Хороший спектакль. И закончился быстро

В спектакле “Бес фантазии”, поставленном по Набокову, Альберт Филозов и Наталья Крачковская предстали перед зрителями в довольно неожиданных для обоих амплуа: он в роли одинокого мечтателя-ловеласа, она была бесом. Сравнение со старыми, привычными образами сработало, увы, не в пользу прославленных актеров.

19 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №562 от 19 март 1999

В спектакле “Бес фантазии”, поставленном по Набокову, Альберт Филозов и Наталья Крачковская предстали перед зрителями в довольно неожиданных для обоих амплуа: он в роли одинокого мечтателя-ловеласа, она была бесом. Сравнение со старыми, привычными образами сработало, увы, не в пользу прославленных актеров.

Во время спектакля не оставляло чувство неловкости за происходящее. Молодящийся Альберт Филозов, который никогда не грешил на сцене пошлостью и безвкусицей, войдя в образ, предавался неловким танцам и сексуальным мечтам. Попурри в его исполнении заставляло опускать глаза. Роль, в которой был бы хорош молодой актер соответствующего плана, сделала Филозова жалким.

Наталье Крачковской, стопроцентно комедийной актрисе, для создания образа беса, пусть обладающего чувством юмора, мало было надеть черное трагическое платье. Не хватало мистики. Крачковская как-то очень буднично, по-хозяйски распоряжалась на сцене. Кухонная естественность не украшала актрису, во всяком случае не шла к этой роли.

А вот общаться с Натальей Крачковской и Альбертом Филозовым было действительно приятно. Даже душевно.

Сначала мы заглянули в гримерку к заслуженной артистке Наталье Крачковской.

- Для меня действительно необычно играть набоковского черта, - рассказывала Наталья Леонидовна.- Но в каждом из нас заключен и бог, и черт. Всегда дается право выбрать, кого же в тебе больше. Бес в моем исполнении дает герою Филозова выбор. Предлагает ему счастье, бери, но человек жаден.

- Известно, что актеры берут на себя часть роли. После того как вы стали играть беса, с вами не происходило что-нибудь эдакое?

- Я стою ногами на земле. Двумя, что характерно. Ничего не придумываю. Роль - это только работа. Правда, во время Пасхи я отказалась играть беса.

- При вашем появлении зрители уже готовы хохотать. Вам никогда не было тесно в рамках комедийного амплуа?

- Поэтому я и сыграла такую роль. Все в зале в первый момент столбенеют: Крачковская - черт! Это хорошо. В кино амплуа больше давлеет над тобой, в театре - нет.

Я наконец-то занялась своим любимым делом - театром. До этого постоянно снималась в кино, по два-три фильма в год. Удивительно: сколько у меня было кинопроб - всегда утверждали. Никогда никого не расталкивала локтями в борьбе за роль: если она твоя, ты ее и так получишь. Это справедливо. Не делать сознательно зла - это из моего кодекса чести.

- Вы часто снимаетесь в клипах.

- Да, мне интересно работать с молодыми. Хороший клип - это маленькое кино. Снимаюсь и ради денег, потому что их в стране никто не отменял.

- А что стало с вашей телевизионной передачей?

- Ее больше нет. Закончились деньги. Год я с удовольствием вела “В гостях у бабушек и дедушек”. Это была такая добрая передача. Я приглашала в гости актеров, сейчас они бабушки и дедушки, со своими внуками.

- А вашему внуку вы уделяете много внимания?

- Вижу его редко, постоянно в разъездах. Моему внуку Владимиру Васильевичу 7 лет. Раньше он хотел быть шофером бетономешалки, потом летчиком, но окончательно он еще не решил. Сын, Василий, работает звукорежиссером на “Мосфильме”. В 1996 году он получил звание лучшего звукорежиссера в стране.

- Наталья Леонидовна, вы так часто являетесь героиней скандальной хроники. То у вас роман с молодым плейбоем, то откровенничаете на “запретные” темы...

- Вообще живу скромно и тихо. Но поскольку я человек очень яркий, то значит, обязательно нужно придумать про меня какую-нибудь гадость. Это не журналисты, так, писаки... Я уже решила: если про меня еще что-нибудь подобное напишут, просто подам в суд.

От Натальи Крачковской мы перебрались в гримерку к народному артисту Альберту Филозову.

- Альберт Леонидович, а вам нравится ваша роль?

- А что такое? Любовь - это единственное, что, наверное, никогда не надоест. Мне было любопытно играть. В эту роль я вложил свои нервы.

- Ваш герой спрятался в мечтах от реальности, а вам самому не хотелось так поступить? Ведь тогда все становится гораздо проще...

- Я по существу ухожу в мечты всю свою жизнь.

- Поэтому мы так редко видим вас на экранах?

- Я снимаюсь в кино, просто эти фильмы не показывают. В прошлом году директор “Мосфильма” с гордостью объявил, что на студии за год было снято 8 фильмов. Большой прогресс, потому что несколько лет назад мы снимали фильм, который вы, наверное, тоже не увидите, и были одни в павильонах огромной студии. Знаете, пустой “Мосфильм” вызывал такое жуткое ощущение... Раньше здесь снимали по 150 картин. Когда-то мы спорили: кто выживет - театр или кино? Сегодня театры в Москве полны, а вот отечественное кино в России практически умерло.

- Альберт Леонидович, вы когда-то были одним из основателей театра “Школа современной пьесы”, какова сейчас его судьба?

- Я оттуда ушел. А театр живет, скоро отметим его десятилетие. Сейчас вообще в театре не играю. Я долго болел, а потом...

- Но вы по-прежнему преподаете во ВГИКе?

- Нет. Устал вкладывать знания в людей, которые, как младенцы, тут же все отрыгивают. Преподаю иногда в одной английской театральной школе. Там студенты платят за образование. Работают в баре, продают машины, чтобы три недели учиться. Все из тебя вытягивают.

- С кем у вас было идеальное партнерство?

- О, с Любовью Полещук. Помню, играли на гастролях 20 раз подряд один и тот же спектакль. Каждый совершенно по-новому. Мы остро чувствовали друг друга, могли удачно импровизировать. Любовь Полещук уже тоже ушла из театра...

- Альберт Леонидович, скажите, а кого легче сыграть - простодушного героя или умного?

- Думаю, умного труднее. Ум сейчас связан с позой, надутостью. Но, может быть, не нужно делить людей на умных и глупых. Во всех нас есть и то, и другое. И я глуп. Говорю иногда умные слова, но в чем-то очень глуп и наивен. Не законченный идиот, конечно. Наивность - необходимая вещь для актера.

Не просто судить их - заслуженных и народных. Но почему заслуженные и народные так настойчиво пичкают нас, неизбалованную провинцию, антрепризой такого сорта? Почему не везут умные спектакли? Идем в театр на известные имена в надежде увидеть таланты в блеске. Но “браво” нынче в провинциальных театрах кричат все реже... После спектакля “Бес фантазии” поразила ненароком услышанная фраза: “Хороший спектакль. И закончился быстро”.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"