Страсти по избиркому-2

Собрав прессу, с отчаянием камикадзе Илья Гринченко заявил о намерении комиссии прекратить все избирательные действия, связанные с грядущим голосованием. Членам горизбиркома был роздан и типовой шаблон заявления о добровольной отставке - в знак протеста против действий администрации Владивостока, заблокировавшей работу комиссии по подготовке выборов в городскую думу 16 мая. Поводом для столь отчаянного намерения стало постановление Юрия Копылова, фактически перекрывшее кислород избиркому и направившее основные финансовые потоки напрямую в районные избирательные комиссии.

30 апр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №586 от 30 апр. 1999

Собрав прессу, с отчаянием камикадзе Илья Гринченко заявил о намерении комиссии прекратить все избирательные действия, связанные с грядущим голосованием. Членам горизбиркома был роздан и типовой шаблон заявления о добровольной отставке - в знак протеста против действий администрации Владивостока, заблокировавшей работу комиссии по подготовке выборов в городскую думу 16 мая. Поводом для столь отчаянного намерения стало постановление Юрия Копылова, фактически перекрывшее кислород избиркому и направившее основные финансовые потоки напрямую в районные избирательные комиссии.

Очередное заседание избирательной комиссии чуть было не завершилось скандалом

К счастью, до крайностей (до визирования заявлений) на заседании не дошло. В противном случае Владивосток бы уже справлял поминки по безвременно почившему избирательному органу.

Несуразное дитя демократии

Вообще комиссия Гринченко уже всех достала. Порожденная Черепковым, она не вписывается ни в какую СИСТЕМУ власти (в черепковскую тоже не вписывалась).

В системе ведь как получается: несмотря на законом декларированную независимость, избирательные органы формируются все той же властью (исполнительной и представительной на паритетных началах) при участии (1/3) общественных организаций. В нашем печальном случае (ввиду отсутствия городской думы) функция формирования костяка комиссий полностью ложится на исполнительную власть. Логично, что в первую очередь в органы делегировались люди проверенные, с опытом оргработы, которые не подведут. Такая система, как правило, не давала сбоев, работала слаженно, без скандалов, и уж тем более - без судебных разборок.

СИСТЕМУ эту варварски поломал Черепков. Отдадим должное, именно он впервые в истории нашего края сформировал по-настоящему независимые от власти избирательные институты. И дело не в том, что опальный мэр был такой уж раздемократ. Просто по возвращении из изгнания Виктор Иванович по понятным причинам не мог использовать кадры и опыт аппарата предшественника, а своим преданным и проверенным аппаратом к тому времени обзавестись не успел. Так что фактически Черепков формировал избиркомы вслепую, опираясь исключительно на интуицию и на федеральный закон.

Интуиция, как впоследствии выяснилось, его подвела. Не все посланцы оправдали доверие. Но в отличие от аппарата мэрии, где регулярные кадровые чистки были нормальным делом, новый орган был под прикрытием закона, который категорически запрещал властям вмешиваться в дела избиркомов.

В результате комиссии получились очень даже демократические: народ пришел свежий, неискушенный, не обремененный организационными навыками, что (казалось тогда) с лихвой должны компенсировать энтузиазм и искреннее желание честно исполнить порученное дело.

Демократическим орган вышел и потому, что, как кажется, Виктор Иванович сильно ошибся со своим протеже. И дело не в том, что Илья Гринченко, почуя “иммунитет”, оказался не “в доску своим”. В силу скудости образования и дефицита аппаратных навыков известный в городе демократ не стал тем непререкаемым авторитетом (как, к примеру, Князев в крайизбиркоме), к мнению которого члены комиссии прислушивались бы безоговорочно. Гринченко не подмял под себя коллег, вовсе нет: постоянные споры, дискуссии и даже ссоры вплоть до импичмента председателю - обязательный атрибут всех заседаний горизбиркома. Единственный непререкаемый здесь аргумент - законодательство (в меру собственных знаний и понимания) и четкое осознание своего предназначения. “Не управляемая” никем комиссия наотрез отказывается вписаться в отработанную годами СИСТЕМУ - когда власть и порожденные ею органы работают в одном русле.

