Искушение

Татьяна Емельянова - личность удивительная, самобытная. Богом наделенная редким даром организатора, смело увлекающего других своей идеей. Она из когорты людей, которым всегда до всего есть дело. Которые при этом выступают не просто сторонними наблюдателями и независимыми советчиками, экспертами, а оказываются в самой гуще событий. Деятельность их овеяна созидательностью и творчеством.

26 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №566 от 26 март 1999

Татьяна Емельянова - личность удивительная, самобытная. Богом наделенная редким даром организатора, смело увлекающего других своей идеей. Она из когорты людей, которым всегда до всего есть дело. Которые при этом выступают не просто сторонними наблюдателями и независимыми советчиками, экспертами, а оказываются в самой гуще событий. Деятельность их овеяна созидательностью и творчеством.

...В детстве она была самой настоящей маленькой разбойницей, и когда потом, постарше, в школьном театре ей приходилось играть Чиполлино, Красную Шапочку, ту же Маленькую Разбойницу, красок занимать не приходилось, все шло от естества.

Мать - историк, отец - журналист, они долго не задерживались на одном месте - вся жизнь в творческих командировках по заданию партии. Занозы, содранные коленки, порванное платьице, которое вечно почему-то цеплялось то за куст, то за частокол забора, - ту вольницу Татьяна Михайловна вспоминает с удовольствием. При этом, как ни парадоксально, она оставалась наивным “книжным” ребенком. Рано научившись читать, открыв для себя этот невероятный фантастический мир познания.

В 5 лет свобода закончилась: девочку привели в детский сад.

- Садик был хороший. Меланжевого комбината в Барнауле. Огромная фигура Сталина от пола до потолка. В лампасах. Огромные веранды. Первое, что там случилось со мной, - скандал. Взобралась на горку. Внизу мальчик со стриженой макушкой возится. Лысинка такая забавная, милая. Ну я и... одним словом, плюнула сверху. Меня привели, отчитали, отрекомендовали: ребенок проблемный. Приближались октябрьские праздники, все готовятся, я сижу молчу. Поставили диагноз: ребенок недоразвитый. Но какое-то четверостишие дали. Я слышала шепотки, все понимала. И сильно меня все это разозлило. Терпеливо дождалась праздника. А речь была хорошая, развитая, мама со мной много занималась, я любила слушать детские передачи, тогда много было просветительско-образовательных программ на радио. Такое выдала выступление! Моя карьера состоялась.

Тогда впервые маленькая девочка осознала себя личностью. Становилась старше, возникали другие ситуации, когда приходилось отстаивать свою позицию, защищать собственное достоинство. Поразительно, но при бойцовском характере Татьяна Михайловна никогда не была фанатичным правдоборцем.

- Мне неинтересна борьба. Пока правды доищешься, она уже никому не нужна. И так вываляешься в грязи, что толку нет ни тебе, ни делу. Как в поговорке: “Пока до бога доберешься, апостолы горло перегрызут”. Может быть, в чьем-то понимании правдоискательство - принцип. Я же поворачиваюсь и ухожу. Значит, время не пришло, ситуация не созрела. То, что сделано, оно остается - в детях, в душах, трансформируется, прорастает в другой сфере, но никогда не исчезает бесследно.

Десятилетку заканчивала в Темиртау. Отца направили корреспондентом на комсомольскую стройку. Школы настоящей не было, построили года через 2, класс шумный, новенькая по своему обыкновению присматривалась к окружающим. Обратила внимание на рыженького, в конопушках мальчика. И влюбилась. Пожалуй, лишь она одна не замечала, как он заикается. Он поражал ее глубокими знаниями, нестандартным взглядом. Татьяну Михайловну всегда восхищали умные, образованные люди. Пуще огня боялась она глупцов.

