На средства СЭЗ "Находка" строилась СЭЗ в Суйфэньхэ

Нас так долго кормили красивыми сказками о свободной экономической зоне, что мы все-таки решили выяснить: а какая она, СЭЗ? Ответ долго искать не пришлось. Для чистоты эксперимента мы выбрали пограничный с Приморьем город Суйфэньхэ, куда и отправилась группа журналистов.

22 апр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №581 от 22 апр. 1999

Нас так долго кормили красивыми сказками о свободной экономической зоне, что мы все-таки решили выяснить: а какая она, СЭЗ? Ответ долго искать не пришлось. Для чистоты эксперимента мы выбрали пограничный с Приморьем город Суйфэньхэ, куда и отправилась группа журналистов.

Решение о создании СЭЗ в Суйфэньхэ было принято примерно в то же время, что и по находкинской зоне - на рубеже 80-90-х годов. Но в отличие от СЭЗ “Находка” китайская зона живет, процветает и развивается. Налоговые льготы, активное привлечение инвестиций, упор на торговлю с Россией сделали за 8-9 лет из провинциальной деревушки современный город из стекла и бетона.

Эта мекка российских челноков приносит многие сотни тысяч, если не миллионы долларов в экономику Китая: ежедневно русские туристы вывозят из Суйфэньхэ тонны ширпотреба, чтобы, заработав на его продаже, вернуться в Китай за новой партией товара. Китай импортирует из России древесину, металл, машины, оборудование, технологии. В том числе и на деньги, вырученные в СЭЗ. Наши соседи стремительно шагают в будущее, мы прозябаем в тоскливой действительности, совершенно свыкшись с понятиями “кризис”, “депрессия”, “инфляция”. В чем секрет?

Как завещал великий Ленин

На III съезде комсомола Владимир Ильич призвал молодежь учиться, учиться и учиться. Нелишне было бы прислушаться к заветам вождя мирового пролетариата и нашим руководителям СЭЗ. Тем более что дорога на Суйфэньхэ им хорошо известна. Похоже, что рецепт создания реально действующей СЭЗ довольно прост. Первое: подкрепить налоговые льготы правительственным решением. Второе - работать, работать, работать. Третье и, пожалуй, самое главное: не “заимствовать” государственные средства и деньги инвесторов.

Что касается стартовых возможностей, то у Находки и Суйфэньхэ они были, мягко говоря, неравными. Находка конца 80-х фактически и была свободной экономической зоной. Разве что без особых налоговых льгот. Порты, стоявшие в ряду крупнейших в СССР, развитая промышленность, дороги, электричество, водоснабжение, телефонизация. К тому же это была одна из немногих открытых территорий края - старожилы не забыли, наверное, лозунг: “Все флаги мира - в гости к нам!”

Находку строила вся страна. При сооружении Восточного порта учитывались самые современные технологии. Через всю страну на запад тянулась Транссибирская магистраль. Торгуй со всем миром, развивайся! Понятное дело, не случайно Находка была выбрана в качестве площадки под первую российскую СЭЗ. Но ни сотни миллиардов рублей государственных льготных кредитов, ни колоссальный первоначальный интерес к СЭЗ “Находка” со стороны зарубежных инвесторов ни к чему не привели. Правительственные деньги испарились, зарубежные инвесторы разбежались. А Находка продолжает хиреть и загибаться под красивые речи вождей СЭЗ.

Китайский город Суйфэньхэ в те же годы представлял собой жуткую провинциальную дыру.

Некоторое количество домов, горком партии и гостиница, более напоминавшая общежитие типа “дом колхозника”. Но мудрые китайские товарищи по достоинству оценили выгодное географическое расположение Суйфэньхэ. И свободная экономическая зона начинает действовать. Пока это место можно назвать скорее свободной торговой зоной. Но, как ни назови, функции свои она выполняет: в китайскую экономику вливаются значительные средства, которые идут на развитие этой самой экономики.

