“Холодная война” в Японском море

В минувшие сутки Японское море в очередной раз превратилось в арену политического детектива. Список участников неизменен: Япония, Россия и, возможно, КНДР.

25 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №565 от 25 март 1999

В минувшие сутки Японское море в очередной раз превратилось в арену политического детектива. Список участников неизменен: Япония, Россия и, возможно, КНДР.

В преследовании неопознанных плавающих объектов участвовали японские военные корабли и российские сторожевики

История началась в 9.25 утра по токийскому времени 23 марта, когда корабли морских сил самообороны (МССО) Японии обнаружили на траверзе префектуры Исикава (остров Хонсю) в территориальных водах (12-мильная зона) в районе острова Садогасима (недалеко от Ниигаты, города-побратима Владивостока) 2 судна неопознанной принадлежности, по обводам напоминающие рыболовные сейнеры. Название на бортах значили “Ямато-1” и “Ямато-2”; длина порядка 30 метров, водоизмещение около 100 тонн. Судно с названием “Ямато-2” зарегистрировано в префектуре Хего, которая находится на океанском побережье Хонсю. “Ямато-1” было исключено из реестра рыболовных судов еще 4 года назад. Патрульные суда управления безопасности на море (УБМ) и корабли МССО пошли на сближение с потенциальными нарушителями и подали сигнал с приказом остановиться. Однако неопознанные суда игнорировали приказ и стали удаляться в сторону открытого моря. Патрульные корабли УБМ “Тикудзэн” и “Садо”, ведя предупредительный огонь, начали преследование. Следует отметить, что если к предупредительной стрельбе российских пограничников в зоне Южных Курил мировое сообщество уже давно привыкло, то в этот раз японские патрульные суда открыли предупредительный огонь впервые за последние 45 лет.

Несмотря на высокие мореходные и скоростные качества японских кораблей, быстро настичь удалявшихся со скоростью свыше 25 узлов нарушителей не удалось. Однако и преследования японские суда не прекратили. Вскоре в воздух были подняты 7 (!) патрульных самолетов УБМ, которые осуществляли поддержку и координацию действий патрульных судов с воздуха.

В 0.45 24 марта начальник управления национальной обороны Японии (УНО - аналог российского Минобороны) Норота Хосэй в соответствии с решениями состоявшихся днем 23 марта чрезвычайного заседания совета безопасности и заседания кабинета министров Японии отдал приказ об участии в преследовании неопознанных судов боевых кораблей и самолетов МССО. Таким образом, корабли МССО Японии впервые за всю историю приняли участие в подобной операции. Премьер-министр Японии Обучи Кэйдзо в своей резиденции в 18 часов 23 марта провел экстренное совещание с министром иностранных дел Такамурой, министром транспорта Кавасаки и начальником УНО Сигэнари, итогом которого стало формирование кризисного штаба.

По данным УБМ, 2 неопознанных судна после 19 часов 23 марта шли со скоростью свыше 40 узлов и в период с 20 до 23 часов находились на удалении более 5 миль от патрульных судов, которые произвели более 1200 выстрелов из автоматического оружия в направлении нарушителей, стреляя при этом в воздух. В свою очередь, подключившиеся к преследованию боевые корабли МССО запускали осветительные ракеты. После обстрела неопознанные суда увеличили скорость до 50 узлов (что близко к скорости глиссера) и стали удаляться на северо-запад в сторону российского побережья.

По наблюдениям с патрульных судов и боевых кораблей Японии, на палубах судов-нарушителей не было замечено рыбаков и рыболовных снастей, однако в большом количестве наблюдались разнообразные антенны.

В 1.20 ночи 24 марта участвующий в преследовании эскортный миноносец “Меко” произвел два предупредительных выстрела по “Ямато-2” из 5-дюймового орудия, однако и это не возымело действия; нарушители неуклонно удалялись в сторону территориальных вод России.

К исходу первых суток погони (вчера ранним утром) японская сторона вступила в контакт с оперативными службами Тихоокенского регионального управления Федеральной погранслужбы (ТОРУ ФПС) и Тихоокеанского флота. Во-первых, в соответствии с международными и двусторонними соглашениями следовало предупредить о причинах приближения к государственной границе России боевых кораблей, патрульных судов и самолетов Японии. Во-вторых, наши соседи по морю обратились к территориальным силовым структура России с просьбой о содействии в задержании нарушителей.

По версии японских СМИ (а газеты этой страны вышли вчера с сенсационными “шапками” на первых страницах) суда-нарушители с высокой долей вероятности принадлежат КНДР и выполняли в районе их обнаружения, то есть в территориальных водах Японии, некую специальную миссию; диапазон вариантов велик - от радио и прочих видов разведки, включая установку гидроакустических буев, до высадки диверсантов и агентов-нелегалов, причем последнее наиболее вероятно, так как спецслужбы КНДР уже на протяжении 40 лет активно используют морские средства доставки для высадки агентов-нелегалов снабженных радиостанциями и другим спецснаряжением. Только за последние 20 лет Главное полицейское управление Японии нашло и обезвредило свыше полусотни северокорейских агентов, высаженных на территорию Японии с морских средств доставки. С другой стороны, высокие скоростные характеристики судов-нарушителей (однозначно невозможные для рыбаков) позволяют предположить, что это переоборудованные из рыбацких корпусов суда спецназначения, на которых установлены мощные газотурбинные двигатели скорее всего английского производства, изначально предназначенные для катеров на воздушной подушке. Как известно, 7 лет назад спецслужбы КНДР через подставные фирмы закупили около 150 таких двигателей в Великобритании и установили их на катера и суда спецназа ВМС Северной Кореи - в свое время об этом немало писала мировая пресса.

Характерно, что если действия японских УБМ и УНО совершенно официально предаются широкой огласке и широко освещаются в прессе, то участие в широкомасштабной операции в Японском море морских сил российских пограничников как всегда (так-!) держится в тайне. Единственное, что удалось выяснить корреспонденту “В” в телефонном разговоре с начальником морских сил ТОРУ ФПС капитаном 1-го ранга Сергеем Морживиным, так это то, что в ответ на просьбу японской стороны 2 сторожевых пограничных корабля вчера на рассвете снялись со своих баз в южном Приморье и вышли на рубеж территориальных вод. Вместе с тем японское агентство Киодо Цусин со ссылкой на свои источники в ТОРУ ФПС сообщает, что российские пограничники выставили 3 ПСКРа. Вопросы их участия в операции по задержанию судов, нарушивших территориальные воды Японии, представителями ТОРУ не комментируются.

Когда этот номер газеты уже готовился к подписанию в печать, на очередной звонок корреспондента “В” представитель пресс-центра ТОРУ ФПС ответил двумя словами: “Обстановка снята”. Без комментариев. О том, что произошло, нам остается только догадываться: то ли японцы настигли-таки и задержали нарушителей, то ли накрыли их прямыми залпами, то ли беглецы успели уйти в территориальные воды КНДР...

Известно лишь, что еще до вчерашнего вечера в зоне поиска оставались три японских корабля, а в воздухе “висели” 2 самолета базовой патрульной авиации “Орион”...

Автор: Отдел новостей "В"