Подумали в НАТО: ученья идут...

Совпадений, как известно, не бывает. А если все-таки и бывают, то они почему-то сразу кажутся подозрительными. Не случайно же, распространяя в ходе прошедших на минувшей неделе масштабных учений достаточно скупые пресс-релизы, пресс-служба Тихоокеанского флота старательно подчеркивала именно плановый, а не какой-то иной характер этих маневров.

6 апр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №571 от 6 апр. 1999

Совпадений, как известно, не бывает. А если все-таки и бывают, то они почему-то сразу кажутся подозрительными. Не случайно же, распространяя в ходе прошедших на минувшей неделе масштабных учений достаточно скупые пресс-релизы, пресс-служба Тихоокеанского флота старательно подчеркивала именно плановый, а не какой-то иной характер этих маневров.

Априори я с этим абсолютно согласен - о том, что на конец марта запланированы учения, осведомленным людям было известно еще пару месяцев назад. Но невозможно не согласиться и с тем, что никакое событие нельзя рассматривать в отрыве от контекста, от того, так сказать, антуража, в котором эти самые события происходят. И поэтому, когда газеты, радио, телевидение заполнены подробностями разгорающейся на Балканах войны, а в это время у тебя над головой (пусть даже на другом конце земли) с ревом проносятся боевые самолеты и снимаются один за другим от причалов боевые корабли ТОФ, - тут уж как ни крути, а аналогии и параллели напрашиваются сами собой. Тем более что одним из ключевых этапов учений должны были стать стрельба крылатыми ракетами и поражение средствами ПВО этих своеобразных символов современной войны.

Вообще масштаб прошедших учений впечатляет. Сухопутные войска Дальневосточного военного округа, стратегическая и тактическая авиация, большие противолодочные и десантные корабли ТОФ, соединение морской пехоты, ракетные части и подразделения ПВО - все, что после 10-летнего "эксперимента" над отечественными вооруженными силами еще может двигаться и имитировать на территории края боевые действия, - все было задействовано в оперативно-стратегических командно-штабных учениях, прошедших в южной части Приморья с 29 марта по 3 апреля под руководством командующего ПВО генерал-полковника Виктора Чечеватова. К слову, в соответствии с имеющейся на сегодня доктриной именно Чечеватов руководит нынче так называемым Дальневосточным стратегическим направлением и в случае - не дай, конечно, бог - начала военных действий автоматически становится командующим Дальневосточным фронтом. И еще (это к вопросу о параллелях и аналогиях): с началом бомбардировок Югославии не кто иной, как генерал-полковник Виктор Чечеватов, прославился своим открытым обращением к президенту Ельцину, в котором публично высказал пожелание и готовность возглавить добровольческие соединения, если таковые направятся на подмогу братушкам-сербам.

Но, как говорится, Сербия далеко, а учения - вот они.

За одним из этапов этих учений, пожалуй ключевым, довелось наблюдать и корреспондентам "В".

...Погода в районе полуострова Клерка, что в Хасанском районе, 31 марта благоприятствовала. За час до времени “Ч”, назначенного на 14.00, над полуостровом, условно захваченным условным противником, с ревом прошла, имитируя атаку, пара стратегических бомбардировщиков “Ту-22” (по натовской классификации - Backfire). Памятуя о том, что в ходе нынешних учений все стрельбы должны быть боевыми, мы поинтересовались у офицеров на командном пункте: “Почему “бомберы” только имитируют, а не атакуют?” Нам снисходительно разъяснили: “Этим - нельзя. Если они будут атаковать реально, то полуостров снесут, будет “шумно” даже в Китае, а в Славянке - в 15 километрах - повылетают стекла”. Не знаю, как потенциальный противник, а мы ответом удовлетворились.

За несколько минут до времени “Ч” на макушку сопки, с которой велось наблюдение за операцией, сели 2 вертолета, из которых на КП проследовали командующий ДВО генерал-полковник Виктор Чечеватов и командующий ТОФ адмирал Михаил Захаренко с большой группой сопровождавших их генералов и адмиралов. Теперь основные события развернулись на море. В 14.15 с закрытых позиций, из-за входящих в архипелаг Римского-Корсакова островов Антипенко и Сибирякова, открыли ракетно-артиллерийский огонь большие противолодочные корабли, входящие в ОКОП (отряд кораблей огневой поддержки), - “Маршал Шапошников”, “Адмирал Виноградов” и “Адмирал Пантелеев”. Одновременно под прикрытием дымовой завесы и ведя артиллерийский огонь к берегу двинулись 2 БДК - большие десантные корабли, несущие на борту более 30 единиц бронетехники и десантно-штурмовой батальон соединения морской пехоты ТОФ. Когда до берега кораблям оставалось 4-5 кабельтовых, в 14.45 из-за сопки вынырнули 4 вертолета “Ми-8” и за какие-то секунды, не выключая двигателей, прижавшись к земле, высадили в разных точках полого выходящей к берегу ложбины 4 группы десанта. Две фланговые группы - группы прикрытия - немедленно открыли огонь из всех возможных видов стрелкового оружия. Стоящий рядом офицер обронил: “Головорезы из ДШБ пошли...” Левый фланг прикрывала группа заместителя командира ДШБ по воздушно-десантной подготовке старшего лейтенанта Сергея Ефремова, правый фланг - группа лейтенанта Александра Градуленко, еще сержантом успевшего повоевать в составе 165-го полка в Чечне. Тем временем группы, оказавшиеся в центре, занялись своим прямым делом: саперы приступили к разграждению защитных систем, а гидрографы - к обеспечению подхода судов с десантом.