И еще одна любовь согревала сердце, к учительнице русского и литературы. Внешне похожая на знаменитую Ларионову, красивая, эффектная, по духу она была педагогом, как сейчас говорят, новатором. Ученикам, когда изучали Пушкина, предложила поразмышлять и определить свое отношение к героям “Евгения Онегина”. В обширной домашней библиотеке Татьяна наткнулась на брошюру Проспера Мериме - эссе о Татьяне Лариной. Так поразительно прописанный образ русской женщины оставил в пылком сердце след. Реферат Татьяны стал отзвуком пережитых эмоций. С тех пор она всегда искала новое, старалась прокладывать свой азимут. Не опасаясь быть непонятой, не оглядываясь на авторитеты, не боясь нарушить принятые нормы.

Среди друзей в школе стала заводилой. По-прежнему была сорванцом. Только учителя смогли направить ее энергию в мирное русло - Татьяна среди активистов школьной стенгазеты, ведущая городских олимпиад, гимнастка, лыжница, чтец-декламатор.

- Считаю себя счастливым человеком - мне повезло на учителей. Они заложили колоссальный фундамент. Я благодарна. К сожалению, вот уже у моего сына не было любимой учительницы. И нет тех трогательных воспоминаний о школе. Время какое-то другое.

Тогда педагоги увлекали детей, увлекали чтением, подвигали быть интеллектуалом. Это вообще достойно было.

Высшее образование Татьяна Михайловна получила в Томском университете, поступив на механико-математический факультет. Ей прочили филфак, журналистику. Но в чести, на гребне модной волны были они - физики, не лирики!

- “9 дней одного года” с молодым Иннокентием Смоктуновским стал для нас фильмом-бестселлером, как и книга Даниила Гранина “Неизбежность странного мира”. Этот заманчивый непознанный мир завораживал.

В Томском университете уникальная библиотека. В ее основе раритеты, подаренные царским правительством на открытие университета, - из библиотеки Василия Жуковского. Несмотря на бурную общественную деятельность, Татьяна и в научке успевала сидеть часами. Самостоятельно изучала философию, зачитывалась мировоззренческой литературой ученых-просветителей.

- Когда я слышу стенания родителей, куда отправить чадо учиться, как выбрать престижную специальность, всегда говорю: поступайте, куда только сможете. Главное, получить образование. Оно меняет мировоззрение. Высшая школа даст мощный инструмент - умение работать с книгой, научит свободно мыслить. А отшлифует личность самообразование. Инстинкт самообразования - он, и только он - ОСНОВНОЙ! Вовсе не тот бейсик-инстинкт, который на американский манер навязывается сейчас молодежи. Чтобы состоялась судьба, самотворение - вещь всенепременнейшая.

Волею судьбы Татьяна Михайловна оказалась в нашем городе. На нулевой отметке: надо было заново создавать и круг друзей, и организовывать духовное пространство. Работая всю жизнь с компьютерными программными системами, а общественной работой занимаясь по велению души, во Владивостоке Татьяна Михайловна хобби решила поставить на первое место. Ее должность в тот период была самая что ни на есть творческая: заместитель по научной работе детской картинной галереи. В поисках новых форм

ВГУЭС предложил Емельяновой апробировать какие-либо инновационные программы. Так родился, возмужал, дорос до краевого уровня “Храбрый кутюрье” - конкурс юных дизайнеров.

- Когда я увидела качество присланных работ, уж не говоря про количество - 1,5 тысячи! - поняла, что конкурс должен быть масштабным. Разыскала телефон Вячеслава Зайцева, пригласила в жюри. А у него - выставка в Париже, однако проникся нашей идеей, уговорила я его написать лично поздравление победителям.

Потом у Татьяны Михайловны возникла идея Международной тихоокеанской ассамблеи творческой молодежи “Под знаком дизайна”. Соавторами проекта стали Елена Лобова, талантливый преподаватель ВГУЭС, тогда зав. кафедрой дизайна (увы, рано ушедшая из жизни), Марина Баринова, зав. отделом по делам молодежи администрации края. Теперь уже от Зайцева пришло подтверждение: “Несмотря на напряженный график работы, с огромным удовольствием принимаю предложение и по возможности постараюсь прибыть во Владивосток”.

