефтеинспекции Анатолия Павко.

Госдума приняла федеральный закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” 31 июля прошлого года. К сегодняшнему дню на его базе приморские депутаты провели обсуждение краевого законопроекта уже во втором чтении. Негативные мнения на этот счет уже неоднократно высказывались предпринимателями, руководителями предприятий и организаций, занимающихся в основном торговлей промышленными и продовольственными товарами и бытовым обслуживанием населения. Однако наиболее дискриминационным законопроект, на мой взгляд, представляется по отношению к топливным компаниям и частным владельцам автозаправочных комплексов, занимающихся розничной торговлей ГСМ.

Мнение законодателя о сверхприбыльности этого бизнеса не ново. Выражалось оно в свое время при установлении стоимости патента для предпринимателей, применяющих упрощенную схему налогообложения, учета и отчетности. Так, например, в 1996-м годовая стоимость патента по различным видам деятельности составила от 20 до 80 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а для розничной торговли ГСМ - 450 МРОТ. С учетом того, что на такие суммы сборов много желающих не нашлось, в 1998 году законодатель вынужден был уменьшить ставку. Сегодня патент составляет 35-50 МРОТ для общей коммерческой деятельности и 250 МРОТ на торговлю ГСМ.

В рассматриваемом краевой думой законопроекте среди размеров базовой доходности вновь выделена розничная торговля ГСМ как особо доходная категория. Так, для различных видов коммерческой деятельности она составляет от 2000 до 18000 руб., а для розничной торговли ГСМ - 300000 руб. Эта цифра, на взгляд разработчиков проекта, соответствует годовому доходу с одного пистолета на АЗС.

По моему мнению, это не просто красивая мечта о “молочной реке с кисельными берегами” в виде налогов с топливного бизнеса, но и некоторое заблуждение в беспредельной терпимости российского гражданина.

Давайте обратимся к простым и надежным экономическим расчетам. За основу возьмем деятельность рентабельной АЗС, состоящей из двух простейших топливораздаточных колонок, на которых установлено по одному пистолету. Будем считать, что данная АЗС входит в состав топливной компании, которая передала ее в аренду частному предпринимателю.

Итак, собственно расчеты за 1-й квартал 1999 года: 1. Товарооборот - 289000 руб. 2. Собственно доход в виде 15-процентной торговой надбавки - 43350 руб. 3. Ежеквартальные расходы в виде систематических платежей - 30094 руб. В том числе: лицензия - 3800 руб., электроэнергия - 3000 руб., арендная плата за АЗС - 5200 руб., арендная плата за землю - 6000 руб., телефон - 1000 руб., обследование центром стандартизации и метрологии - 1094 руб., расходы по оплате труда - 1000-2000 руб., автоуслуги (бензовоз) - 10000 руб.

В итоге чистый доход составляет 11-12 тысяч рублей. А согласно новому законопроекту владелец этой АЗС должен получить 75 тысяч рублей единого дохода. Как видим, цифры получаются просто несопоставимые. Более того, предприниматель должен заплатить налог не по итогам работы, а в начале месяца, невзирая на наличие или отсутствие товара, необходимость ремонтных работ, возможные болезни.

Зададимся вопросом: как же ему заработать, чтобы заплатить налог и получить прибыль? Выход остается один - закрыть одну колонку с одним пистолетом и увеличить цену на ГСМ как минимум на 60-70 процентов (“репетицию” вся страна могла наблюдать на примере Санкт-Петербурга).

На территории края в настоящий момент работает около 456 АЗС, большинство из которых за последние годы заметно изменили в лучшую, современную сторону свой дизайн, расширили сферу услуг, медленно превращаясь из АЗС в автозаправочные комплексы (АЗК), удобные для потребителей. Несмотря на рост цен в первом квартале 1999 года на ГСМ, у нас не появились очереди на заправках и автолюбители не стали меньше ездить.

Крупные топливные компании края, такие как ОАО “Приморнефтепродукт”, “Находканефтепродукт”, ООО “Форвард”, “Сфера-Кард”, “Октан”, “Рэсси”, “Сфера” и другие, не строят и не конструируют свои АЗС на два пистолета, а делают комплексы, на которых 6-8 топливораздаточных колонок (ТРК).

Современные ТРК имеют 3-4 пистолета, что дает возможность им быть универсальными для отпуска вида топлива. Но это же не означает, что одновременно с одной колонки могут заправляться две или три машины. Насос на ТРК один, и качать он может только один вид топлива.

Итак, что же может произойти на топливном рынке края в случае принятия закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” в той редакции, в какой он сейчас планируется? Владельцы АЗС, особенно с большим количеством ТРК, будут вынуждены официально закрыть эксплуатацию части из них, и цена на топливо поползет вверх, увеличиваясь на 60-70 процентов. Кто при этом пострадает? В первую очередь мы, жители Приморья.

Есть выход из этой ситуации? Конечно, есть. Приморским законодателям нужно только взять рекомендации правительства РФ по физическим показателям базовой доходности и корректирующим коэффициентам, изложенными в письме № 4435 П-П5 от 07.09.98 г. Данные рекомендации разрабатывались министерством финансов, экономики и сбора налогов. Рекомендуемая величина базовой доходности с одного пистолета для розничной торговли ГСМ вполне разумна и соответствует 36000 рублей в год, а не 300000 руб., как определили приморские депутаты. Необходимо также изменить название физического параметра, характеризующего вид деятельности с “количества раздаточных шлангов, пистолетов” на “количество топливораздаточных колонок” или на тип ГСМ.

Хотелось бы напомнить депутатам краевой думы пункты 1 и 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ: “При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов исходя из принципа справедливости. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав”. Думаю, если при обсуждении и принятии закона Приморья “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” все это будет учтено, выиграют все жители края. Ведь общеизвестно, что как только дорожает бензин - автоматически подскакивают все цены.

Автор : Анатолий ПАВКО, начальник Приморской государственной нефтеинспекции

comments powered by Disqus
В этом номере:
Оздоровительный пленум электросоюза

Вчера в пригороде Владивостока в оздоровительном центре “Прометей” состоялся пленум краевого электропрофсоюза.

13 - счастливое число

На фоне ряда сообщений о замораживании, а то и многомесячных задержках с выплатой заработной платы удивительно и даже празднично прозвучала информация, распространенная пресс-центром ОАО “ДВМП”: на этой неделе бухгалтерия предприятия начала выдачу всем работникам коллектива 13-й зарплаты.

Вокруг судов “ВТФ” штормит

Совет директоров компании-оператора Trans Ocean Express Ltd. известил руководство “Востоктрансфлота” и Сontrol Atmospher Transport (CAT) о прекращении своей деятельности и обязательств по контракту по оперативному управлению флотом.

Экспортный портфель “Прогресса”

Арсеньевская авиакомпания “Прогресс” намерена в 1999 году поставить за рубеж продукции военного и гражданского назначения на несколько миллионов долларов. Таков портфель экспортных заказов, часть из которых уже выполнена.

Автозаправкам угрожают из собственных пистолетов

Волны разразившегося в Ленинградской области "бензинового кризиса" могут прокатиться по всей стране и накрыть Приморье. По мнению многих специалистов, перебои с поставкой нефтепродуктов в северной столице напрямую связаны с требованиями Международного валютного фонда о повышении акцизов на автомобильный бензин.

Последние номера