В театре были - обхохочешься

Афиши спектакля МХАТа “Прибайкальская кадриль” манили громкими именами актерской (к тому же состоящей в законном браке) пары - народных артистов России Андрея Мягкова и Анастасии Вознесенской, шрифтом чуть помельче шли имена заслуженного артиста России Вячеслава Жолобова, актрис Нины Килимник и Татьяны Розовой. МХАТ не был во Владивостоке 20 лет. Естественно, что эти гастроли для нашей публики обещали стать серьезным культурным событием, но чуда не произошло.

26 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №551 от 26 февр. 1999

Афиши спектакля МХАТа “Прибайкальская кадриль” манили громкими именами актерской (к тому же состоящей в законном браке) пары - народных артистов России Андрея Мягкова и Анастасии Вознесенской, шрифтом чуть помельче шли имена заслуженного артиста России Вячеслава Жолобова, актрис Нины Килимник и Татьяны Розовой. МХАТ не был во Владивостоке 20 лет. Естественно, что эти гастроли для нашей публики обещали стать серьезным культурным событием, но чуда не произошло.

О “Прибайкальской кадрили”, поставленной режиссером МХАТа Николаем Скориком по пьесе Владимира Гуркина, можно сказать немного: это комедия, сделанная в лучших традициях жанра антрепризы. Легко, смешно и никакого катарсиса, то есть очищения в результате воздействия высокого искусства. От прославленного МХАТа ждали большего.

На пресс-конференции, которая состоялась до спектакля, артисты в один голос говорили о том, что они с удовольствием выбрали пьесу, отражающую хорошие русские традиции, со странными добрыми персонажами. “Спектакль соответствует тому уровню, на котором мы находимся”,- уточнил Андрей Мягков. По его мнению, России не хватает доброй драматургии, поэтому пьеса написана как нельзя вовремя.

Ну и что, что антреприза. Анастасия Вознесенская, к примеру, считала, что это современная форма, рожденная временем. Новый театр ищет новые возможности. “Я антрепризу люблю больше, чем серьезный стационарный театр”,- поведала нам актриса. А Нина Килимник тут же добавила, что собственно театр начинался с антрепризы. Оказывается, этот жанр дает возможность сыграть роли, которые артист никогда не получил бы.

С нашего четвертого ряда отлично было заметно, как артисты переигрывали и “импровизировали”. Впрочем, Жолобов и Мягков были хороши. В речи героя Андрея Мягкова с трепетным чувством узнавания дорогого ловили знакомые интонации Лукашина из столь не любимого Андреем Васильевичем, но когда-то давшего новое рождение артисту Мягкову фильма “Ирония судьбы”.

К сожалению, побеседовать лично с Андреем Мягковым нам так и не удалось. Артист уже давно никому не дает интервью, но на пресс-конференции ответил на несколько вопросов.

Не все знают, что Мягков увлекается портретной живописью. “Мне нравится белый холст. Только от тебя зависит, что на нем появится”, - рассказывал он. Портреты, написанные им, есть у Михаила Горбачева и Галины Волчек. Любопытно, как отзывался о живописной манере одного из своих любимейших артистов Эльдар Рязанов в книге “Неподведенные итоги”: “На его холстах люди выглядят скорее неприятными, приближенными к недоброй карикатуре. Художник Мягков не щадит даже самых близких людей”.

Вообще не стоит отождествлять артистов и героев, которых они играют. “Мы совсем не похожи на этих людей. Роль собирается не целиком из себя - из частичек. Про меня еще ничего не написали”,- улыбаясь, отвечал Андрей Васильевич.

Не мучают артиста Мягкова мечты о еще не сыгранном. Он считает, что ни один режиссер уже ничего ему не даст. В последнее время Мягков не снимается в кино, не любит телевидение, поэтому там и не появляется. Впрочем, то же самое можно сказать и об остальных артистах “Прибайкальской кадрили”.

Более обстоятельно о современном кино, театре и нелегкой актерской судьбе мы поговорили с актрисой Татьяной Розовой, дочерью драматурга Виктора Розова, которого многие режиссеры сегодня называют великим.

- Татьяна, как вы относитесь к новому русскому кино?

- Оно меня не вдохновляет. Надо обладать какой-то сверхгуманной идеей, чтобы снимать, грубо говоря, чернуху, но уметь взлететь над этим. Я взлета не вижу. Грязь неинтересна зрителям. Искусство - это не жизнь. Оно всегда должно быть над бытом. Тогда выходит, как в “Криминальном чтиве”: при всем ужасе некоторых сцен там есть это “над”.

- Вы согласны с тем, что культура вообще сегодня в дефиците?

- У нас и человеческие отношения в дефиците. Сейчас я говорю про Москву, там кризис во всем. Стоит только отъехать от столицы буквально на двести-триста километров, понимаешь, что все живо. Люди замотаны, но чувствуется русская духовность.

- Говорят, что актерам в театре хорошо только тогда, когда им дают главные роли...

- Актеру хорошо, когда у него получается, когда ему верят. Всех надо любить, хвалить, даже массовку. Так мы созданы.

- Скажите, если кино не дает нам героя, которого зритель бы любил и хотел ему подражать, то, может быть, это должен сделать театр?

- Безусловно. Это так необходимо, особенно сейчас. Недавно во МХАТе прошла премьера спектакля Миши Ефремова, который он поставил по пьесе Ивана Охлобыстина “Максимилиан-столпник”. Спасибо Ивану, что написал эту пьесу. Нужно, чтобы люди ее прочли. Там сказано все, о чем необходимо говорить зрителю. Найдена точка опоры для человека, сидящего в зале. Я как зритель вышла со спектакля просветленной. Этого всегда ждали от театра. Наш спектакль “Прибайкальская кадриль” проще, забавнее, он не помогает осмыслению глобальных вещей, но создает тонус. Я считаю, это тоже полезно.

МХАТ уехал. Мы ждем новых гастролей, новых спектаклей. Обкормленные антрепризой, ждем просветления.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"