Среди авторских проектов Емельяновой - “Виват, Гаудеамус” - общевузовское посвящение в студенты, “Татьянин день”, городские фестивали - “Джембори” - молодежной музыки, “Бельканто” - классической музыки, “Мой друг, Отчизне посвятим...”, городской конкурс “Пушкин в сердцах поколений”. В результате тесного сотрудничества с городским отделом молодежи мэрии Татьяна Михайловна получила в отделе “чин” главного специалиста. Все эти проекты прежде всего были рассчитаны на самое активное участие и творчество молодежи. Но и на тех, кто призван по своему долгу этим заниматься. И тут делу всегда была подмога со стороны Марины Фроловой, тогда зав. городским отделом по делам молодежи, человека неравнодушного, творческого.

Каждый проект Емельяновой - с размахом, почти вселенским. Она ни в чем не признает любительщины, работы на авось. Если уж делать, считает, то на всю планету и с качеством мирового уровня! Таков уровень ее притязаний. И всегда результат был отличный.

- Пожалуй, это еще и потому, что люди искушаются идеей. Они готовы быть рядом, делать, творить. И настольно благодарны, что в ответ на твои дела отдают намного больше. Понимаете, отношение к человеку соответственно его статусу человека, уважение к личности, достоинству каждого рождает ответную реакцию. С другой стороны, отношение, например, к своему народу, как к быдлу, сразу заставляет людей ощетиниться и на полную катушку таковым себя и проявлять. Между этими явлениями всегда знак тождества.

Татьяне Михайловне в гуще дел и событий недосуг на философские размышления типа, а что общего между ней, Татьяной, и Татьяной Лариной. Но то, что она Пушкиным наполнена до самых краев души своей, это уж точно. Задолго до всех юбилейных фанфар “тянула” она и раскручивала пушкинские проекты. Именно потому и решилась на поступок весьма нестандартный: без всяких на то поручений от кого бы то ни было написала грандиозный проект празднования пушкинского юбилея в крае.

Безусловно, без помощи, поддержки, знания людей, которые не один год реально работают на подготовку юбилея А. С. Пушкина, этого проекта не было бы. Алексей Ильичев, председатель Приморского отделения Всероссийского пушкинского общества, Марина Фролова, молодежный лидер, Елена Назаренко, председатель общества книголюбов, много вложили своих идей. И как-то сама по себе возникла мысль - создать Приморский общественный юбилейный оргкомитет, который бы объединил людей вокруг имени Александра Пушкина. Поставили задачу: подготовить юбилей и провести так, чтобы он стал действительно событием в культурной жизни края и личным праздником каждого приморца.

- 100 лет назад военные моряки заложили во Владивостоке фундамент. Это был культурный и духовный фундамент. Они понимали, на чем должен возводиться Владивосток. И совсем не случайно, что наш город особым образом отметил 100-летнюю годовщину русского гения. Распахнул двери первый вуз - Восточный институт, было принято решение об открытии на улице Пушкинской Пушкинского театра. Символом нашей приморской культуры стал Александр Пушкин - “солнце русской поэзии”.

Елена Назаренко, говоря о Татьяне Емельяновой, употребляет два понятия: “Лайза Миннелли” и “перпетуум-мобиле”. Краткая и удивительно точная характеристика человека, сомоотверженно отдающего себя обществу.

- А Пушкина я просто люблю. Он для меня во многих случаях - спасение. Кажется, так прост, близок, свойский такой, а какая глубина. Раскусил он нас, живущих на пороге третьего тысячелетия. Он нас разгадал. Наше прошлое, сегодняшнее, будущее. Мы мучаемся - а что же такое загадочная русская душа? Читайте Пушкина, в нем - все мы!

Сегодня как никогда Александр Сергеевич - наша надежда, спасение, глубокая культурная преемственность. И наше поколение зрелых, житейски опытных людей должно понимать, что их задача - эту преемственность обеспечить. Если мы хотим жить в России, а не хрен знает где...

Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"