Черепков очень скоро сообразил, что русла у него с избиркомом по сути разные, однако попытки правозащитника расформировать комиссию, создать параллельные структуры, затаскать свое детище по судам завершились ничем. Горизбирком выстоял.

Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет...

В общем, в наследство Юрию Копылову досталась “рожденная свободной” и никем не объезженная избирательная система, уже вкусившая независимости и закусившая удила. Кстати, это относится не только к горизбиркому, но и к неподконтрольным районным властям - окружным комиссиям. С их обуздания и начал возрождение порушенной Черепковым СИСТЕМЫ его преемник - Юрий Михайлович Копылов.

Благо поводов было достаточно: многочисленные (по неопытности и юридической малограмотности) проколы в январских выборах вызвали адекватный судебный и аппаратный отклик. Суды выносили решения об отмене итогов голосования, Центризбирком откликнулся рекомендацией: по возможности заново сформировать все окружные комиссии, желательно из компетентных людей.

Администрация города к рекомендации Центризбиркома прислушалась, и сегодня в новеньких окружкомах уже трудятся вполне грамотные спецы - по преимуществу работники райорготделов и коммунальных служб. (Правда, город немного перестарался, и вместо положенных по закону пяти сформировал заново все 10 окружкомов. Сейчас крайизбиркомом с прокурором пытаются как-то умерить этот созидательный пыл чиновников. Пока не выходит, но в ближайшее время на подмогу подтянется суд.)

Сложнее с командой Гринченко, на него у города никакой управы нет. На все просьбы расформировать непотребный орган крайизбирком отвечает отказом - по закону сделать это может лишь суд. Благо повод как раз подвернулся - финансовая проверка комиссии по итогам январского голосования накопала массу претензий к бухгалтерии Гринченко. Акт проверки передан в прокуратуру для возбуждения, по словам главы города, уголовного дела с последующей его передачей в суд.

А пока суд да дело, администрация как-то пытается нейтрализовать вредные действия органа, не оправдавшего доверия власти. В районах созданы промежуточные территориальные комиссии, не обладающие какими-то полномочиями, но призванные помогать команде Гринченко в контактах с низовыми звеньями. По замыслу авторов избирательного проекта, опытные и грамотные члены райкомов должны разгрузить головную комиссию, оттянув на себя всю рутинную черновую работу.

Как оказалось, спецы в райкомиссиях подобрались на редкость грамотные, вместе с рутиной они умудрились “оттянуть” на себя львиную долю функций горизбиркома и практически все избирательные финансовые потоки. На днях глава города, сославшись на недоверие к финансисту Гринченко, издал документ, согласно которому неполномочным райкомам передаются не только деньги, но и право изготовления бюллетеней (!). Де-юре оценку этим новациям в ближайшее время дадут крайизбирком и прочие компетентные органы. Де-факто же - Илья Гринченко и его команда могут уже отдыхать.

Судя по последнему заседанию, команда к отдыху не расположена. Предложение о самороспуске (“не дождетесь!”) было отвергнуто после бурных дебатов. Комиссия “без руля и ветрил” намерена самостоятельно решить проблему финансирования майских выборов в городскую думу (через кредиты). Действия администрации Владивостока предполагается оспорить в суде.

Что касается городской власти, за нее мы спокойны. Судьба же Гринченко и его бригады не кажется столь безоблачной. А жаль. Несмотря на все ошибки, проколы, просчеты, “пролеты” злосчастного горизбиркома, все-таки он стал первым (и последним?) по-настоящему независимым от властей избирательным органом.

Автор: Марина ЛОБОДА, "Владивосток"