Праволишенные

Когда в очередной раз на законной территории - тротуаре - на меня наехал автомобиль, терпение закончилось. Родилась откровенная нелюбовь к этим железным монстрам. Наверное, примерно такие же ощущения рождаются у водителей, когда очередная партия пешеходов двигает посреди дороги, скажем, в районе торговой улицы на Фокина. Но всегда убеждаешься, что конкретно во Владивостоке простому пешеходу живется намного сложнее.

19 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №562 от 19 март 1999

Когда в очередной раз на законной территории - тротуаре - на меня наехал автомобиль, терпение закончилось. Родилась откровенная нелюбовь к этим железным монстрам. Наверное, примерно такие же ощущения рождаются у водителей, когда очередная партия пешеходов двигает посреди дороги, скажем, в районе торговой улицы на Фокина. Но всегда убеждаешься, что конкретно во Владивостоке простому пешеходу живется намного сложнее.

О том, что прижимают нашего брата-пешехода, блестяще написали, как известно, Ильф и Петров. “Кротких и умных пешеходов стали давить...” Но то были годы 30-е. Через 60 лет вся эта аллегоричная схема прошла солидную эволюцию. Особенно во Владивостоке, где автомобилей на душу населения (и на квадратный метр) будет побольше, чем в других городах страны. Во Владивостоке, где нет бульваров, чисто пешеходных улиц (местных кузнецких мостов), где по пальцам можно пересчитать скверы, широкие тротуары, отгороженные от проезжей части насаждениями.

УЛИЧНЫЙ КАТЕХИЗИС

“Если пешеходу иной раз удается выпорхнуть из-под серебряного носа машины - его штрафуют за нарушение правил уличного катехизиса. Так деградировал пешеход...”

(И. Ильф, Е. Петров. “Золотой теленок”.)

- Девушка, вот объясните, почему вы перешли дорогу в неположенном месте? - командир взвода городской ГИБДД старший лейтенант Павел Грузинский живо останавливает “нарушителя” в окрестностях “Белого дома”.

- Да вот в аптеку спешу.

- А вы подумали, что если бы с вами здесь что-нибудь случилось, сколько бы тогда нужно было лекарств?!

Девушку офицер отпустил все же с миром: “У нас вроде здесь и пост усиленный, но как бегали, так и бегают в запрещенном месте”. За переход дороги в неположенном месте штраф довольно смешной - 8 рублей 35 копеек. Чаще его просто не берут из альтруистских побуждений. На этом посту считают, что в любом случае водителю живется сложнее (рядом стояла постовая машина). Хотя бы потому, что если в дорожно-транспортном происшествии и виноват пешеход, все равно ущерб чаще взимается с автомобилиста. Даже если у него остались последние деньги на бензин...

Самыми типичными проступками со стороны пешеходов, провоцирующих ДТП, сотрудники ГИБДД называют переход в неположенном месте, неправильные действия при высадке из трамвая и троллейбуса, неосмотрительность при переходе оживленных магистралей.

- Пешеходу надо понять водителя, у которого на скользкой дороге из-за резкого торможения возникает масса проблем. С другой стороны, можно понять тех пешеходов, которые попались на пути пьяных водителей или наркоманов, что бывает довольно часто. С нас за безопасность пешехода особый спрос, - говорит старший лейтенант.

Защитникам водителей, постовым, вторят и официальные сводки ГИБДД Владивостока: за 2 первых месяца нынешнего года 80 из 224 ДТП произошли по вине пешеходов.

ВО ВТОРУЮ ОЧЕРЕДЬ

“Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества, мало того - лучшую его часть...”

(И. Ильф, Е. Петров. “Золотой теленок”.)

- Пешеходу нужна культура поведения во взаимоотношениях с автотранспортом, - считает Павел Грузинский, - хотя и их понять можно: от той же администрации города многое зависит. В подземных переходах можно было бы установить для безопасности граждан телефон-автомат цифровой связи с милицией, который довольно дешев.

И, действительно, что быстрее сделать простому пешеходу, скажем, вечером в районе Суханова или Покровского парка: пройтись по свежевыстроенному подземному переходу или перебежать дорогу?

Голые стены, горы пустых пачек от сигарет и пакетов от чипсов, занесенных сюда ветром, темнота - сердцем чуешь, что ходить здесь небезопасно.

Дважды строившийся подземный переход этой проблемы не решает. Он может обслужить только тех, кто хочет перебраться от парка до больницы. Всегда оживленный участок дороги между университетом и парком не снабжен ни светофором, ни внятно различимой переходной разметкой. Да мало ли таких примеров во всем городе! Вот в прошлом году была решена проблема баляевского перекрестка. Автомобилисты довольны - в пробку не попадешь. А пешеходам в этом грандиозном сооружении легче запутаться, чем обезопасить свою жизнь. В слякотно-ледяное время, которое мы наблюдаем сейчас, шагать по надземным переходам стало еще сложнее.

