Штормовая обстановка в 'Востоктрансфлоте' нагнетается на берегу

Каждый день ровно в 11.00 в диспетчерской службе компании “Востоктрансфлот” собираются руководители ведущих подразделений предприятия. Оперативное, в пределах 20-25 минут, совещание. Его ведет старший капитан-оператор.

3 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №553 от 3 март 1999

Каждый день ровно в 11.00 в диспетчерской службе компании “Востоктрансфлот” собираются руководители ведущих подразделений предприятия. Оперативное, в пределах 20-25 минут, совещание. Его ведет старший капитан-оператор.

Подводятся итоги за предыдущий день, делаются наметки на ближайшие дни. Каждый оператор, ведущий свое направление, кратко докладывает позицию судов и вопросы, возникшие у его “подопечных” за истекшие сутки.

Только один, далеко не полный фрагмент оперативного совещания одного дня - 25 февраля с. г.

...”Чукотский берег” производит выгрузку в Риге.

...”Хрустальный берег” пришел в Чукотское море.

...”Амурский берег”, “Титовск”, “Камчатский берег” работают в Охотоморской экспедиции - там сейчас в самом разгаре минтаевая путина.

...”Пенжинский залив” - в районе Пусана в ожидании рейса.

...”Тарханск” заканчивает выгрузку в Калькутте.

...”Бухта Новик” направляется в Охотоморье.

Через 2 часа еще одно, столь же оперативное совещание, но теперь это радиоперекличка с капитанами всех судов, где бы они ни находились. В ходе радиосеанса утрясались вопросы выгрузки и погрузки, топлива, воды, материально-технического обеспечения, ремонта...

Возможно, этот длинный перечень, скорее напоминающий сухой бухгалтерский отчет, нежели газетный репортаж, покажется читателям излишним. Но в данном случае без него не обойтись.

В последнее время в Приморье только ленивый не говорит о крахе “Востоктрансфлота”. Судя по сообщениям некоторых печатных и электронных СМИ, судов давным-давно нет, а те, что еще имеются, не сегодня-завтра будут распроданы иностранным “акулам”.

Между тем флотилия компании насчитывает ни мало ни много 48 судов, о чем красноречиво свидетельствует вышеприведенная сводка, кстати, далеко не полная.

Вот, скажем, танкер “Усть-Кан”. Если верить запущенной “дезе”, благополучно “сплавлен” за границу. А между тем по-прежнему числится в государственном реестре за “ВТФ”, на днях доставил в район Охотоморской экспедиции топливо для промыслового флота.

Или такой пример. Незадолго до нового года губернатору Приморья было направлено письмо от якобы коллектива работников “Востоктрансфлота”. Смысл послания все тот же - компания распродается!

Когда стали проверять сигнал, выяснилось, что более половины из 200 подписей принадлежат людям, не имеющим никакого отношения к компании. Остальные в настоящее время либо находятся в море и не могли иметь отношения к письму, либо уже не работают в компании, да и те, впрочем, подписывали совсем другое письмо.

Уместно напомнить, что на 1 января 1992 года за компанией (тогда еще “Востокрыбхолодфлот”) числилось 122 судна. На 1 октября 1997 года оказалось 23. А вот на 1 февраля нынешнего года, как упоминалось выше, уже 48 судов.

Это тема отдельного разговора, как и почему “измельчало” некогда одно из самых могущественных в России морских транспортных предприятий. Главное же сегодня в том, что процесс сокращения остановлен, началось (пусть пока и не в таких темпах, как хотелось бы), но все же - ВОССТАНОВЛЕНИЕ(!) флота.

Есть и исходная точка поворота - ноябрь 1997 года. Именно тогда к руководству пришли новые люди. На собрании акционеров “Востоктрансфлота” было избрано новое руководство.

Новая команда энергично взялась за вывод предприятия из кризиса. За сравнительно небольшой срок, а точнее, за год и четыре месяца, почти вдвое удалось сократить огромные долги, оставшиеся в наследство. Были найдены инвесторы, не побоявшиеся выделить солидные кредиты, большая часть которых пошла на погашение трудовому коллективу “ВТФ” многомесячных долгов по зарплате.

Параллельно велась длительная и изнурительная борьба за освобождение “застрявших” за границей судов: как арестованных, так и оказавшихся в иностранном оперативном управлении на невыгодных для компании условиях. В общей сложности было возвращено 20 судов. При этом важно заметить, что за полтора года продано (на эту сторону деятельности особо упирают оппоненты) всего 4 судна, да и то лишь потому, что свой век отслужили. Для сравнения: предшественники продали 7 судов.

В последнее время компания направляет свои усилия на расширение поля деятельности, в частности на возвращение судов на очень престижную североамериканскую линию. В свое время эта линия была потеряна из-за крайне неустойчивого положения компании, вследствие чего было опасение, что суда “ВТФ” могут надолго, если не навсегда, “осесть” в американских портах. Но в прошлом году, когда положение удалось стабилизировать и возвратить доверие бывших компаньонов к “ВТФ”, наконец-то произошел долгожданный прорыв - транспортные рефрижераторы вновь открыли для себя порты Нового Света. Руководство и в дальнейшем намерено предпринимать все усилия, чтобы окончательно восстановить былые позиции на престижной линии.

Мы далеки от мысли утверждать, что удалось полностью избавиться от тяжелого груза наследия прошлых лет. В частности, все еще не преодолены последствия нашумевшей “войны” в Персидском заливе.

Предыдущее руководство заключило контракт об управлении теплоходами “Труновск”, “Кутузово” и “Тарасовск” с компанией “Шараф-групп” из Объединенных Арабских Эмиратов, причем на крайне невыгодных для нас условиях. Кончилось тем, что уже новому руководству пришлось расторгнуть контракт. Арабская сторона выставила неустойку в 2,2 миллиона долларов. В ближайшее время в Лондоне должен состояться суд, который расставит все точки над i. Договор был, по мнению специалистов “ВТФ”, настолько кабальным и разорительным для компании, что руководство нисколько не сомневается в благополучном для себя исходе судебной тяжбы.

Еще один штрих. В последнее время в околотрансфлотовских кругах усиленно муссируются всевозможные слухи о якобы переводе головного управления компании или в Москву, или в Петербург. На месте же якобы будет оставлена небольшая оперативная группа. Представители “ВТФ” категорически опровергают такой вариант. Более того, объявлен конкурс на поиск во Владивостоке нового офиса, более отвечающего современным требованиям. И этот факт лучше всего говорит о том, что новое руководство взялось за возрождение компании всерьез и надолго.

Автор: Геннадий ПЕТРОВ, специально для "В"