Плавают все

Дети и родители в семейном клубе “Крепыш”, как усики антенн, чутко настроены друг на друга. Отсюда - ощущение упоительной гармонии...

23 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №563 от 23 март 1999

Дети и родители в семейном клубе “Крепыш”, как усики антенн, чутко настроены друг на друга. Отсюда - ощущение упоительной гармонии...

Пожалейте детей по-настоящему

Может быть, самый чудесный момент во всем этом процессе обучения плаванию младенцев - полчаса после купания: у нанырявшихся вдоволь малышей просыпается зверский аппетит, мамы усаживаются в раздевалке и начинается синхронное вскармливание. Мадонны! Причем бутылочками со смесью тут и не пахнет.

“Если у сотен кормящих женщин проблемы с наличием молока в груди, то у наших мам - как бы отнять детишек от груди годикам к двум”, - улыбается руководитель клуба, врач-педиатр Зинаида Бахарева.

“Крепыш” - клуб с большими традициями, с хорошей научной базой, увы, зачастую долго не принимаемой официальной медициной. Помните, как знаменитые супруги Никитины и их многочисленные сторонники настаивали, что дитя надо прикладывать к материнской груди не на вторые или третьи сутки, а в первые секунды жизни! Не прошло и четырех десятков лет - свершилось: прикладывают и в роддомах.

В некоторых, самых передовых. И оставляют в совместных палатах. И пап допускают в родзал. За дополнительную плату.

Зато против плавания вряд ли кто возразит, даже самый официальный. Впрочем, зрелище это со стороны - не для слабонервных. Пока идет сухопутная разминка, малыши так и стремятся к бассейну - кто ползком, кто вперевалку, будто там медом намазано: вода для них - радостная стихия. Но плавать не научишься, если будешь смачивать только животик, потому ребятню макают с головой. Многие поначалу плачут, отфыркиваясь, страх проходит быстро - и начинается сплошное удовольствие. Мы вздрагиваем, когда мамы отпускают грудничков - те, как поплавки, не тонут, но и не плывут еще, барахтаются. “Не волнуйтесь, физиологически новорожденный может задерживать дыхание на 5-6 секунд, а к году с помощью тренировок - уже и до 40 секунд”, - объясняет Зинаида Бахарева. Годовички и ребята постарше уже плавают, зрелище - блеск. Но дело-то не в плавании только! Вода не просто закаляет, она тренирует все системы организма, а задержки дыхания под водой (по Бутейко) дают мощный запас прочности и великую силу иммунитету. Дети отлично развиваются, и интеллектуально в том числе.

Удивительное наблюдение: мама приводит ребенка-аллергика, да еще и в момент обострения. Заметьте: вместо приема препаратов. Дитя наныряется, наплавается до изнеможения - приступ снят, успокаивается зуд, проходит сыпь. Может быть, это от большой нагрузки или от огромной дозы положительных эмоций, может, от того, что организм избежал очередного лекарственного удара, трудно сказать, но факт остается фактом.

Вообще в “Крепыш” чаще всего и приходят мамы с проблемными детьми: то аллергия, то просто частые ОРЗ, настолько частые, что и просветов почти не бывает. Тут не учат дрожать над ребенком и кормить таблетками: механизм прямо противоположный. “Начинайте обливать. Холодовой стресс действует на все биоактивные точки поверхности кожи - от макушки до пяток, в организме начинается “буря”, она поистине чудотворна и приведет все органы в чувство”. Только вначале мамы и папы должны прослушать двухчасовую лекцию - все-все о процессах, которые происходят в это время в организме, о том, как все сделать грамотно. После такой лекции на многое начинаешь смотреть принципиально по-другому! “Вам жалко вашего ребеночка? Как же, такая мука - секунда холода? А не жалко, когда вы ему нос промываете каждый час, горло мажете, вливаете панадолы всякие, заставляете высиживать по поликлиникам вместо веселых прогулок?”