Китай на глазах превращается в одну из сильнейших экономических держав мира. Понятно, что не только за счет СЭЗ в Суйфэньхэ, которая, к слову, не единственная в КНР. Но свою важную роль играет и эта зона. Сам же город все эти годы активно строится, постепенно приобретая очертания города современного, цивилизованного, обеспеченного. Торговые центры, гостиницы, представительства разнообразных компаний. Не всегда высокого качества, но явно прослеживается стремление повышать уровень производства. Новые сооружения выгодно отличаются от того, что построено всего пару лет назад.

Любопытно, что в деле процветания Суйфэньхэ свою роль сыграли не только деньги от челночной торговли с Россией, но и государственные средства, выделенные на создание СЭЗ “Находка”.

Купить что-нибудь ненужное

Известный своей тягой к экономическим рассуждениям мультяшечный кот Матроскин как-то обронил историческую фразу: “Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо это ненужное купить”. Довелось ли капитанам находкинской СЭЗ смотреть мультик о зиме в Простоквашино, но к 1994 году они вполне созрели для подобных рассуждений. А поскольку из занимательных речей того же бывшего председателя АК СЭЗ “Находка” г-на Дудника понять что-нибудь сложно, мы решили провести собственное журналистское расследование.

Начиналось все красиво. АО “Ассоциация развития зоны совместного предпринимательства “Находка” (далее - АЗСП, не путать с АК СЭЗ) принялось развивать иностранные связи. И поскольку русский с китайцем - братья навек, а Суйфэньхэ - тоже СЭЗ, расположенная в семи часах езды от Находки, лучшего места для реализации благих намерений не придумаешь.

Отметим тот факт, что г-н Дудник дважды побывал учредителем АЗСП. Сначала в качестве руководителя предприятия “Находкагражданстрой”, которое вместе с другими крупными организациями города учредило эту странную компанию. Затем - уже в качестве председателя АК СЭЗ “Находка”. На этом-то посту и порадел Сергей Александрович Дудник за своего друга и соратника Сергея Ивановича Шутылева. Г-н Шутылев бессменно возглавляет АЗСП, ставшее, по сути, частной компанией. С помощью которой честно изымались государственные деньги. Но вернемся к Суйфэньхэ.

В скором времени на месте пустыря вырастает стеклобетонное здание. Полное название фирмы, разместившейся под крышей новостройки, звучит так: “Суйфэньхэская торгово-экономическая и сервисная совместная китайско-российская компания с ограниченной ответственностью “Серебряный мост”. В октябре 1993 года по российским просторам пошла гулять реклама: “Совместное российско-китайское предприятие “Серебряный мост” обеспечивает проживание в собственной гостинице в г. Суйфэньхэ, КНР (комфортабельные номера, междугородняя и международная связь, питание в ресторане); проведение деловых переговоров и заключение сделок; производит оптовую и розничную торговлю; осуществляет посредническую деятельность; сдает номера в аренду для представительств фирм и компаний”.

На презентации отеля (а как же без презентации-то?) было много водки и закуски, велеречиво говорили о дружбе зонами, о том, что “Серебряный мост” - мост в светлое завтра, и тому подобные милые пошлости.

Но что-то, знать, не заладилось с мостом в будущее. И Сергей Шутылев пытается вернуть свою долю - понятное дело, в денежном выражении. Китайские партнеры отказываются ее выкупать. Тогда и настает черед настоящей мужской дружбы. В 1994 году в АК СЭЗ, руководимом Сергеем Дудником, принимают решение выкупить долю АЗСП в СП “Серебряный мост”. Всего 45 процентов стоимостью в почти 656 тысяч американских долларов. Сделка эта должна была быть завершена к 10 октября 1994 года. Что зафиксировано в договоре, который был отдан на подпись заместителю гендиректора АЗСП Г. Янголю и председателю АК СЭЗ “Находка” С. Дуднику.

