Актер театра воображения

В 20-е годы в государстве, которое называлось Советский Союз, родился уникальный вид театрального искусства. Искусство художественного чтения, или театр воображения.

12 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №558 от 12 март 1999

В 20-е годы в государстве, которое называлось Советский Союз, родился уникальный вид театрального искусства. Искусство художественного чтения, или театр воображения.

В нем не было ансамбля актеров, декораций, костюмов. На сцене зрительским вниманием овладевал мастер художественного слова. Жест, мизансцена, музыка, элементы реквизита играли свою важную роль. Но главным оставалось слово. Слово рождало образы людей, картинки жизни и природы, все то, чего в данный момент физически не существовало, но возникало в воображении зрителей.

У истоков жанра стояли автор популярнейших книг профессор Василий Сережников, знаменитый Владимир Яхонтов, вдумчивый, интеллигентный Антон Шварц, гениальный Александр Закушняк. Блистали Дмитрий Журавлев, заново открывший многим Пушкина и Маяковского, незабываемый исполнитель Толстого и Тургенева, Сергей Балашов - автор, режиссер, исполнитель моноспектаклей по произведениям Есенина, Маяковского, один исполнявший всего “Гамлета”, Сурен Кочарян с его грандиозными программами “Сказки Шахерезады”, “Декамерон”, “Крейцерова соната”. Выдающимися чтецами были актеры драматических театров Василий Качалов, Игорь Ильинский, Сергей Юрский. Почти все они в свое время приезжали на гастроли во Владивосток.

Выступления выдающихся мастеров художественного слова пользовались оглушительным успехом.

В концертных залах, где проходили представления театра одного актера, бывали аншлаги, спектакли эти потом горячо обсуждались в студенческих общежитиях, в курилках НИИ. Спорили об актерских трактовках, манере подачи литературного материала. Каждый спектакль становился событием в культурной жизни города.

В 60-е годы появились у нас свои приморcкие чтецы - артисты театра воображения.

... Судьба Льва Ткачева решилась в тот июльский день 1962 года, когда он - журналист, студент ДВГУ, прогуливаясь по улице, заглянул в институт искусств. Надо сказать, что зашел не случайно. Там как раз шли вступительные экзамены на театральном факультете. Проводивший экзамены доцент Б. Кульнев и предложил Ткачеву попробовать силы. Лев прочел стихотворение Игоря Кобзева. Могучий бархатный баритон заполнил аудиторию, широкая улыбка, открытая и доверительная, озарила лицо чтеца. Был он высок ростом, статен, и казалось, сам был одним из тех парней, которых поэт Кобзев призывал “пить больше железа”. Такой человек производил впечатление удачливого, такого, который по выражению другого поэта, “бьет в жизнь без промаха”. И первый “выстрел” Ткачева попал в цель - Кульнев принял его на театральный фактически без экзамена. Начало карьере было положено.

А через несколько лет, окончив институт и став преподавателем, Лев Александрович стал дипломантом Всероссийского конкурса чтецов, стал заслуженным, а затем и народным артистом России. Пришли известность и популярность.

Репертуар его разнообразен, в подавляющем большинстве это стихи. Из поэтов на первом месте - Маяковский. Лев Ткачев - один из лучших его исполнителей. Громадное наслаждение получаешь, слушая даже хорошо известные, хрестоматийные “В. И. Ленин” и “Хорошо!”

Для Ткачева-чтеца характерны открытость подачи материала и большая выразительность исполнения. Он завораживает публику с первых же минут своего появления на эстраде.

Кроме исполнительской работы Ткачев много сил и энергии вкладывает в театрально-педагогическую деятельность на кафедре сценической речи, которую до недавнего времени возглавлял.

К сожалению, сегодня в России театр воображения повсеместно теряет свои позиции.

Автор: Альберт МАМОНТОВ, специально для "В", Фото из архива Льва Ткачева