За разметку и светофоры отвечает государственная служба “Владсигнал” при краевой ГИБДД. В администрации города говорят, что светофоры и разметка - их прямая обязанность. От себя скажем: и финансирование этой службы - тоже обязанность администрации. “Тем более что городские органы УВД подчиняются непосредственно главе администрации”, - делают вывод в управлении по благоустройству и саночистке. При прошлых “серых кардиналах” “Владсигнал” не финансировался. На дорожные материалы, краску просто не было денег. Как будет при нынешней власти?

Как видно, при бывшем городском главе, мэре Викторе Черепкове, больше внимания уделялось автомобилям. Грандиозные развязки только чего стоят. Проблемы “пешком ходящих людей” решались во вторую очередь.

Мнение сегодняшних властей Владивостока, которые просто обязаны следить за благоустройством “оставшихся” тротуаров, но особенно - подземных и надземных переходов, сводится к следующему. Ни один из новоиспеченных, но, заметим, открытых для использования подземных переходов документально не сдан в эксплуатацию строительными подрядчиками.

По словам заместителя начальника управления благоустройства и саночистки городской администрации Андрея Голычева, нынешние власти заинтересованы в том, чтобы эти объекты были как следует доделаны - сейчас эти вопросы решаются со строителями. Другой служащий управления, Модест Уславцев, поясняет проблему: как только подрядчики очистят подземки, наладят свет, переходы будут сданы на баланс комитета по управлению муниципальным имуществом. После этого, дескать, управление по благоустройству будет следить за их порядком.

А пока что будем пользоваться тем, что есть...

ПЕРЕХОДНЫЙ ИНСТИНКТ?

Самое любопытное, что все сотрудники госавтоинспекции нам дают советы, напоминают как будто прописные истины. Наверное, надеясь, что они, эти правила, у нас должны сидеть на уровне инстинктов и чувства самосохранения. Или же нам помогает эдакий “эмпирический опыт” предшествующих поколений: аварии, катастрофы, да и просто “наезды”? Было дело, одна хорошая девушка шла по тротуару в районе улицы Фокина. Давший задний ход водитель, не обращая внимания на запрещающий знак, наехал на нее. Да так, что наша героиня попала в “тысячекоечную” с сотрясением мозга. После этого девушка даже на тротуарах внимательно смотрит по сторонам и с большой осторожностью переходит через дорогу. Считает, что и от самого пешехода многое зависит.

Ну, возможно, кто-то почерпнул пешеходные обязанности в детском возрасте, из книжек со светофорами на обложках. Посмотрите, на самом-то деле об обязанностях пешеходов написано только в книге “Правила дорожного движения” (пособие для сдачи экзаменов в ГАИ). Да, здесь все разъяснено в мельчайших подробностях.

“Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам...” “При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части...”. “...При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны”. И так далее. То есть получается, что пешеход может узнать о своих обязанностях только в том случае, если захочет сменить амплуа, то есть стать водителем. И еще. В “Правилах” обозначены только обязанности. А где же права? Где написано, что я, как пешеход, могу беспрепятственно ходить по тротуару и заблудившийся “маркушник” не заденет меня? Так оно и есть - век научно-технического прогресса потерял из виду простого человека, создателя этого самого прогресса.

Одно неформальное литературное объединение, куда входит и автор статьи, по этому поводу имеет свое предложение. “Свод правил пешеходного движения”, который нам, возможно, в этой возрастающей автомобильной атаке придется зубрить на специальных курсах категории “П”:

- Каждый пешеход обязан иметь фары, укрепленные на вязаной шапочке либо кепке, ремень безопасности вокруг талии, поворотники на каждом боку, сигнальный рожок или пейджер, аптечку, пару запасных ботинок и носков.

- Тонировать стекла очков разрешается не более чем на 50 процентов.

- Запрещено перевозить на себе более 4 человек.

- Запрещено хождение в нетрезвом виде.

- Каждый пешеход обязан иметь при себе пешеходные права, выданные отделением Государственного пешеходного управления, или ГПУ.

- За нарушения правил пешеходного движения, в частности: выход на встречную полосу пешеходного движения, столкновение с другим пешеходом, хождение в нетрезвом виде, нарушение правил прохождения медосмотра - ГПУ имеет право лишить прав на хождение сроком от 6 недель до пожизненного.

Как вам такая перспектива жизни пешехода в развитом индустриальном обществе?

Автор: Александр СЫРЦОВ, Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), "Владивосток"