Эти без малого 660 тысяч долларов, уважаемые читатели, вынуты из карманов жителей Находки. Напомним, государственные деньги передавались в пользование АК СЭЗ за счет налогов, собранных в Находке, но временно не перечисляемых в федеральную казну. Денежки платил каждый из нас, на них приобретались всякие дорогостоящие штучки-дрючки. А теперь, когда пришла пора долги отдавать, да не из чего, мы рискуем заплатить еще раз. Если, к примеру, как обещал министр финансов Задорнов, начнется списывание долгов за счет трансфертов - читай, за счет зарплат бюджетников, детских пособий, пенсий.

Итак, сомнительной необходимости проект оплачивался за счет государственных средств (АК СЭЗ “Находка” - суть госструктура), 655 тысяч 630, 7 доллара перекачивались на счет частной компании - АЗСП. Дальнейшая судьба этих денег покрыта мраком.

Показательно и то, что многочисленные разговоры об иностранных инвестициях вылились в инвестиции… в китайскую СЭЗ из СЭЗ находкинской. Зачем? Вот на этот вопрос и ищут, очевидно, ответ Счетная палата РФ, краевое контрольно-ревизионное управление и спецбригада МВД РФ во главе с заместителем начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями генерал-лейтенантом И. Галимовым.

Доля, купленная АК СЭЗ в “Серебряном мосте”, постепенно уменьшается. Китайцы за свой счет реконструируют отель, соответственно падает стоимость российских акций. Государственные деньги, так бездарно потраченные на эту покупку, бесповоротно тают.

В находкинской СЭЗ тем временем росло и ширилось планов громадье.

Делу - время, потехе - час

Отдельного слова заслуживает досуг гостей и жителей Суйфэньхэ. Слово это - “хорошо”. Правда, с культурным отдыхом, театрами и филармониями пока почти никак. Зато посидеть в хорошем ресторанчике, потанцевать - всегда пожалуйста. Несметное количество подобных заведений, отменная кухня, великолепное обслуживание (на русском языке!), дешевизна разительно отличают Суйфэньхэ от Находки. В нашем городке вроде как имеются подобные заведения, но для подавляющего большинства горожан сии злачные места явно не по карману.

Есть в Суйфэньхэ, где посидеть с детьми. Например, кафе-кондитерские, работающие по французской или голландской технологии. Отличный кофе, превосходные сладости. Кстати, в них можно заказать торт, который легко довезти домой, в Россию. Дело в том, что приготовленные по специальному рецепту крем и бисквит хранятся без холодильника не менее четырех дней, не подвержены влиянию тепла. Ну а вкус, как говаривал Аркадий Райкин, специфический. Проще говоря - объедение, пальчики оближешь.

Есть, что купить в Суйфэньхэ и тем, кто внимательно следит за своим здоровьем. К примеру, продается в государственных аптеках “Змеиное вино”. В его состав входят спирт, целая горная гадюка, корень женьшеня, разнообразные целебные травы и ягоды. Две чайных ложки напитка утром и вечером улучшают общее самочувствие, стимулируют работу печени, кровеносной и иммунной систем, сердца, желудка. Бальзамы, настои, мази от всякой хвори - и по вполне доступным ценам. Это тоже результат работы СЭЗ, помноженной на многовековые традиции восточной медицины.

Кстати, продукция нашего “Уссурийского бальзама” - бальзамы и настои на дарах приморской тайги - весьма высоко ценится в соседней стране. Скажем, “Панты на меду” стоят в магазине 98 юаней - почти 300 рублей за бутылку. В то время как обычная водка китайского производства - от 5 до 12 юаней.

Концепция контрацепции

Экс-председатель АК СЭЗ “Находка” Сергей Дудник тоже не чурался забот о досуге и здоровье населения нашенской зоны. Особенно любил он создавать разного рода парки. Российско-американский, российско-корейский. Это ведь ерунда, что деньги на них осваивались, но пустыри так и остались пустырями.

