Под напряжением 'энерговампиров'

“Куплю дорого. Воруйте!” - именно так читаются (хотя слово “воруйте!” в них обычно отсутствует) призывные объявления пунктов, контор и прочих объектов по сбору так называемого лома металлов в Приморье. Им нынче несть числа.

30 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №567 от 30 март 1999

“Куплю дорого. Воруйте!” - именно так читаются (хотя слово “воруйте!” в них обычно отсутствует) призывные объявления пунктов, контор и прочих объектов по сбору так называемого лома металлов в Приморье. Им нынче несть числа.

И свои рекламные кампании ведут “сборщики” достаточно грамотно: щиты и листовки стремятся приблизить к предприятиям и фирмам, где лома практически нет, но интересующий бизнесменов металл есть. Есть там и люди, порой месяцами не получающие зарплату по основному месту службы, а потому особенно падкие на щедрые посулы “ломовых дельцов”.

Плоды “ломового” беспредела видны повсюду. Мебель и бронза исчезают с памятников на кладбищах, дачников-огородников лишают емкостей из цинка, посуды из алюминия, останавливаются лифты в многоэтажках, исчезают километры воздушных телефонных коммуникаций. И, конечно же, особенно страдает энергетика, где популярные среди “ломовиков” цветные металлы встречаются в изобилии.

Передо мной пачка документов, которая читается почти как сводка боевых действий. Прекращена подача электроэнергии на участке... Снят алюминиевый кабель с опор линии электропередачи на 16 пролетах - 3.200 метров... Разукомплектована трансформаторная подстанция... Взломана дверь склада района электросетей. Похищено два километра кабеля... Разграблены электроподстанции “Горностай”, “Уссури”, “Тихменево”, высоковольтные линии электропередачи Спасск - Дмитриевка - Черниговка - Ярославка и Мучная - Вадимовка. Сняты тысячи квадратных метров металлической окожуховки с теплопроводов во Владивостоке и Артеме...

В этой войне, продолжающейся без перерыва уже несколько лет, есть и человеческие жертвы. Воры рискуют, потому что разукомплектовывают действующее оборудование, режут кабель на линиях электропередачи, находящихся под высоким напряжением. В 1997-1998 годах погибли четыре человека, в том числе один подросток.

Люди гибнут за металл, который сборщики лома обещают “купить дорого”. И, конечно же, обманывают. Потому что по сравнению с ущербом, наносимым электрохозяйству Приморья, все их затраты на организацию массовых хищений металла - жалкие гроши. Они называют себя “бизнесменами”, хотя по сути являются скупщиками краденого, толкающими на преступления тех, кто оказался в отчаянном положении.

В прошлом году по хищениям металла в нашей энергосистеме было возбуждено 118 уголовных дел. Осуждены 3 человека. В 1997 году - 98 дел, 1 осужденный. Наказание понесли только те, кто на воровстве попался с поличным.

А ущерб надо бы исчислять не по конкретной стоимости похищенного. Я приводил пример, когда с ЛЭП было снято 3200 метров провода. Материальные потери от этого оценили в 26 тысяч 62 рубля 85 копеек. Но ведь это только цена самого кабеля. А стоимость восстановительных работ? Стоимость потерь объектов, которые на сутки и более лишились энергоснабжения? Наконец, потери энергетиков от того, что они не доставили электроэнергию потребителям и лишились надежды хоть когда-нибудь получить за нее плату? В экономике все это называется упущенной выгодой. И она обычно в десятки раз превышает стоимость украденных материалов.

Так вот, подобные иски “об упущенной выгоде” надо предъявлять не только и не столько конкретному вору, а солидарно скупщикам краденого, тем самым “барыгам” от металлолома. И в деле как обвинительные документы могут фигурировать рекламные объявления с манящими словами: “Куплю дорого лом цветных металлов”... Пока же “уважаемых бизнесменов” солидарно не привлекают вовсе, а лишь иногда и очень щадяще штрафуют “за нарушение правил скупки вторсырья”.

Если бы правоохранительные органы собрались с силами и провели один-два показательных процесса против скупщиков краденого металла, то эффект от них мог быть значительным. В любом случае, выше, чем от половинчатых запретительных мер или наказания конкретного виновного, пошедшего на воровство, чтобы обеспечить семью продуктами на несколько дней.

Пока общество, все мы с вами слишком дорого платим за то, что “барыг” называем частными предпринимателями, дома терпимости - салонами интимных услуг, а взятки - благодарностью...

Автор: Александр ГЕЛЬБАХ, пресс-секретарь АО "Дальэнерго", специально для "В"