14.55 - оба БДК ткнулись “клювами” в кромку прибоя, пошли в стороны носовые створки, опустились аппарели. Первые БТРы, ведя на ходу огонь, вышли на берег. Одновременно продолжается круговерть в небе. Вместо ушедших с поля боя “вертушек” со стороны моря под прикрытием барражирующих на высоте истребителей “Су-27” зашли и начали свою акробатику над сопками, занятыми условным противником, “Грачи” - фронтовые штурмовики “Су-25”. Бомбовые удары сменяются ракетными, над сопками Нерпа и Авиационная взлетают столбы земли и пламени. Это - вторая линия обороны противника. Десантно-штурмовой батальон в это же время атакует первую. В 15.10 оба десантных корабля, завершив свою миссию, отходят, а еще через 10 минут под аккомпанемент огня больших противолодочных кораблей и рева штурмовиков цепь морпехов при поддержке БТРов, САУ и батальонных минометов переваливает через гребень и уходит в следующий распадок, начиная тем самым очередную фазу десантной операции. Генералы и адмиралы на КП прильнули к окулярам стереотруб и биноклей. Штурмовики заходят на очередную атаку - теперь уже со стороны берега.

Ваш корреспондент тем временем безнадежно пытается получить комментарий происходящего от кого-то из многозвездных начальников. Единственная удача - из КП с зажатой в руке сигаретой на пару минут выходит командующий ТОФ адмирал Михаил Захаренко. Увидев журналиста, скрещивает руки - дескать, никаких интервью, и лишь на настойчивые мольбы роняет: “Плановая боевая подготовка, никакой показухи!” Понимать следует, очевидно, так: при чем тут Югославия? Мы занимаемся своим обычным делом!

Трижды согласен. Дай бог, чтобы у защитников отечества почаще были возможности так тренироваться. Тем более что, по оценке специалистов, регулярные в недавнем прошлом высадки десанта совместно с американцами - детские игры в песочнице по сравнению с тем, что было на полуострове Клерка на этот раз.

Еще через час, когда вертолеты обоих командующих уже прогревали двигатели, мы проехали туда, где морпехи “отражали” контратаку противника и готовились взломать последний рубеж его обороны. В глазах бойцов и офицеров, атаковавших с полной выкладкой (попробуйте пробежаться хотя бы 100 метров в гору с гранатометом или зенитным комплексом “Игла” на плече?!) 6 километров по сопкам, грязи и болотам, - счастье! Действительно - счастье. После плаца и учебных классов выйти в поле да еще и с боевой стрельбой - это ли не праздник!

...”Разбор полетов” еще предстоял, когда я обратился к командиру соединения морской пехоты генерал-майору Владимиру Корнееву с просьбой оценить действия подчиненных. Владимир Сергеевич, еще в горячке учений, был немногословен: “Нормально отработали. Чечеватов поблагодарил за подготовку личного состава...”

...Не сомневаюсь, что в действиях десантировавшихся и атаковавших - бойцов, командиров отделений, взводов, рот, да и комбата, наверное, - были какие-то “косяки”. Оно и немудрено. При нынешней нищете армии реальный выход в поле, где только и можно отработать нормальные боевые навыки, порой представляется несбыточной мечтой. Но видели бы вы, как сияли лица заместителя командира соединения морской пехоты по боевой подготовке полковника Сергея Кондратенко и начальника морского десантного полигона подполковника Вячеслава Петрина, собственноручно, если так можно сказать, готовивших всю операцию, и вы бы поняли: не зря готовили они полигон и мишени, не зря неделю ползали буквально на животе по грязи и болотам, - морпехи показали, что, несмотря на всю скудность финансирования, порох в наших пороховницах отнюдь не отсырел.

...А назавтра корреспонденты “В” вернулись домой и включили телевизоры: авиация североатлантического альянса нанесла по Югославии очередной ракетно-бомбовый удар, НАТО готовит наземную операцию...

Ну-ну...

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"