В 1997 году, незадолго до избрания Сергея Александровича депутатом и спикером краевой думы, явился на свет проект программы “Международный промышленный “Фармацевтический город”. Расположиться ОАО “СЭЗ-Фармгород” и “Международный Центр Восточной Фармации” должны были под Партизанском, на территории многострадального фармацевтического комбината. Того самого, который начали строить еще при Советской власти, затем передали АК СЭЗ и так и не достроили.

Цели очередного промпарка были обозначены красивые - от производства лечебно-профилактических средств и пищевых добавок до международной кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На суету вокруг фармгорода было истрачено 5 миллиардов рублей государственных средств.

Среди инвестиционных проектов, которые смело можно отнести к здоровому отдыху, значится проект “Презервативы” с объемом инвестиций 7 млн. долларов США. Презервативы предполагалось выпускать на основе латекса, себестоимость - 4 цента за штуку, потенциальные партнеры (по бизнесу. - Ред.) - южнокорейские и германские компании. Увы, и этот проект прокондомили. А ведь так пригодились бы эти изделия в условиях регулярно отключаемого света и отсутствия условий для высококультурного досуга!

Еще 3,3 млн. долларов предполагалось вложить в проект “Рыбий жир”. Пищевой, рафинированный, расфасовка в желатиновые капсулы по 1 г., упаковка в пластиковые контейнеры по 50 капсул, себестоимость упаковки - 1,9 доллара. Производство бинтов - 1 миллион долларов. Препарат “Биокат” на основе ферментов из печени краба - 9 миллионов долларов инвестиций, себестоимость 5150 долларов за тонну, по качеству значительно превосходит существующие аналоги. И так далее, и тому подобное.

Сотнями и тысячами килограммов, литров и тонн в год предполагалось выпускать лечебно-диетические продукты с пантокрином, лекарственные средства на основе корня женьшеня, желчь медведя, струю кабарги, препараты из жира морских организмов, препараты для выведения радионуклидов и биотоксинов из организма... Одни названия - сплошная поэзия: “Хитозан из панциря крабов”, “Альгинат из морских водорослей”, “Рантарин - таблетки из спиртового экстракта пантов северного оленя”... Расчетная прибыль исчислялась миллионами долларов.

Многие из подобных препаратов китайского производства можно найти в аптеках Суйфэньхэ. Кое-что есть и в аптеках находкинской СЭЗ - капсулы с экстрактом женьшеня производства Словении, травяные настои китайского производства. Снадобья, изготовленные в Хабаровске, Амурской области. Но не в нашей СЭЗ.

Все заняты своим делом. В том числе, и Сергей Дудник, который учит жителей Приморья жить по средствам, не предаваться напрасным мечтаниям и быть реалистами. А еще у него есть идея совместно с учеными Дальневосточного отделения российской академии наук наладить производство медицинских препаратов из морских ежей. Полезная, говорит, штука получится.

Яблочко, куда ты катишься?

Почему-то уверен, через десяток лет Суйфэньхэ станет большим, красивым, современным городом. Серьезно и целенаправленно в этой стране идут к осуществлению поставленной задачи. Животные в качестве тягловой силы, ручные тележки окончательно уйдут в прошлое. Как и грязные местами кварталы, беззвездочные гостиницы.

Свадьбы, которые играют в Суйфэньхэ сегодня, - тоже своеобразный шаг в завтра. Новым семьям, будущим детям предстоит жить в чистом и красивом городе, иметь работу, достаток, гордиться своей страной.

Что произойдет за эти годы с Находкой, сказать трудно. Если мы и сделали несколько шагов, то разве что в направлении ускорения свободного падения. Вместо подведения итогов развития СЭЗ город трясут разного рода финансовые проверки. Ревизоры и следователи ищут, куда ушли деньги СЭЗ, кто украл сотни миллиардов рублей? Вот, пожалуй, и вся история. Невеселый какой-то результат.

Автор: Федор УСТЮГОВ, специально для "В"