В “Крепыше”, самое главное, учат жить сообразно природе. В снег нырять никто не заставляет - меры закаливания нужно выбирать согласно собственным ощущениям. Закалка, правильное питание - лишь часть системы сообразности природы и часть уроков, преподаваемых в “Крепыше”. Есть еще и психологический тренинг, умение настроиться на волны ребенка. Не зря в клубе атмосфера гармонии и спокойствия. Мамы тут не дергают своих детей: “Не ходи! Не шуми! Не трогай!” Спокойные родители - спокойные дети, никто не орет и не капризничает - им хватает внимания мам, их ласкового, непоказного обожания. И понимания.

Недавно “Крепыш” получил от фонда “Евразия” грант на создание информационно-методического центра с банком данных об общественных организациях России и зарубежных стран, защищающих интересы семьи, материнства, отцовства и детства. Банк такой создан, он полон интереснейших данных обо всем, что связано с семьей. Увы, в России подобного рода организаций оказалось на несколько порядков меньше, чем за рубежом.

“Беременные мамы и папы”

В “Крепыше” проводят занятия (в бассейне в том числе) с “беременными парами” - называют так и только так! Учат будущих мам и пап, как сделать этот период жизни не только здоровым, но и радостным, легким.

Вообще до чего “цивилизованная” жизнь все ставит с ног на голову. Одна гостья, пришедшая в “Крепыш”, как-то ужаснулась: “Два года кормить грудью? Боже, да я через два месяца уже на стенку лезла от тоски, отняла побыстрее от груди, чтобы освободиться”. А до чего извращенным стало понимание о времени вынашивания ребенка - сплошные разговоры о патологии, подозрительные взгляды и ругань врачей в консультации: опять набрала лишний вес, раскормилась...

“Я провожу занятия в старших классах и на первом предлагаю анкету: напишите, какие понятия у вас ассоциируются со словами “беременность”, “роды”, “материнство”, - рассказывает Зинаида Бахарева. - У большинства девочек со словом “беременность” связаны ответственность, забота, тяготы какие-то. Однажды на занятия попали мальчики, у четверых из пяти беременность ассоциировалась со словом “аборт”.

Приехали... Где норма, где патология - все смешалось. Естественное считается некрасивым, стыдным, почти безнравственным. Пап из “Крепыша” больше всего рассердило мнение одного мужчины, опубликованное как-то в нашей же газете. Тот рассказывал, как наблюдал роды жены в роддоме, каким кошмарным испытанием стало для него это зрелище и как потом на долгое время он перестал воспринимать жену как женщину - чуть семья не распалась. “Это же надо! Здоровое, природное, полноценное - воспринимается чуть ли не как патология!” - сокрушались мужчины.

“Основной страшилкой была угроза неминуемой импотенции после присутствия при родах, - Евгений Омелаев, инженер и папа, принимавший у своей жены роды дома, даже ответ на ту публикацию написал. - Наши знакомые родили вместе уже первого, второго и третьего - так что мужа трудно заподозрить в мужской несостоятельности и потере интереса к жене. По-моему, беда того мужчины в том, что он был не участником, а зрителем, все наблюдал через окно в родзале. Смею вас заверить, что при рождении дочери мне некогда было охать и падать в обмороки - дел хватало: я успокаивал жену, помогал расслабляться и правильно дышать. В последнем периоде родов я почти сидел в ванной, так как жене нужна была опора. Когда дочка родилась, я не смог сдержать слезы радости, я первый взял ее на руки. Тот, кто не взял своего ребенка на руки сразу после рождения, никогда не узнает этого счастья!”

Хотя далеко не все посещающие занятия в “Крепыше” - сторонники родов дома: на то нужен определенный набор условий, это не простое решение. Зато абсолютно все - сторонники того, что для здоровья своих детей и для счастливой атмосферы в семье нужно трудиться: само собой ничего не приходит. Только труд этот вовсе не изнурительный, а спокойный и безмерно радостный...

Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"